В. 12.1. Социальная политика государства как инструмент регулирования соц. процессов

Система социальной защиты населения и стратегические направления ее развития.

Стратегическое планирование развития социальной сферы.

Социальная политика государства как инструмент регулирования социальных процессов.

Тема 12. Стратегическое планирование социального развития общества

Социальная политика — особый аспект внутренней полити­ки, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.

Важнейшее свойство политики состоит в том, чтобы в концен­трированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть не что иное, как концентрированное воплощение потребностей, интере­сов людей в области социальных отношений и условий их жизне­деятельности.

Социальные отношения возникают и развиваются между людь­ми в процессе их общения между собой. Это общение приобретает различные формы: а) между социальными группами; б) между клас­сами; в) между нациями; г) внутри социальных групп, классов и наций; д) между семьями и внутри них.

Условия жизнедеятельности людей — это материальные и ду­ховные блага, сферы деятельности, необходимые для их существо­вания и развития.

Таким образом, социальная политика — это политика, обращенная непосредственно к населению: классам, на­циям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности.

Выделяют широкое и узкое понимание социальной политики.

Социальная политика в узком смысле - система государствен­ных мер по поддержанию тех общественных групп и слоев, кото­рые в силу тех или иных причин оказываются в более трудном положении, чем другие, страдают от специфических обстоя­тельств и не могут своими силами улучшить собственное поло­жение.

Социальная политика в широком аспекте - общественная политика, направленная на достижение сложной и мас­штабной цели - целенаправленную модификацию общественных структур и институтов в сторону более полного повышения качества людей как граждан и личностей. В этом случае можно говорить о том, что главным объектом социаль­ной политики является население страны, выступающее в качест­ве потребительной силы общества, субъекта потребностей и по­требления.

Все виды политики государства тесно связаны между собой. Осо­бое значение для развития общества имеет диалектическая взаи­мосвязь между экономической и социальной политикой. Она на­ходит свое конкретное появление в следующих двух моментах: а) экономическая политика имеет своим конечным итогом регу­лирования деятельность людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста народного благосо­стояния; б) социальная политика связана с воздействием на отно­шения между людьми по использованию ими материальных и ду­ховных благ, т.е. по использованию условий жизни и всесторонне­го совершенствования всех членов общества исходя из принципов социальной справедливости. Таким образом, то, что для одной по­литики является итогом, то для другой — исходным пунктом.

В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение соци­ального мира в обществе, консенсуса между его различными со­циальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической цели невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сгла­живание социальных конфликтов в обществе.

Для того, чтобы социальная политика государства могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов:

во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве;

во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция опре­деляют положение на рынке);

в-третьих, на принцип ответствен­ности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюде­ние правил игры, за создание соответствующих условий для упоря­дочения течения экономической и социальной жизни;

в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным;

в-пятых,на принцип участия ра­ботников в управлении производством, общественной и государ­ственной жизнью.

Социальная политика государства в социальном рыночном хо­зяйстве должна формироваться таким образом, чтобы:

во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом;

во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества;

в-третьих, со­здать механизм социальной защиты населения.

B социальной политике государства выделяется несколько чрез­вычайно важных направлений, по которым и осуществляется регули­рование социальных процессов, происходящих в обществе. К ним относятся: 1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей. 2. Политика в сфере общественного благосостояния. 3. По­литика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и заня­тости. 4. Политика по поддержке «слабых групп» в обществе. 5. Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет усвоим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее глав­ной целью является содействие стимулированию результатов тру­довой деятельности, профессиональной и территориальной мобиль­ности населения, сокращение необоснованно высокой в настоя­щее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановле­ние и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии зашиты работников наемного труда.

Ме­роприятия данного аспекта социальной политики делятся на две группы: а) в области оплаты труда во внебюджетном секторе эко­номики; б) в области оплаты труда в бюджетной сфере. В первую группу мер входят: обеспечение функционирования системы га­рантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных тариф­ных договоров и соглашений между работодателями и работника­ми на всех уровнях социального партнерства; осуществление регу­лирующего воздействия государства на оплату труда руководите­лей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности. Во вторую: уточнение Единой тарифной сетки по оплате труда работ­ников бюджетной сферы в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, построенном с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда; проведение повышения ставок заработ­ной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики.

Решая вопрос о минимальной заработной плате работников обе­их сфер национальной экономики, государство исходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной в данное время мере, был приближен к величине прожиточного минимума трудоспо­собного человека. При этом используется такой общепринятый в мировой практике социальный стандарт как минимальная часовая оплата труда.

В процессе государственного регулирования оплаты труда на­емных работников активно используются: налоги, механизм соци­ального партнерства и система договоренностей между предпри­нимателями и наемными работниками, государственные гарантии минимальной оплаты труда и использование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовых отношений за наруше­ния трудового законодательства.

2. Политика в сфере общественного благосостояния предусмат­ривает:

а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты насе­ления от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход мень­ше прожиточного минимума должны быть объектом первоочеред­ной помощи со стороны местных и государственных органов. Ми­нимальный потребительский бюджет должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов;

б) поддержку со стороны государства нерыночного сектора наци­ональной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, ко­торые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие кри­терии. К ним относятся: большая часть здравоохранения, физиче­ской культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охра­ны природы, фундаментальная наука и т.д. Отрасли и виды дея­тельности, входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так как именно здесь создается научный, духовный и культурный потенциал для его будущего, со­храняются исторические и нравственные традиции народов, насе­ляющих нашу страну.

3. Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обес­печению функционирования служб и Фонда содействия занято­сти, выплаты пособий по безработице, организации оплаты обще­ственных работ для временно незанятых, разработке программ со­здания, сохранения и развития рабочих мест.

Данное направление социальной политики занимает в ней осо­бое место, так как выступает в роли «связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой.

Указанная роль проявляется в том, что экономическая полити­ка, направленная на эффективное развитие производства, опреде­ляет объем и структуру занятости. В свою очередь социальная по­литика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование, социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержка экономически слабых групп населения и т.п.).

Политика в сфере занятости ока­зывает существенное влияние на политику в сфере благосостоя­ния, поскольку она определяет: а) объем и структуру доходов семьи; б) количество и состав социально незащищенных групп населе­ния; в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.

4. Политика по поддержке социально незащищенных групп насе­ления предусматривает:

Во-первых, постоянное совершенствование пенси­онной системы на основе: а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсио­нера; б) периодической индексации пенсий с учетом роста потре­бительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объек­тивно учитывать трудовой вклад каждого работника; г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов.

Во-вторых, р азвитие си­стемы социальной защиты населения (социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплаты социальных по­собий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан, уволенных с государственной службы и пр.).

В-третьих, обеспечение функцио­нирования системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализации семьей ее важнейших функций: экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей для полного и равно­правного участия женщин в политической, экономической, соци­альной и культурной жизни, строгое соблюдение прав детей и мо­лодежи на их полноценное физич., интеллект., нрав­ственное и социальное развитие.

5. Политика в отношении отраслей социальной инфраструкту­ры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на: создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы; своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хо­зяйственной системы страны; приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и куль­туры, укрепление их материально-технической базы; расшире­ние жилищного строительства; совершенствование коммуналь­ного хозяйства.

Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью осо­бого механизма решения социальных проблем, важным структур­ным элементом которого является стратегическое планирование.

«Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г.» (Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. / Центр стратеги­ческих разработок. -М., 2000. С. 11-13.) в области социальной политики предполагает завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Пред­лагаемая программа социальных реформ призвана установить ориентиры, которые позволяют строить соц. политику исходя из имеющихся у гос-ва ресурсов и возможностей.

Субсидиарность (от лат. subsidiare - поддерживающий, служащий в качестве помощи) - принцип организации и деятель­ности государства и других институтов, согласно которому вы­шестоящие органы могут брать на себя решение только тех задач, которые не в состоянии выполнить нижестоящие, и должны по­могать последним в поддержании их самостоятельности и ответ­ственности.

По мнению разработчиков «Стратегии развития РФ до 2010 г.», суб­сидиарная модель государства означает: доступность и бесплат­ность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.

В области социальной политики субсидиарность проявляется в частности, в оказании государственной помощи только тем, кто не может обеспечить себя самостоятельно - инвалидам, престарелым, детям, многодетным семьям и т.д. Таким образом, предполагается, что социальная политика должна стать областью политики государства по обеспечению определенного уровня жизни населения.

Современные стратегические цели социальной политики Рос­сийской Федерации:

1. Борьба с бедностью, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

2. Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры обеспечения жильем;

4. Переориентация социальной политики на семью, обеспече­ние прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщи­нам, детям и молодежи;

5. Нормализация и улучшение демографической ситуации, сни­жение смертности населения, особенно детской и граждан трудо­способного возраста;

6. Существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Необходимыми условиями достижения указанных целей, явля­ются:

1. Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важней­шего стимула развития производства и повышения трудовой ак­тивности работников.

2. Обеспечение справедливого распределе­ния доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением.

3. Стимулирование исполь­зования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитова­ния социально-значимых программ, направленных на формиро­вание базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.

4. Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с од­ной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой, — не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в свя­зи со структурной перестройкой экономики.

5. Усиление адресно­сти социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа на­значения пособий.

6. Создание полноценных условий жизнедея­тельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизне­обеспечения детей.

7. Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессио­нальных рисков.

8. Стабильное финансирование отраслей соци­альной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.

Приоритетные задачи в социальной сфере России на ближайшую перспективу:

— создание необходимых условий для обеспечения всеобщей до­ступности и общественно приемлемого качества базовых соци­альных благ (прежде всего, медицинского обслуживания и об­щего образования);

— повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, кото­рые не имеют возможностей для самостоятельного решения со­циальных проблем и нуждаются в государственной поддержке;

—создание для трудоспособного населения экономических усло­вий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обес­печивать более высокий уровень социального потребления;

— формирование правовых и организационных основ для разви­тия институтов социально-культурной сферы, создающих воз­можность максимально полной мобилизации средств населе­ния и предприятий, эффективного использования этих средств, и обеспечение на этой основе высокого качества и возможнос­ти широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

- разработка концепции демографической политики РФ на период до 2015 г.;

Последовательное осуществление политики, базирующейся на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях, предпо­лагает переход к перераспределению социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Только в этом слу­чае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Экономическим фундаментом целей и мероприятий стратегии социальной политики должны явиться предусматриваемые в пла­нируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего про­дукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в важнейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государст­венного бюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли рас­ходов на конечное потребление домашних хозяйств в используе­мом ВВП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: