От философии Гегеля к диалектическому материализм

Философская система Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831). У других мыслителей философия есть старание постигнуть смысл сущего; у Гегеля, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других - природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства.

Основные части философской системы Гегеля – логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Гегель понимал диалектику как закономерность, лежащую в основе природы мышления и самой действительности, ибо каждый тезис уже таит в себе свой антитезис, и оба «снимаются» в синтезе. Диалектика показывает противоречия (например, жизнь-смерть) как моменты перехода или становления в рамках целого, каждое последнее состояние которого превосходит оба предшествующих, не отрекаясь от присущего им смысла. Гегель сформулировал и раскрыл содержание трёх основных законов диалектики: отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, закона взаимоперехода количества в качество и обратно.

Гегель обосновывает важнейший принцип своей философии – тождество бытия и мышления. Мышление – это не только человеческая деятельность, но и независимая от него объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Это некое духовное начало, основа всех природных и общественных явлений, - Абсолют, который можно назвать «Мировой разум», «Мировой дух», «Абсолютная идея». Абсолют существует изначально до реального мира, природы и общества. Мышление «отчуждает» свое бытие в виде материи, природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего мышления (Абсолютной идеи). Абсолютная идея – не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. Абсолют проходит три стадии: Идея – Природа – Дух. Высшую ступень развития «Абсолютной идеи» Гегель называет «Абсолютный дух». Это – само человечество, его история.

Произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» («Логика», «Философия природы», «Философия духа»), «Философия права», «Лекции по философии истории», «Лекции по эстетике», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии религии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: