Государственно-частное партнерство в социальной сфере: механизмы реализации

Социальная сфера включает в себя образование, здравоохранение, науку, культуру, социальное обеспечение (социальную помощь), различного рода социальные услуги.

В дополнение к традиционным сферам партнерства в отраслях производственной инфраструктуры правительства Великобритании, США, Франции, Германии, Испании, Италии, Канады, Австралии, стран Центральной и Восточной Европы стали активно заключать договоры с частным сектором о предоставлении услуг в социальной области: здравоохранения, образования, повышения квалификации рабочей силы, поддержки социально уязвимых групп населения, преодоления чрезмерной социальной дифференциации в обществе.

Образовательные учреждения, медицинские центры и больницы, уличное освещение, утилизация мусора, социальное жилье – главные объекты программ ГЧП, основанных преимущественно на концессионных моделях и контрактах на управление.

Спецификой полноценной концессионной модели, в частности в сфере здравоохранения и образования, является возможность осуществления концессионером нескольких видов деятельности: строительство, реконструкция, модернизация объекта; эксплуатация объекта/сети объектов; производство и предоставление услуг населению в течение всего жизненного цикла объекта соглашения. Такая организация проекта предъявляет к частной компании – концессионеру требования, которые для российских девелоперских компаний являются принципиально новыми. Кроме того, возникают организационные вопросы, связанные с получением частными компаниями лицензий и разрешений на различные виды профессиональной деятельности.

Как можно увидеть, набор социальных услуг для наших граждан более чем скромен. Связано это с тем, что социальные услуги «возникают» из социальных обязательств государства перед своими гражданами, поэтому они оказываются гражданам в рамках государственной социальной политики и за счет средств бюджета (вариант – внебюджетных государственных фондов). Они имеют адресность, т. е. социальные услуги получают только те граждане, которые нуждаются в оказании им государственной помощи. Перечень таких услуг является «закрытым», он не может быть расширен иначе, чем федеральным законом.

Поскольку наша практика складывается таким образом, что оказание социальных услуг в основном возлагается на субъекты государственного и муниципального управления и пока не наблюдается политической воли передать оказание такого рода услуг субъектам негосударственного управления, то полагаем, что наиболее перспективным с точки зрения получения наиболее позитивных результатов от государственно-частного партнерства является социальное обслуживание наших граждан. В связи с этим акцент в данной работе будет сделан именно на те варианты партнерств, которые могут возникать при оказании социально необходимых населению услуг.

Целью такого партнерства могло бы быть повышение эффективности в социальном обслуживании населения; задачей – формирование рынка социальных услуг в области юриспруденции и защита субъективных прав на жизнь и здоровье потребителей; правовое оформление – договор социальных услуг.


 

Формы ГЧП, практикуемые в ЖКХ. Факторы, ограничивающие и стимулирующие интерес частного сектора к партнерству с государственным сектором в ЖКХ. Оценка приемлемости и обоснованности тарифов в проектах ЖКХ

Международный опыт наглядно продемонстрировал, что механизм ГЧП весьма эффективен при создании новых и реконструкции действующих систем в жилищно-коммунальном хозяйстве. Привлечение внебюджетного и внетарифного финансирования со стороны частных инвесторов и операторов в эту сферу экономической деятельности особенно актуально в условиях экономического кризиса.

Принципиальное улучшение организации хозяйственной и финансовой деятельности операторов в отрасли может быть достигнуто путем внедрения механизмов ГЧП, увязывающих интересы власти, частных операторов и потребителей коммунальных услуг. Для власти участие в таком партнерстве – это возможность снизить нагрузку на бюджет и минимизировать риски, связанные с развитием и эксплуатацией коммунальных систем. Для бизнеса работа на объектах ЖКХ означает стабильность получения гарантированного дохода в течение длительного периода времени при условии квалифицированной организации операционной и инвестиционной деятельности.

Продолжительность действия соглашений о ГЧП позволяет партнерам реализовывать значительные инвестиционные программы с привлечением как собственных средств, включая государственное финансирование, так и кредитных ресурсов российских институтов развития и международных финансовых организаций.

Длительное время жилищно-коммунальное хозяйство финансировалось преимущественно из бюджета. Отсутствие рыночного элемента в данной сфере стало причиной внутриотраслевого монополизма и низкого качества оказываемых услуг, физического и морального износа инфраструктуры из-за недостатка средств на ее развитие.

Зарубежный опыт (США, Европа) и размер годового оборота (по оценке экспертов свыше 4 триллионов) рынка ЖКХ в России – плательщиком за пользование коммунальными услугами является каждый житель страны, свидетельствуют в пользу того, что этот рынок не может быть не интересен для бизнеса.

Правительством с привлечением экспертов проводится большая работа, направленная на обеспечение инвестиционной привлекательности этого сектора экономики. В составе комплекса мер – изменение тарифной политики, расширение возможностей в части привлечения финансирования, гарантии компенсации затрат.

В текущей ситуации объекты коммунальной инфраструктуры принадлежат на праве собственности муниципальным образованиям, которые, в свою очередь, передают их в управление специально созданным для этого муниципальным унитарным предприятиям. При этом муниципалитет остается собственником имущества и сохраняет право регулирования тарифов в пределах, установленных федеральным законодательством.

Существующую модель управления коммунальной инфраструктурой нельзя признать эффективной, так как унитарные предприятия не имеют достаточной заинтересованности в улучшении качества предоставляемых услуг и модернизации инфраструктуры. Большой проблемой также является недостаток финансирования, так как издержки оператора не могут быть компенсированы в достаточном объеме за счет потребителей из-за действия тарифной системы определения цен, а муниципальный бюджет не в состоянии нести необходимые затраты


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: