Общество обнаружило колоссальную потребность в науке. От неё во всё большей степени зависят развитие производства, торговли, благоденствие наций. Научные достижения, однако, сколь бы значительными они ни были, всех возникших в обществе проблем не решают.
Стремительно растущая буржуазия наращивает свой контроль над экономической жизнью государства, но у неё связаны руки. Убрать мощный тормоз развития можно, лишь восстав против монополии дворянства на власть и ослабив духовную диктатуру церкви. Но вначале следует убедить людей в необходимости радикальных преобразований в жизни.
Именно отсюда вырастает та система взглядов на мир и человека в этом мире, которая получила название философии Нового времени. Это своего рода манифест выходящих на социальную арену социальных слоёв, поднимающей голову буржуазии.
Френсис Бэкон – основатель новой философии
Бэкон замечает, что, благодаря науке, человек становится равным Богу, раздвигаются границы человеческих возможностей. Научные интересы Бэкона были близки к конкретным, практическим запросам (он и умер-то оттого, что простудился, проводя эксперимент, сколько дней может сохраняться мясо птицы в снегу), ведь ему было важно подчеркнуть, что наука может принести реальную пользу.
|
|
Бэкон, возможно, и не первым выдвинул положение «Знание – сила», но он по-новому подчеркнул его важность. Конечная цель его учения: помочь человеку овладеть силами природы на основе их познания. Инструментом же познания должен быть правильный метод (бредущий в темноте путник быстрее найдёт дорогу, если в его руке фонарь. Так и в науке лучше, если учёный имеет возможность опереться на верный метод). По Бэкону, это индукция – путь изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов идут к общим положениям. Конечно, и в этом случае бывают ошибки в познании, избежать многих из них можно, если отделить науку от религиозной догматики. Из других ошибок философ выделяет привычку поклонения «идолам»: идолы рода – заблуждения, присущие человеческому роду в целом; идолы пещеры – суеверия, заблуждения отдельного человека; идолы рынка – привычка опираться на расхожие представления; идолы театра – слепая вера в авторитеты.
Сочинения философа: «О достоинстве и приращении наук», «Новый органон».