Взгляды Бенедикта Спинозы

Талантливейшим продолжателем Декарта-философа стал голландец Бенедикт Спиноза (1632-1677).

Единственный труд Спинозы, вышедший при его жизни не анонимно – «Основы философии Декарта». Его привёл в восхищение один из принципов учителя: нельзя признать истинным то, что не доказано точными, бесспорными доводами. Но философа не устраивает декартовский дуализм. Он считает, что у мира одно начало, и оно материально. Спиноза также гораздо более радикален в отношении религии, чем Картезий. Спиноза рационалист, он полагает, что познавать всё следует ясно и отчётливо. Отсюда - превознесение математики, даже свою этику мыслитель излагает в виде теорем геометрии. Будучи убеждён, что мир познаваем, он считает, что чувственное знание недостоверно, оно – источник ложных идей. Но в ложном представлении отражается существующее на самом деле, но отражается так неточно, что становится заблуждением.

Каждое явление имеет свою причину, задача мыслящего ума – вскрыть причины, порождающие то или иное явление. Но действует слишком много причин, невозможно подсчитать число последствий. Прикрывая собственное бессилие, человек придумал понятие случайности, но Спиноза не признаёт случайности ни в природе, ни в мире людей. Не нужно слепо смиряться с судьбой, в наших силах многое предотвратить, изучая мир, других людей и самого себя. Рассуждая об этом, философ подходит к проблеме свободы: «Свобода есть познанная необходимость».

 

Европейская философия XVIII века

Особенности эпохи Просвещения

В Европе, особенно во Франции и Германии, набирают силу идеи Просвещения. Иногда говорят об эпохе Просвещения, имея в виду, что эти идеи оформляли широкое и мощное движение, объединившее естествоиспытателей, деятелей культуры, политиков, философов, убеждённых в особой, решающей роли просвещения, знаний в социальном развитии общества, полагавших, что причина бедствий, страданий людей – в невежестве. Истина, достигаемая благодаря просвещению, - вот друг всех людей. Объективно все просветители оказывались в роли критиков существующих порядков – она составляла главный нерв их творчества.

Особо следует выделить резко прозвучавшую во Франции критику религии и всего, что с ней связано. Религия воспринималась как самое серьёзное препятствие на пути просвещения. Нельзя не заметить: атеизм связан с материализмом. Большинство просветителей не только воинствующие атеисты, но и ярые пропагандисты материализма.

Основные черты философии Просвещения: просветительство, историзм, социальность, демократизм, радикализм, антиклерикализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: