Процесс формирования выручки от реализации туристических продуктов, услуг

 

Увеличение выручки от реализации зависит от сложившейся конъюнктуры рынка и эффективной работы сотрудников всех служб туристического предприятия. Финансовая служба отвечает за конечные результаты этих процессов и поэтому должна учитывать результативность всех операций. Это предполагает активное участие финансового менеджера в оптимизации условий заключенных договоров, контрактов на продажу путевок и других видов услуг (обоснование ассортимента услуг, уровня цены, предполагаемых скидок, сроков выполнения договоров).

Пытаясь увеличить доходы от реализации туристических услуг целесообразно провести их тщательный анализ, исходя из конечных финансовых результатов. Для этого проверяется соблюдение минимальной границы всех трансакций туристической организации с учетом обеспечения их безубыточности, т.е. так называемого порога рентабельности. Для его определения применяется следующая формула:

З

Пр =

(Ц – Зп) х Ц,

 

Где Пр – количество услуг, при котором прибыль и убытки равны нулю;

З – постоянные затраты;

Ц – цена единицы туристического продукта;

Зп - переменные затраты на единицу туристического продукта.

Например, постоянные затраты туроператора равны 200 000 усл. единиц, переменные затраты на единицу одного турпродукта 550 усл. единиц, цена единицы турпродукта 600 усл.единиц. Таким образом, в данном случае требуется реализовать туристические заказы общим объемом 2 400 000 усл. единиц, чтобы достичь порога рентабельности. В этом случае обеспечивается только покрытие затрат на создание туристического продукта, а для того, чтобы получить прибыль необходимо расширить сферу туристических услуг, повысить их качество и соответственно объем выручки от реализации.

Принятие решения об увеличении сбыта туристических услуг предполагает проведение предварительных маркетинговых исследований, которые подтвердили бы возможность увеличения спроса на данную продукцию. В противном случае даже многочисленные расчеты окажутся несостоятельными.

Обеспечение своевременного поступления выручки от реализации во многом зависит от способов взыскания средств и форм расчетов. В туристическом бизнесе используются безналичные и наличные формы расчетов. Туроператоры в основном осуществляют расчеты через кредитные учреждения на основе платежных требований на перечисление денежных средств. Другие формы расчетов (чеки, акцептированные банком поручения) используются реже. Продажа туристического продукта непосредственно физическим лицам производится в основном за наличные деньги в национальной или иностранной валюте (при наличии лицензии на осуществление валютных операций). В настоящее время (особенно в гостиницах, ресторанах) широко распространяется оплата услуг пластиковой картой.

Финансовый менеджер должен осуществлять постоянный контроль за полнотой и своевременностью и поступления выручки. Для выявления причин отказа от оплаты или задержки платежей анализируется финансовое состояние партнеров, одновременно применяются санкции к неаккуратным плательщикам и т.п.

Как отмечалось ранее, увеличение общего объема денежных поступлений возможно и за счет других видов доходов. В связи с чем, целесообразно изучать состояние имущества (основных средств, запасов материальных ценностей) и при выявлении его не востребованности принимать меры к реализации или сдачи их в аренду.

В мировой практике крупные туристические предприятия активно действуют на финансовом рынке, осуществляя результативные операции с ценными бумагами, которые также могут увеличивать объем денежных поступлений при благоприятной конъюнктуре рынка. В перспективе, с укреплением финансового потенциала и развития финансового рынка эти поступления могут стать также весомыми доходами данных субъектов.

Достижение максимального объема денежных поступлений не самоцель, а только один из решающих факторов улучшения финансового положения туристической организации. Следует помнить, что получение денежных поступлений всегда связано с осуществлением определенных затрат. Их уровень и структура в значительной мере влияет на непрерывное функционирование и конечные результаты деятельности каждого туристического субъекта. В связи с чем, эти показатели являются важнейшим участком финансового менеджмента.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: