Тема16. Содержание и методология экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия ( 2 часа)

Классификация видов анализа. Функции экономического анализа. Методика экономического анализа: способы исследования, последовательность выполнения аналитической работы. Система показателей анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Информационное обеспечение экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Бухгалтерский анализ – важный элемент информационного обеспечения экономического анализа. Плановые, учетные и внеучетные источники информации на предприятии.

 

Классификация видов анализа. Функции экономического анализа. Методика экономического анализа: способы исследования, последовательность выполнения аналитической работы. Система показателей анализа хозяйственной деятельности предприятия.

 

№ п/п Классификационный признак Вид анализа Назначение
  Отраслевой признак Отраслевой Проводится с учетом специфики отдельных отраслей экономики
    Межотраслевой Применяется во всех отраслях национальной экономики
  Признак времени Предварительный (прогнозный) Проводится до осуществления хозяйственных операций для обоснования управленческих решений и плановых заданий
    Последующий (ретроспективный) Проводится после совершения хозяйственных операций для оценки результатов деятельности предприятия. Подразделяется на оперативный (ситуационный) и итоговый (заключительный)
  Пространственный признак Внутрихозяйственный Изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений
    Межхозяйственный В процессе анализа сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий
  По объектам управления Технико-экономический Изучает взаимодействие технических и экономических процессов, их влияние на результаты ХД
    Финансово-экономический Анализ финансовых результатов деятельности предприятия, финансового состояния предприятия
    Управленческий Проводится в целях планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений
    Социально-экономический Изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на результаты ХД
    Экономико-статистический Применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления
    Экономико-экологический Исследует взаимодействие экономических и экологических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию
    Маркетинговый Применяется для изучения внешней и внутренней среды функционирования предприятия, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности
  По методике изучения объектов Сопоставительный Применяется для сравнения отчетных показателей с показателями плана, данными прошлых лет, передовых предприятий
    Факторный Направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей
    Функционально-стоимостной Метод выявления резервов и предупреждения лишних затрат в процессе производства продукции, оказания услуг
    Маржинальный Метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные
    Экономико-математический Применяется для выбора наиболее оптимального варианта решения экономической задачи, выявления резервов повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов
  По субъектам (пользователям) Анализа Внутренний Проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления ХД
    Внешний Проводится на основании финансовой и статистической отчетности внешними организациями (банками, акционерами, инвесторами и др.)
  По охвату изучаемых объектов Сплошной Проводится по результатам обследования всех без исключения объектов
    Выборочный Проводится по результатам обследования только части объектов
  По содержанию программы Комплексный В процессе анализа деятельность предприятия изучается всесторонне
    Тематический В процессе анализа изучаются только отдельные стороны ХД предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес
  Анализируемая подсистема предприятия Производственный В процессе анализа изучается производственная деятельность предприятия
    Финансовый В процессе анализа изучается финансовая сторона деятельности предприятия
  Горизонт анализа Оперативный Осуществляется контроль текущей, повседневной деятельности предприятия
    Тактический, стратегический Анализ в долгосрочной перспективе

 

 

Функции экономического анализа:

- установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

- научное обоснование текущих и перспективных планов развития предприятия;

- контроль за выполнением планов и управленческих решений, за рациональным использованием ресурсов;

- поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения опыта других предприятий и достижений науки и практики;

- оценка результатов деятельности предприятия за анализируемый период по выполнению планов, достигнутому уровню экономического развития, использованию производственных мощностей;

- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

 

Принципы АХД:

1. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования.

2. Анализ должен носить научный характер.

3. Анализ должен быть комплексным.

4. Анализ должен носить системный подход.

5. Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным.

6. Анализ должен быть действенным, активно воздейство­вать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия.

7. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю.

8. Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

9. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект. Таким образом, основные принципы анализа — это: научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, эффективность и др. Ими следует руководствоваться, проводя анализ хозяйственной деятельности на любом уровне.

 

Принципы метода экономического анализа: сравнение, детализация, элиминирование, использование объективный основ взаимосвязи экономических показателей.

Методологическую основу экономического анализа предприятия представляет моделирование характера взаимосвязи результативного показателя с показателями-факторами.

Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными и традиционными приемами системы показателей с целью повышения эффективности производства.

Характерными особенностями метода являются: определение системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность; установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов, на них влияющих; выявление формы взаимосвязи между факторами; выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи; количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят: сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: методы моделирования (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы математического программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Методы экономического анализа находят свое практическое отображение в конкретных приемах или инструментах. Среди них можно выделить традиционные приемы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации, и нетрадиционные (специальные) приемы экономического анализа.

К традиционным приемам относятся:

• сравнение (сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни);

• относительные (проценты, удельные веса, коэффициенты, индексы) и средние статистические величины;

• способ группировки (используется для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями);

• балансовый метод (соизмерение двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию);

• графический способ (построение масштабных изображений показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур).

В специальных приемах экономического анализа раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, синтетический характер. Специальные методы экономического анализа используются для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования:

• способ цепных подстановок (определение ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные);

• способ абсолютных разниц (изменение результативного признака определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора);

• процентных, или относительных, разниц (применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя);

• сокращенных подстановок (используются подстановки промежуточных произведений факторов);

• метод выявления изолированного влияния факторов (основан на вычитании результирующего признака при единственном изменяющемся факторе);

• интегральный метод (основан на логарифмическом законе перераспределения факторных нагрузок).

 

В процессе экономического анализа приходится иметь дело с определенной системой показателей. Эти показатели подразделяются на:

- абсолютные и относительные – в зависимости от способа их расчета;

- стоимостные и натуральные – в зависимости от положенных в основу измерителей;

- количественные и качественные – в зависимости от своего содержания;

- объемные и удельные – в зависимости от применения отдельных показателей или их соотношений;

- общие и специфические – в зависимости от области примения;

- результативные и факторные – при изучении причинно-следственных отношений.

Абсолютные показатели выражаются в денежных и натуральных измерителях.

Относительные показатели показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей. Определяются они в процентах, коэффициентах или индексах.

Стоимостные – наиболее распространены. Они показывают величину сложных явлений в денежном выражении. Это - объем валовой, реализованной, товарной продукции, оптовый и розничный товарооборот, величина затрат, прибыль.

Натуральные – применяются для выражения величины явлений в физических единицах измерений (масса, длина, объем и т.д.).

Наряду с натуральными показателями используется и их разновидность – условно-натуральные. Их используют при анализе и планировании деятельности предприятий, выпускающих изделия разнообразного ассортимента, для обобщающей характеристики объема производства и для сравнительного изучения всей продукции за ряд лет. Условно-натуральные показатели получаются из натуральных путем пересчета объема продукции на основе коэффициентов трудоемкости.

Количественные – используются для характеристики объемов хозяйственных процессов и явлений. К количественным показателям можно отнести объем производства и реализации, фонд заработной платы, количество работников, плошадь посевов и т.д.. Количественные показатели могут выражаться в стоимостных и натуральных измерителях (объем выпущенной продукции в рублях и в натуральных показателях, объем товарооборота в рублях).

Качественные – используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам) для оценки экономической эффективности трудовых, материальных, денежных ресурсов. Примером качественных показателей являются производительность труда, себестоимость, рентабельность, урожайность культур.

Изменение количественных показателей обязательно приводит к изменению качественных, и наоборот. Так, например, рост объема производства продукции ведет к снижению себестоимости на единицу изделия. Рост производительности труда обеспечивает увеличение объема производства продукции.

Объемные – характеризуют деятельность предприятия в целом (объем выпущенной, реализованной продукции, величина оборотных средств, затраты, прибыль).

Удельные – являются производными от соответствующих объемных показателей (выработка продукции на одного рабочего, объем товарооборота на 1 м2 торговой площади, урожайность с 1 га).

Общие – используются при анализе деятельности всех отраслей экономики.

 

Информационное обеспечение экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Бухгалтерский анализ – важный элемент информационного обеспечения экономического анализа. Плановые, учетные и внеучетные источники информации на предприятии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: