Понятие социального партнерства

ЛЕКЦИЯ 7.

Тема: «Социальное партнерство профсоюзов в современных условиях»

(Автор- кандидат исторических наук, доцент Морозов В.Б.)

План:

1. Понятие социального партнерства.

2. Основные принципы и формы социального партнерства.

3. Профсоюзы в системе социального партнерства.

Литература:

1. Жуков А.Л., Рошко И.Н. О социальном партнерстве, коллективных договорах и оплате труда. М., 2005.

2. Закон РФ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” “Российская газета” 1996. – 20 августа.

3. Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” (в редакции от 24 ноября 1995 г.) с комментариями, - М., 1996.

4. Михеев В.А. Основы социального партнерства. – М., 2001 г.

5. МОТ: Конвенции и рекомендации. – Женева, 1991. Т.2.

6. Шмаков М.В. Социальное партнерство: сделано не мало, но придется сделать больше. “Трудовое право”. 2000 №2.

Отношение наемного труда и капитала на протяжении всей истории своего развития регулировались различными способами. В современных условиях преобладающим стал принцип “социального партнерства”.

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно с вязаных с ними отношений (ст. 23 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Становление социального партнерства относится к периоду появления индустриального общества. Хронологически данный процесс начался в конце XIX -начале XX вв. Утверждение и упрочение системы партнерских отношений в большинстве зарубежных стран получило развитие в 30-е гг. и после Второй мировой войны.

Социальное партнерство не могло сложиться ранее того периода, когда возникли организации и союзы рабочих. Социальное партнерство предполагает переговорный процесс (или даже постоянный диалог) между двумя сторонами. Ясно, что пока рабочие не были организованы, условия трудового найма формировала лишь одна сторона - работодатели, при большем или меньшем участии в этом процессе государства. Отдельные рабочие не могли определить, например, какой размер прибыли они обеспечивают работодателю, с тем, чтобы более обосновано отстаивать желаемый уровень заработной платы.

С возникновением профсоюзов (в Англии, Германии и других странах) положение изменилось. Профсоюзы могли точнее оценить конъюнктуру на соответствующих рынках и более надежно обеспечить рабочим справедливую долю в чистом продукте предприятия, отрасти. Повышение зарплаты (в соответствии с достижениями технического процесса) сделало ряд профсоюзов фактическими партнерами работодателей в системе рыночной экономики.

В условиях, когда уровень заработной платы повышался, государственная власть могла уделять больше внимания судьбе безработных и других социально-незащищенных членов общества (престарелых, инвалидов, сирот и др.) Одновременно развивалась система посредничества и арбитража для преодоления конфликтов между профсоюзами и работодателями.

Взаимодействие властных структур, профсоюзов и работодателей при их обоюдном согласии получило название трипартизма. Именно трехсторонние взаимоотношения и стали базой выработки основных моделей социального партнерства. Хотя оно может осуществляться и на двусторонней основе (в условиях так называемого бипартизма, т.е. двухстороннего сотрудничества работников и работодателей). Российская модель социального партнерства построена в основном на модели “типартизма”, в которой существенная роль отводится государству. Это связано с историческими особенностями развития отношений наемного труда в нашей стране, в которых государство выступало и как законодатель, и как фактический работодатель для большинства работников.

В настоящее время государство во многом продолжает восприниматься в качестве источника реальной власти, способной урегулировать трудовые отношения вообще и в конкретной организации в частности. Это поддерживается еще и тем, что реальные условия труда значительного количества наемных работников по-прежнему определяются в нашей стране непосредственно государством.

Признание партнерских взаимоотношений между трудом и капиталом строится на нескольких факторах: экономическом, социальном, политическом.

Необходимо отметить, что социальное партнерство не является самоцелью. Прежде всего оно представляет собой инструмент, использование которого в ходе диалога между работодателями и профсоюзами позволяет из всего многообразия возможностей выбрать наиболее приемлемые с экономической и социальной точки зрения.

В тоже время социальное партнерство выступает как институт социальной политики, с помощью которого реализуются социальные функции государства и обеспечиваются классовый мир и спокойствие в стране. С этих позиций социальное партнерство – единственно возможная альтернатива классовой борьбе и силовым способом разрешения конфликта труда и капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: