Основные пути увеличения прибыли на предприятии

Мероприятия могут быть следующего характера:

• увеличение выпуска продукции;

• улучшение качества продукции;

• продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

• снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

• диверсификация производства;

• расширение рынка продаж и др.

 

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.

Несмотря на то что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

 

Основные понятия

 

Прибыль предприятия, номинальная прибыль, минимальная прибыль, нормальная прибыль, максимальная прибыль, консолидированная прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, валовая прибыль, метод прямого счета, метод ассортиментного планирования прибыли, аналитический метод планирования, метод совмещенного расчета, мультипликативный метод, фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд.

 

Контрольные вопросы:

1) Что выражает прибыль как экономическая категория?

2) Какие виды прибыли вам известны?

3) Какие функции прибыли вам известны?

4) Как планируется валовая прибыль?

5) Как рассчитать прибыль методом прямого счета?

6) Как рассчитать прибыль методом ассортиментного планирования прибыли?

7) Как рассчитать прибыль аналитическим методом планирования?

8) Как рассчитать прибыль методом совмещенного расчета?

9) В чем суть мультипликативного метода?

10) Каковы источники формирования прибыли на предприятии индустрии туризма и гостеприимства?

11) На каких основных принципах базируется механизм распределения прибыли?

12) Каковы основные направления использования прибыли?

13) Какие средства и на какие цели идут в фонд накопления?

14) Какие средства и на какие цели идут в фонд потребления?

15) Для чего предназначен резервный фонд?

16) Каковы основные пути увеличения прибыли на предприятии?


 

Тема15. Рентабельность хозяйственной деятельности предприятия индустрии туризма и гостеприимства (2 часа)

Понятие рентабельности как одного из основных показателей эффективности производства. Рентабельность, рассчитанная на основе балансовой прибыли. Рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

Показатели рентабельности хозяйственной деятельности предприятия: рентабельность реализации, рентабельность текущих затрат, рентабельность основных фондов и оборотных средств, рентабельность производства, рентабельность активов, рентабельность совокупных ресурсов, рентабельность фонда оплаты труда.

 

Понятие рентабельности как одного из основных показателей эффективности производства. Рентабельность, рассчитанная на основе балансовой прибыли. Рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность предприятия комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

В общем смысле рентабельность продукции подразумевает, что производство и реализация данного продукта приносит предприятию прибыль. Нерентабельное производство - это производство, не приносящее прибыли. Отрицательная рентабельность - это убыточная деятельность. Уровень рентабельности определяется с помощью относительных показателей - коэффициентов.

Различают два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансовой (общей) прибыли, и рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

 

Показатели рентабельности хозяйственной деятельности предприятия: рентабельность реализации, рентабельность текущих затрат, рентабельность основных фондов и оборотных средств, рентабельность производства, рентабельность активов, рентабельность совокупных ресурсов, рентабельность фонда оплаты труда.

 

Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).

При анализе рассчитанные показатели рентабельности следует сопоставить с плановыми, с соответствующими показателями предыдущих периодов, а также с данными других организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow