С учетом этого различают следующие функции прибыли

инвестиционная — поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

результативная – фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;

финансирующая – часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;

стимулирующая – часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.

Абсолютную прибыль называют общей валовой прибылью, поэтому важно определить ее состав и величину в абсолютном выражении.

Общая (валовая) прибыль планируется раздельно по всем видам:

- прибыль от реализации продукции и услуг по основной деятельности;

- прибыль от реализации прочей продукции и услуг;

- прибыль от реализации основных фондов и другого имущества;

- прибыль от внереализационных доходов и расходов.

Основными методами планирования прибыли являются:

- метод прямого счета;

- аналитический метод;

- метод совмещенного расчета;

- метод мультипликативного эффекта.

Метод прямого счета наиболее распространен на туристских предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте предоставляемых услуг. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации услуг в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной их себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (Оу х Ц) - (Оу х С),

где Оу — объём услуг в планируемом периоде в количественном выражении;

Ц — цена за единицу услуг (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы услуг.

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от показателя прибыли, планируемого на объем реализуемых услуг. Прибыль на реализуемые услуги(ПРу) рассчитывается по формуле:

ПРу = ВРу - СРу,

где ВРу - планируемая выручка от реализации услуг в дей­ствующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

СРу - полная себестоимость реализуемых услуг в предстоящем периоде.

Разновидностью метода прямого счета является метод ассортиментного планирования прибыли, при котором прибыль рассчитывается по каждому виду предоставляемых услуг. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям услуг гостиничного предприятия. Ассортиментный метод планирования прибыли позволяет определить, какой удельный вес каждая предоставляемая услуга имеет в формировании прибыли предприятия.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте предоставляемых услуг, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду предоставляемых услуг в планируемом году, а по всему ассортименту услуг, предоставляемых каждым подразделением гостиницы (гостиничное хозяйство, общественное питание, бизнес-центр, оздоровительный комплекс, сувенирная торговля и т.д.). Прибыль по каждому подразделению гостиничного предприятия определяется отдельно, а затем суммируется по всему предприятию. Исчисление прибыли аналитическим методом позволяет определить эффективность работы каждого подразделения гостиницы в процессе образования прибыли.

Метод совмещенного расчета - применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость предоставляемых услуг в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества. Изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Как известно, на прибыль гостиничного предприятия влияют как издержки, так и доходы. Вместе с тем значимость и принцип действия этих факторов различны. На это на практике обращают мало внимания.

Факторы влияния, ориентированные на расходы (фиксированные расходы на основные фонды и эксплуатацию, переменные расходы на услуги), имеют совершенно иной спектр действия, чем факторы, ориентированные на рынок (цена номера, стоимость услуг, загрузка номеров и т.д.). Для гостиниц с достаточно интенсивными фиксированными затратами на основные фонды характерны влияния на прибыль уровня загрузки номеров клиентами и объёма продажи услуг, размера цен на размещение и услуги в значительно большей степени, чем действия на прибыль изменений расходной части в результате экономии по отдельным статьям бюджета. Другими словами: сравнивая влияние на прибыль различных факторов, можно сказать, что воздействие торгового оборота более значительно, чем издержек.

Суть мультипликативного метода заключается в том, чтобы рассчитать мультипликатор, который показывает во сколько раз независимый фактор (прибыль) увеличивается или уменьшается, если зависимый фактор (цена) изменяется на единицу.

Первый этап этого метода включает определение основных факторов (показателей), влияющих на прибыль. Например, в гостинице могут быть выделены следующие основные показатели:

- цены на гостиничные номера;

- доходы номерного фонда;

- цены в меню предприятий общественного питания;

- доходы предприятий общественного питания;

- расходы на основную заработную плату;

- расходы по дополнительной оплате труда (премии и переработки);

- расходы на рекламу;

- стоимость продовольственного сырья и напитков и т.д.

Расчёт ожидаемой прибыль носит многовариантный характер, и окончательным выбирается тот, который оптимально отражает предполагаемое развитие хозяйственной деятельности предприятия в ближайшей перспективе.

Перечень таких показателей может быть расширен в зависимости от специфики работы предприятия. Постоянные расходы представляют собой сумму затрат на персонал, эксплуатационные расходы, управление, амортизационные отчисления и т.д., каждые из которых рассматриваются как самостоятельный фактор воздействия на прибыль. Переменные расходы зависят от объёма торгового оборота, и к ним следует относить такие как расходы по дополнительной оплате труда, продовольственное сырьё, сопутствующие и расходные материалы.

Второй этап состоит из расчёта изменения одного из факторов (показателя) при неизменном действии остальных, исходя из изменений, вызванных действием этого показателя не менее чем на 10%.

Третий этап включает сам процесс расчёта различных вариантов прибыли. Размер прибыли определяется для каждого фактора влияющего на прибыль. В завершении рассчитывается коэффициент мультипликативного эффекта (КМЭ) по следующей формуле:

Изменение прибыли в %

КМЭ = ——————————————————

Изменение влияющего показателя в %

Четвёртым и заключительным этапом является оценка значимости факторов, создающих мультипликативный эффект. Факторы влияния могут быть ранжированы теперь в зависимости от их воздействия на прибыль следующим образом:

 

Факторы влияния Коэффициент мультипликативного эффекта (КМЭ)
Увеличение расходов на продвижение и увеличение загрузки предприятия 32,4
Увеличение цен на размещение 24,8
Увеличение цен в общественном питании 15,3
Сокращение персонала 9,7
Сокращение затрат на продовольственное сырьё и напитки 4,5

 

Увеличение расходов на рекламу КМЭ-32,4 в сочетании с увеличением цен на размещение КМЭ-24,8 и питание КМЭ-15,3 являются, таким образом, основными источниками повышения прибыли предприятия. Полезность применения на практике мультипликативного метода заключается в том, что он позволяет установить контроль над проводимыми маркетинговыми мероприятиям и ответить на следующие три вопросы:

1. Как измениться размер прибыли в зависимость от изменения торгового оборота?

2. Какие необходимо провести затраты, чтобы увеличить размер получаемой прибыли?

3. На какие виду услуг возможно повышение цен, чтобы компенсировать увеличение расходов без сокращения прибыли?

Ответ на эти вопросы позволяет гостиничному предприятию выбрать правильную ценовую стратегию на предстоящий год. Преимущество мультипликативного метода, прежде всего, состоит в его наглядности и простоте применения. Для достижения конкурентных преимуществ каждое гостиничное предприятие должно проводить самостоятельные расчёты по этой или аналогичной методике.

 

Источники формирования прибыли на предприятии индустрии туризма и гостеприимства. Механизм распределения и использования прибыли на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства.

Долгое время в теории, на практике и в официальных документах источником прибыли признавался один-единственный фактор производства – труд. Для туризма этот постулат справедлив в тех редких случаях, когда посредник (турагент) покупает туристский продукт с целью его немедленной перепродажи по более высокой цене. Вот тогда труд турагента выступает источником получения прибыли, поскольку турагент приобрел этот товар с целью реализации.

Источники формирования прибыли на предприятии индустрии туризма и гостеприимства:

1. Первый и главный источник связан с основной производственно-хозяйственной деятельностью туристского предприятия. Величина прибыли в данном случае зависит от:

а) специфики и особенностей туристских продуктов и услуг, их жизненного цикла;

б) объемов продаж;

в) конъюнктуры рынка, конкурентных условий продажи своих товаров и услуг;

г) структуры снижения издержек производства.

2. Второй источник образуется за счет уникальности туристского продукта или монопольного положения туристского предприятия по выпуску того или иного продукта (услуги). Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление туристского продукта. В этой ситуации следует постоянно учитывать такую противодействующую силу, как растущая конкуренция со стороны других туристских предприятий.

3. Третий источник проистекает из инновационной деятельности туристского предприятия. Его роль в последнее время резко возрастает благодаря компьютерным информационным технологиям, созданию глобальной информационной сети Интернет.

Распределение и использование прибыли туристского предприятия.

Балансовая прибыль является объектом распределения на конкретном туристском предприятии. Механизм распределения базируется на следующих основных принципах:

- полученная прибыль распределяется между государством и предприятием;

- прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов, ставки которых устанавливаются законодательством

- размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должен стимулировать его хозяйственную деятельность;

- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, оставшаяся часть – на потребление.

Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли. Однако государство воздействует на его выбор через налоги, налоговые льготы, экономические санкции.

Основные направления использования прибыли следующие:

– отчисления в резервный капитал,

– образование фондов накопления и фондов потребления,

– отвлечение на благотворительные и другие цели,

– в акционерных обществах — выплата дивидендов.

 

Отчисления от прибыли в специальные фонды производятся ежеквартально. На сумму произведенных отчислений от прибыли происходит перераспределение прибыли внутри предприятия: уменьшается сумма нераспределенной прибыли и увеличиваются образуемые из нее фонды и резервы.

Эта прибыль направляется на капитальные вложения и прирост основного и оборотного капитала; на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходы социального характера; а также на выплату дивидендов и доходов.

 

При этом под фондом накопления понимаются средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия).

За счет средств фондов накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие. При этом осуществление капитальных вложений за счет собственной прибыли не уменьшает величину фонда накопления. Происходит преобразование финансовых средств в имущественные ценности. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, а также в результате списания за счет накопительных фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.

 

Под фондами потребления понимаются средства направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.

Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.

 

Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно – финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в сумме отчислений.

Распределение чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: