Дом, который построил Джек

Это замечательное стихотворение С. Маршака ребенок будет рассказывать, одновременно показывая действия, о которых пойдет речь.

Вот дом, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

А это пшеница (руками показываем горы пшеницы),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

 

А это веселая птица синица (взмахиваем руками и вертим головой),

Которая часто ворует пшеницу («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

 

Вот кот (потягиваемся),

Который пугает и ловит синицу (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

 

Вот пес без хвоста (машем рукой у себя за спиной),

Который за шиворот треплет кота (потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

 

А это корова безрогая (машем руками над головой),

Лягнувшая старого пса без хвоста («лягаемся» ногами),

Который за шиворот треплет кота (потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

 

А это старушка седая и строгая (грозим пальцем),

Которая доит корову безрогую (имитируем пальцами доение коровы),

Лягнувшую старого пса без хвоста («лягаемся» ногами),

Который за шиворот треплет кота (потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

 

А это ленивый и толстый пастух (медленно прохаживаемся, выпятив животик),

Который бранится с коровницей строгою (машем рукой перед ртом),

Которая доит корову безрогую (имитируем пальцами доение коровы),

Лягнувшую старого пса без хвоста («лягаемся» ногами),

Который за шиворот треплет кота (потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

 

Вот два петуха (размахиваем прямыми руками),

Которые будят того пастуха (хлопаем в ладоши),

Который бранится с коровницей строгою (машем рукой перед ртом),

Которая доит корову безрогую (имитируем пальцами доение коровы),

Лягнувшую старого пса без хвоста («лягаемся» ногами),

Который за шиворот треплет кота (потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

Кот.

Кот Антипка жил у нас (показываем на себя),

Он вставал с лежанки в час (потягиваемся),

В два – на кухне ел сосиски (руки подносим ко рту),

В три – сметану пил из миски (быстро наклоняем голову несколько раз),

Он в четыре – умывался («умываем» лицо руками),

В пять – по коврику катался (крутимся на месте),

В шесть – таскал сельдей из кадки (делаем хватательные движения двумя пальцами),

В семь – играл с мышами в прятки (прыгаем в стороны),

В восемь – хитро щурил глазки (щуримся),

В девять – ел и слушал сказки (поглаживаем себя по животу),

В десять – шел к лежанке спать (медленно шагаем вперед),

Потому что в час вставать (потягиваемся).

 

 

Спор.

Стали спорить на поляне (поворачиваемся в стороны и размахиваем руками)

Сразу несколько зверей (загибаем пальцы в такт):

Тигр («загребаем лапами»),

Волк (горбимся),

Две обезьяны (подпрыгиваем),

Три медведя (переваливаемся с ноги на ногу) —

Кто умней (подносим палец ко лбу)?

Серый заяц прискакал (подскакиваем)

И зверей пересчитал (отмечаем пальцем),

Только сбился он со счета (разводим руки) —

Ох, и трудная работа («утираем пот» со лба).

Нужно зайчику помочь (хлопаем в ладоши)

Сосчитать зверей точь-в-точь (загибаем пальцы)!

Постоянно поддерживайте в ребенке веру в себя, он должен быть уверен в том, что сможет справиться с речевой проблемой, малыш не должен бояться говорить.

На заметку! Вы не забыли о простых поручениях, выполнение которых требует не только речевых навыков, но и решительности, уверенности, умения владеть собой. Пусть ребенок спросит у прохожего, который час, сходит к соседям за солью, отнесет вашей подруге журнал. Ребенку более старшего возраста можно дать поручение посложнее, малышу – попроще. Главное, чтобы ребенок понял: есть вещи, которые он может сделать сам и может сделать хорошо!

Возраст от 1,5 лет

• Рассказываем сказки.

Очень полезно рассказывать вместе с малышом сказки, в которых содержится большое количество повторений. Повторяющиеся фразы с небольшими вариациями и добавлениями может проговаривать даже совсем маленький ребенок. При этом он будет изображать происходящее, то есть разыгрывать маленькие спектакли. («Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок»)

На первых порах можно произносить текст вместе с малышом, постепенно давайте ему возможность больше говорить самостоятельно. Учите ребенка изображать то, о чем он говорит, жестикулировать, показывать различные действия.

Черный жук.

Большой черный жук проснулся злым и голодным. Пополз жук по траве и встретил паучка.

– Ты чего такой злой? – спросил его паучок.

