Общая характеристика периода Возрождения
На рубеже Средневековья и Нового времени возникает Возрождение. Европейское Возрождение – уникальный культурный феномен, зародившийся в Италии в ХIII веке. Возрождалось античное наследие, но на совершенно иной, качественно новой ступени. Настало время для восхваления человека, который во многих отношениях во многом приравнивался к Богу-творцу. Человеку приписывались фактически неограниченные творческие способности. Именно человек и связанные с ним проблемы природы, истории и языка стоят в центре интересов философов Возрождения – гуманистов. Если в Средневековье всячески подчёркивалась увечность, слабость физическая и умственная, а человеческое тело считалось греховным, то Возрождение акцентирует внимание именно на красоте Человека. Природа отождествлялась с Богом (пантеизм), тем самым ставился под вопрос догмат о Божественном творении мира.
Сам термин «гуманизм» связан с понятием «человечность». Это слово было заимствовано из трудов Цицерона Колюччо Салютати и Леонардо Бруни, которые обозначили им современную им эпоху, которая представлялась им противоположной античности. Они понимали гуманизм как «такое свойство человека, которое определяет человеческое достоинство и влечёт к знанию». Философию гуманисты понимали не как науку, а, скорее как искусство. Они подчёркивали необходимость сосуществования различных форм философии и разнообразных учений. Именно гуманисты заговорили о легитимности существования невербальных форм философии, выраженных в живописи, музыке, архитектуре.
Основные течения и школы философской мысли эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения возникло большое количество философских течений и направлений. Остановимся лишь на самых значимых.
Гуманизм характеризуется целостной системой взглядов и широким воздействием на общественную мысль, осуществили переворот в культуре и мировоззрении современников. Представители: Петрарка (1304-1374), Салютати (род.1331), Бруни (1370-1444), Валла (1407-1457).
Натурфилософия занимались философией природы, рассматриваемой в её целостности, но умозрительно её толковали, использовали принцип тождества микро- и макрокосмоса. Представители: Дж. Бруно (1548-1600), Н. Кузанский (1401-1464), Леонардо да Винчи (1452-1519), Галилео Галилей (1564-1642).
Аристотелизм: толкование, распространение трудов Аристотеля и их влияния, усвоение учения в различных философских традициях. Представители: Пьетро Помпонацци (1462-1525), Симоне Порцио (1469-1554).
Неоплатонизм: систематизация элементов философии Платона с добавлением учений Аристотеля. Пико дела Мирандола (1463-1494), Марсилио Фичино (1433-1499).
Религиозная философия в основном продолжала темы, поднятые в эпоху Средневековья, но некоторые мыслители выступили с обоснованием необходимости церковных реформ: Эразм Роттердамский (1466-1536), Мартин Лютер (1483-1546), Жан Кальвин (1509-1564).
Политическая философия: одно из направлений – монархомахическое – отстаивало необходимость республики, выступали против единоличной власти монарха, второе направление – абсолютистское – отстаивали единоличное правление государя. Никколо Макиавелли (1469-1527), Гуго Гроций (1583-1645).
Утописты обосновывали социальный идеал на основе божественно-природного закона, отрицали частную собственность, желали равного распределения материальных благ. Томас Мор (1478-1535), Томазо Кампанелла (1568-1639).
Европейская философия ХVII века