Девочка играет в кубики. И я играю в кубики. Мальчик строит башенку. И я строю башенку.
Бабушка подметает пол. И я подметаю пол. Мама моет посуду. И я мою посуду.
Папа пьет чай. И я пью чай. Мальчик везет машинку. И я везу машинку.
Выдох у ребенка должен получаться достаточно длинным, чтобы он мог на выдохе произнести постепенно увеличивающийся звуковой ряд и фразу.
Когда ребенок освоит диафрагмально-реберное дыхание в положении лежа, можно делать упражнения в положении сидя. Начните с отработки ровного, ненапряженного, длительного выдоха.
Возраст от 2 лет
• «Перышко летит». Сидя на стуле у стола, ребенок должен легонько дуть на лежащее на столе перо, чтобы оно медленно двигалось по поверхности.
• «Свеча». Сидя на стуле у стола, ребенок должен легонько дуть на горящую свечу так, чтобы пламя не гасло, а мерцало, колебалось.
• «Конфетти». Сидя на стуле у стола, малыш должен легонько дуть на рассыпанное на листе бумаги конфетти, так, чтобы оно не разлеталось, а двигалось по листу.
|
|
• «Листок». Поднесите к губам малыша листок бумаги. Пусть кроха дует на листок, так чтобы он подрагивал. Медленно отодвигайте листок все дальше от губ ребенка.
• «Гудок». На выдохе имитировать сирену, округлив при этом губы.
• «АУ». На выдохе «перекликаться», слитно протягивая звукосочетание АУ.
• «УА». На выдохе имитировать плач младенца, слитно протягивая звукосочетание УА.
• «Надувной мячик». Сидя на стуле, ребенок должен вдохнуть животом (ладони лежат на брюшной стенке, фиксируя ее выдвижение вперед), затем медленно выдохнуть воздух, слегка надавливая на живот.
• «Лесенка». На выдохе считать «лесенкой»:
1-й выдох: 1, 2
2-й выдох: 1, 2, 3
3-й выдох: 1, 2, 3, 4
4-й выдох: 1, 2, 3, 4, 5
5-й выдох: 1, 2, 3, 4, 5, 6
6-й выдох: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
7-й выдох: 1, 2, 3, 4, 5, 6
8-й выдох: 1, 2, 3, 4, 5
9-й выдох: 1, 2, 3, 4
10-й выдох: 1, 2, 3
11-й выдох: 1, 2
• «Звери и птицы говорят». Сидя на стуле, ребенок должен сделать вдох животом и на выдохе изобразить, как «говорят» животные:
МУ-МУ-МУ-МУ, БЕ-БЕ-БЕ-БЕ, УХ-УХ-УХ-УХ, КО-КО-КО-КО, МЕ-МЕ-МЕ-МЕ, ГА-ГА-ГА-ГА, ПИ-ПИ-ПИ-ПИ, КВА-КВА-КВА-КВА и т. п.
Самое главное, чтобы между звукоподражаниями не было разрыва, чтобы они произносились слитно, а выдох был длительным и непрерывным.
• «Шарик лопнул». Сидя на стуле, ребенок должен вдохнуть животом и медленно выпускать воздух через губы: «ПФ-Ф-Ф-Ф».
• «Оса и шмель». Сидя на стуле, ребенок должен вдохнуть животом и медленно выпускать воздух, произнося слитно звуки в такой последовательности: «З-З-З-З-Ж-Ж-Ж-Ж».
Когда ребенок научится правильно дышать в положении сидя, можно выполнять упражнения стоя. Ребенок должен сам ладонью контролировать движения брюшной стенки.
|
|
Упражнения выполняются те же, что и раньше, только ребенок должен стоять. Можно слегка усложнить задачу и произносить слоги (слитно) на выдохе:
МА-МА-МА-МА, КУ-КУ-КУ-КУ, ФЫ-ФЫ-ФЫ-ФЫ, ША-ША-ША-ША, ЗО-ЗО-ЗО-ЗО, ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ, БА-БА-БА-БА, ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫ, ГИ-ГИ-ГИ-ГИ, ТЕ-ТЕ-ТЕ-ТЕ, НУ-НУ-НУ-НУ, МИ-МИ-МИ-МИ, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, СВА-СВА-СВА-СВА, НУ-НУ-НУ-НУ, КЛО-КЛО-КЛО-КЛО, СПА-СПА-СПА-СПА, БЛУ-БЛУ-БЛУ-БЛУ, ДВА-ДВА-ДВА-ДВА, ПЛО-ПЛО-ПЛО-ПЛО, ФКА-ФКА-ФКА-ФКА, ТВУ-ТВУ-ТВУ-ТВУ, МНО-МНО-МНО-МНО.
Дыхательную гимнастику нужно проводить ежедневно, чтобы закрепить навыки правильного, полноценного дыхания. Для тренировки дыхания полезно надувать паруса корабликов, плавающих в ванне, дуть на свечку, чтобы пламя мерцало, гонять по столу ватку или бумажку, дуть в дудку, дуть в воду через трубочку. Главное, чтобы малыш не слишком напрягался, делая это.
Голосовой тренинг
Нужно избегать любого голосового напряжения, напряжения мышц шеи и в то же время постараться научить ребенка говорить выразительно, используя оттенки тембра голоса. Малыш должен уметь говорить тише, громче, с различной интонацией, повышать и понижать голос, усиливать и ослаблять его.
Возраст от 2 лет
• «Отзовись».
Предложите ребенку произносить «АУ» громче или тише в зависимости от того, «близко» или «далеко» он от вас находится.
• «Сирена».
Попросите малыша сымитировать звук сирены различной громкости.
• «Громче – тише».
Ребенок стоит и громко произносит гласные звуки, затем, медленно опускаясь на корточки, он говорит все тише и тише. Далее он поднимается, постепенно говоря все громче и громче. Покажите ребенку, как нужно выполнить задание. Все звуки произносятся слитно, переходя друг в друга.
А-у о-Ы, И-ю я-О, Э-ы е-Е, Ю-а, И-Ы, А-о-А, У-и-У, И-о-И, Ы-э-Ы, Я-о-Я, Е-у-Е, Э-о-Э, О-ю-О, О-е-У, И-а-Ы, Ю-о-Ы, А-и-Э, У-и-Е, Я-о-а, Ю-о-И, Э-а-Ы.
• «Комарик и жук».
По вашей команде ребенок имитирует тонкий писк комара («З-З-З») и грубое жужжание жука («Ж-Ж-Ж»).
• «Кто как кричит?»
Ребенок рассматривает картинки с изображением животных и птиц и имитирует их голоса.
цыпленок — пи-пи-пи лягушка – ква-ква-ква волк – у-у-у кукушка — ку-ку-ку кот – мяу-мяу-мяу собака – аф-аф-аф петух – ку-ка-ре-ку индюк – бла-бла-бла тигр – р-р-р свинья – хрю-хрю-хрю коза – ме-ме-ме баран — бе-бе-бе гусь – га-га-га утка – кря-кря-кря
• «Кого зовут?»
Сначала попросите ребенка сымитировать голос взрослого животного – громкий и грубый, а затем детеныша – тихий и нежный.
Взрослый: Корова зовет теленка: Ребенок: МУ-МУ-МУ, Взрослый: Теленок отвечает: Ребенок: му-му-му.
Взрослый: Коза зовет козленка: Ребенок: МЕ-МЕ-МЕ. Взрослый: он отвечает: Ребенок: ме-ме-ме.
Взрослый: Баран зовет ягненка: Ребенок: БЕ-БЕ-БЕ, Взрослый: а он отвечает: Ребенок: бе-бе-бе.
Взрослый: Кошка зовет котенка: Ребенок: МЯУ-МЯУ-МЯУ, Взрослый: а он отвечает: Ребенок: мяу-мяу.
Взрослый: Собака зовет щенка: Ребенок: АФ-АФ-АФ, Взрослый: а он отвечает: Ребенок: аф-аф-аф.
Взрослый: Гусь зовет гусенка: Ребенок: ГА-ГА-ГА, Взрослый: а он отвечает: Ребенок: га-га-га.
Взрослый: Утка зовет утенка: Ребенок: КРЯ-КРЯ-КРЯ, Взрослый: а он отвечает: Ребенок: кря-кря-кря.
Взрослый: Лошадь зовет жеребенка: Ребенок: ГО-ГО-ГО, Взрослый: а он отвечает: Ребенок: го-го-го.
• «Учим стихотворение».
Вы произносите текст, а ребенок продолжает звукоподражанием.
Взрослый: Что там слышно за углом: Ребенок: бомм-бомм-бомм-бомм!
Взрослый: Может, это телефон: Ребенок: динь-дон, динь-дон?
Взрослый: Может, часики спешат: Ребенок: тик-так, тик-так!
Взрослый: Может быть, звонок звенит: Ребенок: дзинь-дзинь, дзинь-дзинь?
Взрослый: Может, это просто стук: Ребенок: тук-тук, тук-тук!
Взрослый: Может, это чей-то писк: Ребенок: пи-пи-пи, пи-пи-пи!
Взрослый: Может, дует кто в дуду? Ребенок: ду-ду-ду, ду-ду-ду!
|
|
Взрослый: Может, ежик к нам идет? Ребенок: топ-топ, топ-топ!
• «Кто шумит?»
Вы называете ребенку действие, а он пытается озвучить его:
Взрослый: Как свистит ветерок? Ребенок: С-с-с.
Взрослый: Как пыхтит чайник: Ребенок: П-п-п.
Взрослый: Как шипит змея? Ребенок: Ш-ш-ш.
Взрослый: Как стреляет пулемет? Ребенок: Т-т-т.
Взрослый: Как фыркает ежик? Ребенок: Ф-ф-ф.
Взрослый: Как воет волк? Ребенок: У-у-у.
Взрослый: Как звенит комар? Ребенок: З-з-з.
Взрослый: Как капает дождик? Ребенок: Кап-кап-кап.
Взрослый: Как идут часы? Ребенок: Тик-так.
Взрослый: Как квакает лягушка? Ребенок: Ква-ква-ква.
Взрослый: Как поет птичка? Ребенок: Цвинк-цвинк-цвинк.