– Я голодный, – ответил жук, – и сейчас я тебя поймаю и съем.

И он поймал паучка и съел его, но не наелся, а только еще больше разозлился и надулся. Пополз жук дальше и встретил гусеницу.

– Ты чего такой злой? – спросила его гусеница.

– Я съел паучка, но не наелся. Поэтому я сейчас поймаю тебя и съем, – ответил жук.

И он поймал гусеницу и съел ее, но не наелся, а только еще больше разозлился и надулся. Пополз жук дальше и встретил муху.

– Ты чего такой злой? – спросила его муха.

– Я съел паучка, я съел гусеницу, но не наелся. Поэтому я сейчас поймаю тебя и съем, – ответил жук.

И он поймал муху и съел ее, но не наелся, а только еще больше разозлился и надулся. Пополз жук дальше и встретил бабочку.

– Ты чего такой злой? – спросила его бабочка.

– Я съел паучка, гусеницу, муху, но не наелся. Поэтому я сейчас поймаю тебя и съем, – ответил жук.

И он поймал бабочку и съел ее, но не наелся, а только еще больше разозлился и надулся. Пополз жук дальше и встретил стрекозу.

– Ты чего такой злой? – спросила его стрекоза.

– Я съел паучка, гусеницу, муху, бабочку, но не наелся. Поэтому я сейчас поймаю тебя и съем, – ответил жук.

– А ты меня не поймаешь, – сказал стрекоза и взлетела.

Жук выпустил крылья и полетел за ней. Но он так наелся, что слишком раздулся и отяжелел, поэтому лопнул. Из его брюха выбежали все, кого он съел.

– Я свободен! – сказал паучок.

– Я свободна! – сказал гусеница.

– Я свободна! – сказал муха.

– Я свободна! – сказал бабочка.

– А я свободна, – сказал стрекоза, – потому что не сдалась!

• Инсценирование.

Занимаясь инсценированием, малыш учится показывать маленький спектакль. Ваш ребенок не только будет уметь рассказывать стихи и правильно говорить, но и перестанет бояться показать свои способности и начнет выступать на утренниках и детских праздниках.

Вам придется стать немножко артистом, немножко режиссером, немножко зрителем. Эти же роли вместе с вами будет играть и ребенок. Как и что именно инсценировать, вы будете определять исходя из возраста, интересов и особенностей личности вашего сына или дочки. Вы хорошо знаете, что нравится ребенку, что у него получается, чем он интересуется. В этом разделе вы найдете несколько историй для инсценирования, но наверняка вы сможете сами придумать что-то свое.

Для начала пробуйте изображать простые движения и действия, сопровождая их комментариями. Слова нужно произносить одновременно с движениями, в одном ритме.

Я рублю дрова (делаем рубящие движения). Я крашу стену (плавно двигаем руками).

Я ем суп (подносим воображаемую ложку ко рту и проглатываем «пищу»).

Я сметаю крошки (плавно двигаем кистью).

Я режу хлеб (одной рукой удерживаем «хлеб», другой отрезаем куски).

Я мою руки (открываем воображаемый кран, намыливаем руки и моем их).

Я шью (двигаем кистью, пальцы складываем щепоткой).

Я строю башню (изображаем установку кубика на кубик). Я стираю белье (двигаем кистями).

Я чищу зубы (выдавливаем из воображаемого тюбика пасту, чистим зубы и полоскаем рот).

Я причесываюсь (проводим рукой вдоль головы).

Я вытираю пыль (совершаем плавные движения кистью, пальцы собраны вместе).

Я глажу белье (проводим над столом рукой, сжатой в кулак).

 

Возраст 2–4 года

 

Детям интересно изображать простые, понятные сценки с двумя или тремя героями, хорошо знакомые сказки, любимые стихи.

– Кисонька-мурысенька, ты где была («гладим кошку»)?

– На мельнице (круговые движения руками).

– Кисонька-мурысенька, что там делала («гладим кошку»)?

– Муку молола (круговые движения кистями рук).

– Кисонька-мурысенька, что из муки пекла («гладим кошку»)?

– Прянички («лепим пряники»).

– Кисонька-мурысенька, с кем прянички ела («гладим кошку»)?

– Одна (гладим себя по животу)!

– Не ешь одна, не ешь одна (грозим указательным пальцем)!

 

– Зайка, зайка, как ты бел (удивленно разводим руками)!

– Потому что в снег я сел (приседаем и встаем)!

– Ну а летом ты какой (удивленно разводим руками)?

– Пестрый, рыжий, травяной (загибаем пальцы на каждый признак)!

 

– Зайка, зайка, белый хвост, где ты был (удивленно разводим руками)?

– Косил овес («косим» траву).

– Где овес (удивленно разводим руками)?

– Журавль склевал («клюем» зернышки).

– Где журавль (удивленно разводим руками)?

– Медведь прогнал (отмахиваемся).

– Где медведь (удивленно разводим руками)?

– Сидит в ловушке (садимся на корточки и закрываем голову руками).

– Где ловушка (удивленно разводим руками)?

– На горушке (показываем вверх).

– Где горушка (удивленно разводим руками)?

– Вечерком (показываем на часы).

– Смыло в Каму ручейком (отмахиваемся).

 

– Белка, где твой склад грибов (вопросительно разводим руками)?

– По карманам у дубов (показываем на свои карманы)!

– Где домишко твой (вопросительно разводим руками)?

– В сосне (указываем пальцем).

– А постель (вопросительно разводим руками)?

– Постель на мне (гладим себя)!

 

И. Анденко.

 

– Откуда идешь ты,

Лягушка-квакушка (вопросительно разводим руками)?

– С базара домой,

Дорогая подружка (показываем вперед).

– А что ты купила (вопросительно разводим руками)?

– Всего понемножку (показываем руки ладонями вверх):

Купила ква-пусту (загибаем палец),

Ква-соль и ква-ртошку (загибаем пальцы).

 

В. Орлов

– Почему ты черен, кот (вопросительно разводим руками)?

– Лазил ночью в дымоход (делаем «лазающие» движения).

– Почему сейчас ты бел (вопросительно разводим руками)?

– Из горшка сметану ел (причмокиваем).

– Почему ты серым стал (вопросительно разводим руками)?

– Пес в пыли меня валял (крутимся на месте)!

– Так какого же ты цвета (вопросительно разводим руками)?

– Я и сам не знаю это (поднимаем руки)!

 

В. Левановский

 

– Муравей, постой, постой (машем руками),

Почему спешишь домой (вопросительно разводим руками)?

– Что ж, не видишь, стрекоза (показываем вверх),

Надвигается гроза (показываем вдаль)?

Если я спешу домой (указываем пальцем на себя),

Будет дождик проливной (показываем вверх).

 

А. Тараскин

 

Возраст 4–7 лет

Для инсценирования можно использовать прозаические тексты.

Сорока и Заяц.

Сорока: Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

Заяц: Э-э, Сорока, все равно плохо...

Сорока: Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Заяц: Э-э, Сорока, невелико счастье...

Сорока: Вот бы тебе, косой, рысьи когти!

Заяц: Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня все равно заячья...

Н. Сладков

Тони, рыба!

– Тону! – весело крикнула Рыба.

И сделала вид, будто и вправду тонет.

– Рыба тонет. Рыба тонет! – забеспокоились в норах раки и решили: спасем рыбу!

Стали спасать.

–Каррраул!– Завопила Рыба. – Спасают!!!

Удивились раки. Рассердились раки. Повернули в свои норы:

– Тони, Рыба!

– Совсем раки глупые,– отдуваясь, сказала Рыба, – шуток не понимают.

И легла на дно.

Б. Чабан

Павлин и Черепаха.

– Некрасивый ты, – сказала однажды Павлину Черепаха.

– Так уж и некрасивый, – не поверил ей Павлин.

– Видно, так, – усмехнулась Черепаха.

– А может, не видно, – понадеялся было Павлин.

– Почему не видно? Мне видно.

– А мне не видно! – пронзительно закричал Павлин. – Не видно!

– Успокойся,– сказала Черепаха. – Я пошутила. Ты очень, очень красивый, только не очень умный.

– Это другое дело! – гордо сказал Павлин. И распустил хвост.

Б. Чабан

Дети очень любят сказки. Поэтому, если вы разыграете с ребенком сказку, да еще вместе приготовите декорации и элементы костюмов, речевой и психологический тренинг пройдет успешно. Мой более чем двадцатилетний опыт работы с детьми показывает, что ребенку очень полезно и интересно разыгрывать известные сказки, окончания которых изменены, например, на современный лад.

Возраст 3–7 лет

Репка.

Действующие лица традиционные, но к ним добавляется новый персонаж – Крыса Крысовна. По ходу пьесы выясняется, что Мышка не помогла извлечь репку из земли, и тогда после дискуссии члены семьи и животные решают позвать Крысу Крысовну – тетку мышки. Крыса Крысовна является и соглашается помочь, но ставит условие: половина урожая будет принадлежать ей. После дебатов по этому поводу незадачливые сборщики идут на условия Крысы. Репка извлекается из земли и делится.

• Пересказ.

Даже маленького ребенка можно учить пересказывать. Это упражнение помогает точнее высказывать мысли и организовывать речь, развивает память, внимание, творческое воображение, речь становится более выразительной и эмоционально окрашенной.

Прочитайте или расскажите малышу короткий текст и попросите его рассказать то, что он запомнил. Если малыш затрудняется, задавайте наводящие вопросы. К рассказу полезно нарисовать картинку, иллюстрирующую текст или кого-либо из персонажей, чтобы ребенок мог ориентироваться на рисунок.

Возраст 3–5 лет

Сережа давно просил родителей купить ему щенка. И вот на день рождения мама и папа сделали ему подарок. Утром Сережу разбудил громкий писк. Сережа увидел в комнате полосатого щенка. Это был маленький боксерчик. Сережа назвал его Джой. Первым делом Джой напустил лужицу на паркете. А потом забрался под диван и заблудился там. Сережа вытащил щенка из-под дивана.

• О каком подарке мечтал Сережа?

• Кого ему подарили?

• Какой породы был щенок?

• Как назвали щенка?

• Что сделал Джой?

Возраст 4–6 лет

Паучок плетет свою паутинку целый день. Летела мимо муха, торопилась. Не заметила муха паутинку, угодила в нее. Попалась муха паучку на обед. Заторопился паучок к добыче. Спешит паучок к обеду. Подрагивает паутинка, пытается муха улететь. Да только из паутинки ей не вырваться.

• Чем занят паучок? • Кто попал в паутинку? • Что делает муха?

У Алеши было вкусное пирожное. Сел он у окна и стал есть. Вдруг слышит, за окном шум. Посмотрел Алеша в окно – а там большая машина проехала. Пока он в окно смотрел, попугай Жора подлетел и пирожное выхватил. Сидит Жора на шкафу на одной лапке, в другой держит пирожное, откусывает по кусочку. Остался Алеша без сладкого!

• Что ел Алеша? • Куда засмотрелся мальчик? • Кто выхватил пирожное? • Куда попугай утащил добычу?

Возраст 5–6 лет

Наступает осень. Желтеют листья, падают с деревьев, устилают землю ярким ковром. Холодный осенний дождик прогуливается по парку. Играет ветер опавшими листьями, носит их по земле. Скоро совсем не останется листьев, будут деревья стоять голые. Будут ждать снега, чтобы укрыл все теплым белым одеялом.

• Когда падают листья с деревьев? • Что происходит с листьями? • Что укроет деревья?

Возраст 5–7 лет

Наш кот совсем обленился – не хочет ловить мышей. Целый день кот спит около теплой печки. Встанет, похлебает из миски, да и опять спать. Мыши до того осмелели, даже днем шуршат и попискивают в углах. Что же делать с котом? И вот однажды решили мы посадить кота на диету. Смотрит кот – миска пустая. Два дня ждал он, а на третий день пришлось ему заняться основным своим делом. Принес кот на кухню пять мышей. Но есть их не стал, сел опять около своей мисочки. Накормили мы охотника.

• Чем занимался ленивый кот? • Как стали вести себя мыши в таких условиях? • Что сделали хозяева кота? • Когда кот решил поработать? • Что сделал кот? • Как кот поступил со своей добычей? • Как отреагировали хозяева на поведение кота?

Антон не выучил стихотворение. На уроке он объяснил учительнице, что у него болела мама, и он за ней ухаживал – некогда было делать уроки. Учительница не поставила двойку. Антон, радостный, пришел домой. Он гордился своей находчивостью, тем, как просто было обмануть учительницу. А вечером учительница позвонила маме Антона, чтобы узнать, как ее здоровье.

• Подготовил ли Антон домашнее задание? • Что Антон сказал в школе? • В каком настроении Антон пришел из школы? • Чем гордился Антон? • Открылся ли поступок Антона?

В этом году мы решили отмечать мой день рождения в «Макдональдсе». Я пригласила пятерых друзей. На праздничном столе было много вкусной еды. Мы заказали фишбургеры, чисбургеры, макнаггетсы, мороженое, колу. Все наелись до отвала. А еще нам показали целое представление. Все ребята выступали с разными номерами. Все мы получили призы, а я получила уйму отличных подарков. А мама была рада, что не надо ничего убирать и мыть посуду!

• Как было решено отпраздновать день рождения? • Сколько гостей было приглашено? • Какое было угощение? • Что входило в программу праздника? • Кого награждали? • Что обрадовало маму?

* * *

Ситуации, в которые попадает ребенок, не всегда бывают благоприятными для него. Приходится спорить, волноваться, переживать. Иногда жизнь ставит перед нами проблемы, решение которые требует немалых усилий. Дети тоже не застрахованы от конфликтов и неприятностей. Именно поэтому так важно разумно закалять ребенка, не организовывать для него замкнутый семейный мирок, доступ в который закрыт как для радостей, так и для горестей из внешнего мира. Как будет ребенок говорить в различных ситуациях? Удастся ли ему правильно строить свои высказывания, точно выражать свою мысль, объяснять свою точку зрения?

Дети страдают как от излишнего контроля с нашей стороны, так и от недостатка внимания. Спросите себя, часто ли ребенок делится с вами своими проблемами, рассказывает ли о том, что происходит в его жизни? Конечно, у каждого человека есть сокровенные мысли и желания, которые не могут быть предметом обсуждения. Но для становления личности ребенка и воспитания его характера очень важно, чтобы он делился с вами: рассказывал вам вечером о том, как прошел его день, на что-то посетовал, чему-то порадовался вместе с вами. Научиться общаться с другими людьми не так уж просто. Нередко, пытаясь поговорить с ребенком, мы предоставляем слово только себе. А ведь искусство общения предполагает и умение выслушать собеседника. Общение – это диалог, в котором участвуют оба собеседника. Если же говорит один, а другой только внимает, это уже не диалог, а монолог.

Самое главное в общении с другими людьми – это честность. Если мы хотим, чтобы люди хорошо относились к нам, мы должны вести себя достойно и честно по отношению к ним. Ребенок с проблемами речи может стать объектом насмешек для своих сверстников. Однако дразнят далеко не всех детей. Дразнят тех, кто реагирует. Если ребенок болезненно реагирует на слова сверстников, то дразнить его становится интересно. Но, как говорит Дейл Карнеги, «никому не интересно дразнить мертвую собаку», ведь она не отвечает. Насмешкам не нужно придавать никакого значения, насмешки – это признак слабости того, кто их использует, и относиться к таким людям нужно снисходительно, жалеть их.

«Никому ничего не скажу...»

Для того чтобы правильно оценить состояние речи ребенка, давайте еще раз вспомним показатели нормального речевого развития.

ГОД

• Знает свое имя и откликается на него.

• Слышит и распознает различные звуки, может имитировать их.

• Понимает и выполняет простые инструкции.

• В словаре примерно десять простых слов.

• Может повторить за взрослым простые слова.

• Понимает значение слов «дай» и «на».

• Понимает значение слова «нельзя».

• Может рисовать каракули маркером или мелками.

• Эмоционально выражает свое отношение к близким, смеется, улыбается.

ГОДА

• Знает свое имя и может назвать его.

• Хорошо различает слова и понимает их значения.

• Чтобы выразить просьбу, пользуется и словами, и жестами.

• По вашему заданию называет предметы на картинках.

• В словаре примерно 200—300 слов.

• Использует слова «да», «нет», «еще».

• Слушает, когда ему читают книжку, и рассматривает картинки.

• Может говорить предложениями и словосочетаниями из 2—3 слов.

• Правильно употребляет некоторые грамматические формы (падежные окончания), согласовывает предмет и действие («мама гладит», «я не буду»).

ГОДА

• В словаре примерно 1000—1500 слов.

• Пользуется фразовой речью, но допускает грамматические ошибки.

• Понимает значения предлогов и использует их в речи.

• Понимает понятия «один» и «много», обозначает их словами.

• Задает вопросы и выслушивает ответы.

• Когда ему читают, договаривает звуки, слоги и слова.

• Словами описывает свое отношение к чему-либо, свои мысли и впечатления.

• Знает, различает и называет два цвета.

• Знает, какое время суток в данный момент.

ГОДА

• В словаре примерно 1500 слов.

• Строит сложные предложения, но с некоторыми грамматическими ошибками.

• Задает сложные вопросы, используя слова «почему», «как», «кто».

• Понимает и употребляет в высказывании такие слова и сочетания, как «наверное», «может быть», «я думаю, что».

• Говорит предложениями, состоящими из 4—5 слов, употребляет глаголы в прошедшем времени.

• Может подражать интонации взрослого.

• Рассказывает на память короткие стихи, составляет короткий рассказ по сюжетной картинке.

• Правильно произносит звуки «б», «п», «д», «т», «в», «ф», «г», «к», «м», «н», «с», «з», «ц».

ЛЕТ

• В словаре примерно 3000 слов.

• Использует предложения из 5—6 слов, в том числе сложные, редко допускает грамматические ошибки.

• Использует глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

• Может пересказать текст.

• Считает до десяти, знает и называет свой адрес.

• Понимает назначение предметов и объясняет, из чего они сделаны.

• Знает, где правая и левая стороны.

• Понимает и называет простые антонимы.

• Правильно произносит все звуки.

ЛЕТ

• В словаре примерно 4000 слов.

• Пользуется сложными предложениями, употребляет все части речи.

• Может рассказывать и пересказывать, передает свое отношение к рассказываемому.

• Использует обобщающие, абстрактные и отвлеченные понятия.

• Рассказывает о событиях, происходивших в прошлом.

• Правильно произносит и дифференцирует все звуки.

• Правильно называет и показывает части тела, ориентируется в пространстве.

• Ориентируется на листе бумаги, раскрашивает, штрихует, обводит, дорисовывает.

• Знает буквы и цифры.

Показатели речевого развития ребенка связаны с общим психомоторным развитием. В последние годы очень важной и острой проблемой является задержка речевого развития и более тяжелый ее вариант – отсутствие речи как таковой, недоразвитие речи. Зачастую родители рассказывают, что до года у малыша все было как будто нормально – гукал, гулил, лепетал, но слова так и не появились или появились одно-два слова, а ребенок продолжает пользоваться отдельными звуками, звукоподражаниями, жестами, мимикой, при этом, по словам мамы, «он все понимает».

Требование родителей говорить (не скажешь, чего ты хочешь, не получишь желаемого) или проблемы в общении со сверстниками, которые не пускают ребенка в общую игру, приводят к тому, что малыш становится агрессивным, раздражительным, нервным, он стремится остаться в одиночестве, может закатить истерику. Однако если у ребенка задержка речи, это вовсе не означает, что у него автоматически наблюдается и задержка психического развития. Так бывает, но далеко не всегда и не у всех детей. Кстати, если вашему ребенку доктор ставит диагноз «задержка психического развития», поинтересуйтесь, по какому именно типу задержка. Нарушения речевого развития негативно влияют на формирование личности ребенка, на его эмоционально-волевую сферу. Дети страдают, оттого что не могут высказать свои мысли и чувства, оттого что их не понимают. Дома такие проблемы обычно проявляются иначе. Близкие понимают ребенка, ведь они научились по его жестам, звукам и звукокомплексам определять, что ему нужно. Дома ребенку комфортно и легко, а вот среди других детей в садике, на улице, становится тяжело. Некоторые малыши начинают драться, отстаивая свое право быть услышанными, другие отстраняются от игр и страдают от этого, третьи становятся молчунами. Детей с задержкой речевого развития, с недоразвитием речи различного уровня направляют в логопедические детские сады. В таком садике коррекционная работа проводится наиболее эффективно, здесь все направлено на преодоление речевых проблему ребенка. С малышами работают все специалисты: логопед, психолог, музыкальный работник, невропатолог, с ними занимается массажист, а воспитатели вооружены специальными знаниями, необходимыми для работы с детьми с нарушением речевого развития. Однако родителям обязательно нужно заниматься с ребенком дома. Если вы не будете относиться к занятиям как к повинности, а действительно заинтересуетесь этим процессом, результат будет очевиден.

Толе три года. У мальчика удивительно умные глаза, он живой, любопытный и эмоциональный ребенок. Он говорит только слова «мама» и «баба», а также всевозможные «ам», «оп», «бай», «у-у» и т.п. Но желание говорить очень сильное, это сразу чувствуется: каждое задание, которое я предлагаю ему выполнить, он комментирует звуками и звукокомплексами. Толя жадно смотрит на игрушки и пособия, которые находятся в кабинете. Называю ему свое имя, плавно протягиваю: «А – ня» (слава богу, меня зовут не Степанида и не Ариадна – трудненько пришлось бы малышам!), и Толя произносит за мной: «А-на!». Мама счастлива, Толя улыбается, и я думаю – какая же чудесная у меня работа!

Итак, дорогие родители, идем от простого к постепенному усложнению заданий, но обязательно добиваемся результата, хоть крохотной, но победы на каждом занятии. Ребенок повторил слово, что-то произнес – не скрывайте своей радости, гордости за него, уверенности, что все получится. Лестница вверх очень длинна, она состоит из множества маленьких ступенек, и каждая ступенька – это успех. Неговорящие дети чаще всего знают о своей проблеме (даже если это совсем малыши) и болезненно реагируют на неумелые попытки заставить их пользоваться речью. Невозможность объяснить свое поведение, высказать желания, договориться с окружающими формируют у ребенка своеобразную модель поведения, причем в ней преобладает негативизм. «Не хочу», «не буду» – и губа оттопыривается вперед, и брови нахмурены, и взгляд исподлобья, и вертит головой из стороны в сторону – полное отрицание. Детей, линия поведения которых основана на двух постулатах – НЕ ХОЧУ и НЕ БУДУ, я называю нехочуки и небудуки. «Он делает только то, что хочет», «Она просто говорит: не буду, и никак не заставишь» – так обычно родители объясняют поведение ребенка-нехочука или малыша-небудука.

Как ни парадоксально, такое поведение чаще всего свидетельствует о том, что ребенок хочет постоянно находиться в центре внимания. Особенно это касается детей с проблемами речи. Подобное поведение я называю «пупизм-землизм». Это своего рода провоцирование мамы или папы. Позицию ребенка определяет дух противоречия. Поведение нехочука или небудука говорит о внутреннем напряжении, в котором находится ребенок. Нужно постараться не придавать большого значения упрямому отрицанию, игнорировать его. Когда во время приема ребенок начинает вести себя подобным образом, я сразу соглашаюсь с ним: «Не будешь – не надо. Я сейчас сама разложу все эти картинки по порядку, это интересно. А ты просто сиди за тем столиком и ничего не делай, не надо тебе участвовать. И можешь даже не смотреть сюда». Нехочук ждет, что его будут просить, что у него будут требовать ответа, участия, реакции, – он ждет внимания, он готов к такому повороту. Но ожидаемой реакции нет, никто его не просит, привычного внимания публики не наблюдается – я занимаюсь своим делом. И нехочук не сразу, но подходит. Вначале с равнодушным видом, готовый отскочить, а я удивляюсь: «Почему же ты подошел? Ты ведь не хочешь собирать этот пазл? Это трудно, наверное, не получится...» Я делаю вид, что не замечаю, как нехочук включается в процесс, но как только он что-то сделает, я непременно хвалю его: «Так ты сделал это? Ты собрал такой сложный пазл? Вот это да! Да ты, оказывается, просто умница! Ты сегодня собрал пазл лучше всех!»

Итак, задача состоит не в том, чтобы любыми способами заставить ребенка говорить – нет, необходимо создать такую ситуацию, в которой маленький человек сам захочет пользоваться речью. Через некоторое время, эффективно спланированное и проведенное, нехочук будет наш. Именно из таких вот нехочуков часто вырастают активные, энергичные, способные, самостоятельные дети.

Если ребенок впадает в истерику без видимых причин, не стоит сразу бросаться к нему и принимать радикальные меры. Скорее всего, он опять-таки ждет внимания, ждет, чтобы родители тут же окружили его неусыпной заботой. Можно предложить малышу покричать и потопать ногами вот там, у окна. Там у вас будет и специальный уголок для катания по полу. Кстати, вот что вы можете сказать малышу: «А когда закончишь вопить, подойди ко мне и скажи, что уже закончил, тогда можно будет предложить тебе сделать кое-что более интересное, чем валяние по полу и топание ногами. Ты ведь наверняка умеешь что-нибудь посложнее».

Родителям, обеспокоенным отсутствием или недоразвитием речи ребенка, специалисты обычно задают такой вопрос: «Много ли среди ваших знакомых немых?». Ответ чаще отрицательный, и тогда родителям объясняют, что все будет в порядке, но для этого потребуется профессиональная грамотная работа педагогов и врачей. И еще – труд родителей, самых главных учителей ребенка, в руках которых есть мощное оружие – любовь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: