Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

а) основная литература:

1. Попова О. С., Сарабьянов В. Д. Мозаики и фрески Святой Софии Киевской. М., «ГАММА-ПРЕСС», 2017.

2. Образ христианского храма. Сборник статей по древнерусскому искусству: К 60-летию А. Л. Баталова / Мин. культуры РФ, Гос. ин-т искусствознания; сост.: Л. А. Беляев, Вл. В. Седов. М., «Арткитчен», 2015.

3. История русского искусства в 22 томах. Т. 2, часть 2: Искусство второй половины XII века / авт. идеи и концепции А. И. Комеч; отв. ред. Л. И. Лифшиц. М., Государственный институт искусствознания, 2015.

4. В созвездии Льва: Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица. Отв. ред. М.А. Орлова. М., Государственный институт искусствознания, 2014.

5. Древнерусское искусство: Искусство средневековой Руси и Византии эпохи Андрея Рублёва. К 600-летию Успенского собора во Владимире: Материалы научной конференции 1–2 октября 2008 года. Ред.-сост. Э.С. Смирнова. М., «Арт-Волхонка», 2013.

6. История русского искусства в 22 томах. Т. 2, часть 1: Искусство 20 - 60-х годов XII века / Государственный институт искусствознания; авт. идеи и концепции А. И. Комеч; отв. ред. Л. И. Лифшиц. М., «Северный паломник», 2012.

7. История русского искусства в 22 томах. Т. 1: Искусство Киевской Руси. IX - первая четверть XII века / Государственный институт искусствознания; Государственный институт искусствознания. М., «Северный паломник», 2007.

8. Баталов А. Л., Беляев Л. А. Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история. М., МГОМЗ, 2013.

9. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., 2007.

10. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. СПб, 1993.

11. Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII вв. М., 1987.

 

б) дополнительная литература:

 

Архитектура:

1. Московский Новодевичий монастырь: к 500-летию основания: Антология / сост. А. Л. Баталов, сост. Л. А. Беляев. М., "Арткитчен", 2012.

2. Баталов А.Л. К вопросу о происхождении крещатого свода в русской архитектуре XVI века // ΣΟΦΙΑ. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А.И. Комеча. М., 2006. С. 47 - 66.

3. Баталов А.Л. Многопридельные храмы XVI века и проблемы иконографии древнерусской архитектуры // Вопросы искусствознания. М., 1994, № 4. С. 313 - 334.

4. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986. (X-XIII вв.)

5. Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII веков: Каталог памятников. Л., 1982.

6. История русского искусства. Под ред. И.Э. Грабаря. Т.1-3. М., 1953-55.

7. История русского искусства. Изд. Академии Художеств. Под редакцией М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. Том 1. М., 1991.

8. История русской архитектуры. М., 1956.

9. Всеобщая история искусств. В 6-ти томах. Т. 2. М., 1956-66.

10. Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. М., 1990.

11. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры XI-XV вв. Византия. Греция. Югославянские страны. Русь. Закавказье. 1987.

 

12. Раппопорт П.А. О роли византийского влияния в развитии древнерусской архитектуры // Византийский Временник. Т.45. 1984.

13. Комеч А.И. Спасо-Преображенский собор в Чернигове (к характеристике начального периода развития древнерусской архитектуры)// ДИ Зарубежные связи М., 1975.

14. Асеев Ю.С. Архитектура древнего Киева. Киев, 1982.

15. Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII-XIII веков. Л., 1979.

16. Иоаннисян О.М. Основные этапы галицкого зодчества // ДИ Художественная культура X- первой половины XIII веков. М., 1988.

17. Иоаннисян О.М. Центрические постройки в галицком зодчестве XII века// Краткие сообщения Института археологии АН СССР. Вып.172. 1982.

18. Иоаннисян О.М. О раннем этапе развития галицкого зодчества// Краткие сообщения Института археологии АН СССР. Вып.164. 1981.

19. Раппопорт П.А. Русская архитектура на рубеже XII-XIII веков// ДИ Проблемы и атрибуции. М., 1977.

20. Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII-XIII веков. Л., 1979.

21. Раппопорт П.А. Полоцкое зодчество XII века // Советская археология № 3. 1980.

22. Торшин Е.Н. К вопрсу о хронологии черниговского строительства рубежа XII-XIII веков// ДИ Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997.

23. Раппопорт П.А., Штендер Г.М. Спасская церковь Ефросиньева монастыря в Полоцке// Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник. Л., 1980.

24. Раппопорт П.А. Церковь Василия в Овруче// Советская археология № 1. 1972.

25. Штендер Г.М. Архитектура Новгородской земли XI-XIII веков. Автореферат диссертации. Л., 1984.

26. Штендер Г.М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни новгородской Софии// ДИ Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972.

27. Булкин В.А. Новгородское зодчество начала XII в. по новым археологическим материалам// ДИ Русь и страны византийского мира. XII в. СПб., 2002.

28. Мильчик М.И. Еще раз о хронологии каменного строительства XII в. в Пскове и Ладоге// Там же.

29. Лалазаров С.В. Два этапа строительства церкви Георгия в Старой Ладоге// Там же.

30. Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII- начала XVI веков. М., 1993.

31. Седов Вл.В. Церковь Николы на Липне и новгородская архитектура XIII века во взаимосвязи с романо-готической традицией// ДИ Русь. Византия. Балканы. XIII в. СПб., 1997.

32. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. Т.1. М., 1961. Т.2. М., 1962.

33. Иоаннисян О.М. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII веков.// Дубов И.В. Города, величеством сияющие. Л, 1985.

34. Иоаннисян О.М. Строительные артели Всеволода III и его наследников// Дмитриевский собор во Владимире. Сб. статей. М., 1997.

35. Комеч А.И. Архитектура Владимира 1150-1180х гг. Художественная природа и генезис русской романики// ДИ Русь и страны византийского мира. XII в. СПб., 2002.

36. Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы// Дмитриевский собор во Владимире. Сб. статей. М., 1997.

37. Лидов А.М. О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII - XIII веков// ДИ Русь. Византия. Балканы. XIIIв. СПб., 1997.

38. Высоцкий А.М. Храм Иезекииля как источник наружного скульптурного декора владимиро-суздальских храмов XII - XIII вв.: sic et non// ДИ Русь и страны византийского мира. XII в. СПб., 2002.

39. Вагнер Г.К. Декоративное искусство в архитектуре Руси X – XIII веков. М., 1964.

40. Вагнер Г.К. Древние черты во Владимиро-Суздальской скульптуре XIII века как элементы нового стиля// ДИ Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972.

41. Никель Г.Л. Отношение мотивов саксонской архитектурной орнаментики романского периода к декору владимиро-суздальской архитектуры// Дмитриевский собор во Владимире. Сб. статей. М., 1997.

42. Попов Г.В. Декорация фасадов Дмитриевского собора и культура Владимирского княжества на рубеже XII - XIII вв.// Там же.

43. Гладкая М.С., Скворцов А.И. Периодизация рельефов Дмитриевского собора во Владимире// ДИ Художестенная культура X – XIII веков. М., 1988.

44. Новаковская-Бухман С.М. Реконструкция первоначального расположения скульптуры Дмитриевского собора во Владимире// Искусство христианского мира. Вып. V. 2001.

45. Новаковская-Бухман С.М. Подвиг Давида в скульптуре Дмитриевского собора во Владимире// Искусство христианского мира. Вып. VI. 2002.

46. Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире// ДИ Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб., 2002.

47. Шеляпина Н.С. К истории изучения Успенского собора Московского Кремля// Советская археология. 1972. № 1. С. 200-214.

48. Федоров В.И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля// Государственные музеи Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1973. № 1.

49. Огнев Б.А. Некоторые проблемы раннемосковского зодчества// Архитектурное наследство. М., 1960. № 12.

50. Огнев Б.А. Успенский собор в Звенигороде на Городке// Материалы и исследования по археологии. 1955. № 44.

51. Балдин В. Архитектура Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры// Архитектурное наследство. Т. 12. М., 1960.

52. Вагнер Г.К. О пропорциях в московском зодчестве эпохи Андрея Рублева// ДИ XV-начала XVI в. М., 1963.

53. Гуляницкий Н.Ф. О внутреннем пространстве в композиции раннемосковских храмов// Архитектурное наследство. Т.33. М., 1985.

54. Максимов П.Н. О композиционном мастерстве московских зодчих начала XV в.// Архитектурное наследство. Т. 21. М., 1973.

55. Гуляницкий Н.Ф. Традиции классики и черты Ренессанса в архитектуре Москвы XV-XVI вв.// Архитектурное наследство. М., 1978. № 26.

56. Вагнер Г.К. Спасо-Андроников монастырь. М.,1972.

57. Подъяпольский С.С. // ДИ Искусство монастырей северо-восточной Руси.

58. Альтшуллер Б.Л. Новые исследования о Никольской церкви села Каменского// Архитектурное наследство. Т. 20. М., 1972.

59. Альтшуллер Б.Л. Бесстолпные храмы XIV века в Коломне// Советская археология. № 4. 1977.

60. Романов К.К. Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях// Известия Российской Академии истории материальной культуры. Л., 1925. № 4.

61. Комеч А.И. Церковь Успения на Волотовом поле в Новгороде: соотношение канона и творчества// ДИ Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб., 2002.

62. История русского искусства. Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 2. Искусство Новгорода. Искусство Пскова. М., 1954.

63. Каргер М.К. Новгород. Художественные памятники XI-XVIIвв. Л., 1980.

64. Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968.

65. Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968.

66. Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII- начала XVI веков. М., 1993.

67. Спегальский Ю.П. Каменное зодчество Пскова. Л., 1976.

68. Бусева-Давыдова И.Л. Об истоках композиционного типа "восьмерик на четверике" в русской архитектуре XVII века // Архитектурное наследство. № 33. М., 1985. С. 220-227.

 

 

Живопись:

1. Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 25 – 49.

2. Сарабьянов В. Д. Страстной цикл Софии Киевской и иконография страстей Господних в византийском искусстве ІХ–ХІ вв. // Византийский временник. №69 (94). М., 2010.

3. Сарабьянов В. Д. Мир книжности во фресках Спасской церкви Евфросиньева монастыря и иконографический замысел преп. Евфросинии Полоцкой // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 12. М., Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 135–163.

4. Никитина Т.Л. Русские церковные стенные росписи 1670–1680-х годов. М.: Индрик, 2015.

5. Попова О.С. Древнерусская живопись и Византия// Искусство средневековой Руси. Материалы и исследования. Издание Государственного Историко-культурного Музея-заповедника “Московский Кремль”. № XII. М., 1999.

6. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. I, II. М., 1986

7. Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006.

8. Попова О.С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003

9. Попова О. С. Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV века. Milano, 1996 (на итал. и рус. яз.).

10. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. XI – начало XVI века. Т.1. М., «Искусство», 1963.

11. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X - начала XV века. М., 1995

12. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. I - II. СПб., 1914*

13. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Исторический и иконографический очерк. СПб., 1905.

14. Византия. Балканы. Русь. Иконы XIII - XV вв. Каталог выставки. М., 1991

15. Иконостас. Происхождение – Развитие- Символика. Сб. статей под ред. А.М. Лидова. М., 2000.

16. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. Сб. статей под ред. А.М. Лидова. М., 1996.

17. Восточнохристианские реликвии. Сб. статей под ред. А.М. Лидова. М., 2003.

18. Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники. Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006.

 

19. Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской// Древнерусское искусство. М., 1972. С.25 — 49.

20. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV веков. М., 1973.

21. Лазарев В.Н. Мозаика Софии Киевской: С приложением статьи А.А. Белецкого о греческих надписях на мозаиках. М., 1960.

22. Высоцкий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев, 1989.

23. Высоцкий С.А. Ктиторская фреска Ярослава Мудрого в Киевской Софии// ДИ Художественная культура X - п. пол. XIII вв. М., 1988.

24. Дорофиенко И.П. О новом исследовании группового портрета семьи Ярослава Мудрого в Софийском соборе// Там же.

25. Лифшиц Л.И. Реконструкция ктиторской композиции Софийского собора в Киеве// ДИ 1998-2005?

26. Тоцкая И.Ф., Заярузный А.М. Музыканты на фреске “Скоморохи” в Софии Киевской// ДИ Художественная культура X - п. пол. XIII вв. М., 1988.

27. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV веков. М., 1973.

28. Лазарев В.Н., Михайловские мозаики. М., 1966.

29. Попова О.С. Мозаики Михайловского монастыря в Киеве и византийское искусство конца XI- начала XII в.// ДИ Русь и страны византийского мира. XII в. СПб., 2002.

30. Дорофиенко И.Ф., Редько П.Я. Раскрытие фресок XII в. в Кирилловской церкви Киева// ДИ Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980.

31. Блиндерова Н.В. Житие Кирилла и Афанасия Александрийских в росписях Кирилловской церкви Киева// Там же.

32. Сарабьянов В.Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века// Вопросы искусствознания. № 4. М., 1994.

33. С. 294-295 – о Полоцке, с. 295-296 – о Кирилловской церкви.

34. Старая Ладога. Сб. под ред. В.Д. Сарабьянова. М., 2002. См. раздел о живописи 2й половины XII в.

35. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV веков. М., 1973.

36. Лифшиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т.Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI – первая четверть XII века. СПб., 2004.

37. Лазарев В.Н. О росписи Софии Новгородской// Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М., 1978. Сс. 116-174.

38. Царевская Т.Ю. Николо-Дворищенский собор в Новгороде: новые открытия росписей XII века// Сакральная топография средневекового города. Известия Института христианской культуры средневековья. Том I. М., 1998.

39. Сарабьянов В.Д. Стилистические основы фресок Антониева монастыря// ДИ Исследования и атрибуции. СПб., 1997.

40. Сарабьянов В.Д. "Успение Богоматери" и "Рождество Христово" в системе декорации собора Антониева монастыря и их иконографический протограф// Искусство христианского мира. Вып. V. 2001.

41. Сарабьянов В.Д. Росписи северо-западной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря// ДИ Русь и страны византийского мира. XII в. СПб., 2002.

42. Селицкий А.А. Система росписи собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке// ДИ Художественная культура X - начала XIII вв. М., 1988.

43. Воронин Н.Н. Смоленская живопись 12-13 веков. М., 1977.

44. Брюсова В.Г.О содержании росписей XI-XII вв. Мартирьевской паперти Софийского собора Новгорода// ДИ Художественная культура X-начала XIII вв. М., 1988.

45. Штендер Г.М. Деисус Мартирьевской паперти Софийского собора Новгорода// ДИ Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980.

46. Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., 2002. Изд. «Северный паломник».

47. Сарабьянов В.Д. Фрески Древнего Пскова. (Брошюра) М., 1993.

48. Сарабьянов В.Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века// Вопросы искусствознания. №4. М., 1994.

49. Сарабьянов В.Д. Хронология строительных и художественных работ в соборе Мирожского монастыря: К проблеме датировки памятника// ДИ Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб., 2002.

50. Сарабьянов В.Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы// Искусство христианского мира. Вып. VII. 2003.

51. Сарабьянов В.Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1999. С. 164-217.

52. Этингоф О.Е. Святые места в программе росписей Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове// ДИ Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб., 2002.

53. Этингоф О.Е. К вопросу о датировке росписей Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове// ДИ Русь и страны византийского мира. XII в. СПб., 2002.

54. Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине (“в Аркажах”). Новгород, 1999.

55. Царевская Т.Ю. Некоторые особенности иконографической программы росписей церкви Благовещения на Мячине (“в Аркажах”) близ Новгорода// ДИ Исследования и атрибуции. СПб., 1997.

56. Царевская Т.Ю. Тема обретений главы Иоанна Предтечи в новгородских росписях XII в.// ДИ Русь и страны византийского мира. XII в. СПб., 2002.

57. Лазарев В.Н. Фрески Старой Ладоги. М., 1960.

58. Старая Ладога. Сб. под ред. В.Д. Сарабьянова. М., 2002.

59. Сарабьянов В.Д. Фрески Георгиевской церкви Старой Ладоги и стилистические течения в новгородской живописи последней трети XII века// Византийский Временник. Том 58 (83). М.,1999.

60. Орлова М.А. Некоторые замечания об орнаменте церкви Георгия в Старой Ладоге // ДИ Русь и страны византийского мира. XII в. СПб., 2002.

61. Мясоедов В.К. Фрески Спаса-Нередицы: Альбом. Ленинград, 1925.

62. Пивоварова Н.В. К истокам идейного замысла росписи церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1199// ДИ Русь и страны византийского мира. XII в. СПб., 2002.

63. Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002.

64. Филатов В.В. Росписи притворов владимирского Успенского собора// ДИ Художественная культура X- п.пол. XIII. М., 1988.

65. Балыгина Л.П., Некрасов А.П. Вновь открытые и малоизвестные фрагменты живописи XII века в Успенском соборе во Владимире// ДИ Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980.

66. Плугин В.А. Фрагмент росписи южной галереи Успенского собора во Владимире// ДИ Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972.

67. Грабарь И.Э. Фрески Дмитриевского собора во Владимире// Русское искусство. № 2-3. 1923.

68. Попова О.С. Фрески Дмитриевского собора во Владимире и византийская живопись XII в. // Дмитриевский собор во Владимире. Сб. статей. М., 1997.

69. Лифшиц Л.И. К вопросу о реконструкции программ храмовых росписей Владимиро-Суздальской Руси XII в.// Там же.

70. Пивоварова Н.В. "Страшный суд" в памятниках древнерусской монументальной живописи второй половины XII в.// Там же.

71. Балыгина Л.П. и др. Исследование и реставрация настенной живописи XII в. в Дмитриевском соборе// Там же.

72. Филатов В.В. Художественно-технологические особенности росписи Дмитриевского собора во Владимире// ДИ Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972.

73. Варганов А.Д. Фрески XI-XIII вв. в суздальском соборе// Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры АН СССР. Вып.5. М.-Л., 1940.

74. Орлова М.А. О фрагментах орнамента и некоторых декоративных приемах в росписях храмов Владимирского княжества// Дмитриевский собор во Владимире. Сб. статей. М., 1997.

75. Царевская Т.Ю. Новые данные о составе росписей церкви Николы на Липне// ДИ Русь.Византия.Балканы. XIII в. СПб., 1997.

76. Лифшиц Л.И. О стиле росписи Снетогорского монастыря// ДИ Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980.

77. Лифшиц Л.И. О мастерах Снетогорской росписи// ДИ Проблемы и атрибуции. М., 1977.

78. Сарабьянов В.Д. Фрески Древнего Пскова. (Брошюра) М., 1993.

79. Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI – начало XVI века. М., 2010.

80. Лифшиц Л.И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. М., 1987.

81. Вздорнов Г.И. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989.

82. Колпакова Г.С. О композиционных особенностях росписи храма на Волотовом поле// ДИ XIV-XV вв. М., 1984.

83. Царевская Т.Ю. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. В. Новгород-Москва, 2002. Изд. «Северный паломник». Брошюра.

84. Лифшиц Л.И. Фрески Феофана Грека в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине улице (об иконографической программе росписи)// ДИ Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб., 2002.

85. Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1990.

86. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.

87. Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде: К 600-летию существования фресок: 1378-1978. М., 1976.

88. Малков Ю.Г. О роли балканской художественной традиции в древнерусской живописи XIV века. Некоторые аспекты творчества Феофана Грека// ДИ М., 1980.

89. Орлова М.А. О некоторых типах орнамента в росписи церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде и особенности декорации ее алтаря// ДИ Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб., 2002.

90. Ковалева В.М. Живопись церкви Федора Стратилата в Новгороде// ДИ М., 1980.

91. Царевская Т.Ю. Фрески церкви Федора Стратилата на Ручью. Брошюра. Новгород, 2001.

92. Царевская Т.Ю. Фрески церкви Федора Стратилата на Ручью. М., 2007.

93. Царевская Т.Ю. Цикл "Страстей Христовых" в алтаре церкви Федора Стратилата в Новгороде// ДИ Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб., 2002.

94. Царевская Т.Ю. Тема аскезы в росписях церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде// Искусство христианского мира. Вып. VII. 2003.

95. Царевская Т.Ю. Богородичная тематика в росписи церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде// Искусство христианского мира. Вып. VIII. 2004.

96. Колпакова Г.С. Фрески церкви Федора Стратилата в Новгороде. Место памятника в палеологовском искусстве XIV века// ДИ СПб, 1995.

97. Дмитриева С.О. Статья о фресках церкви Спаса на Ковалеве// Искусствознание. М., 2000 (?).

98. Дмитриева С.О. Фрески церкви Спаса на Ковалеве под Новгородом. М., 2011.

99. Дмитриева С.О. Роспись храма Спаса Преображения на Ковалеве: истоки и своеобразие стиля// Искусство христианского мира. Вып. VIII. 2004.

100. Греков А.П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. М., 1987.

101. Подобедова О.И. Воинская тема и ее значение в системе росписей церкви Спаса на Ковалеве в Новгороде// ДИ М., 1980.

102. Малков Ю.Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила “на Сковородке” в Новгороде// ДИ XIV-XV вв. М., 1984.

103. Колпакова Г.С. О росписи церкви Симеона Богоприимца в Новгороде// ДИ М., 1980.

104. Малков Ю.Г. Фрески Гостинополья// ДИ СПб., 1995.

105. Овчинников А.Н. Роспись церкви Успения Богоматери в Мелетово// Отблески христианского Востока на Руси. Milano, 1993. Сс.73-95.

106. Бетин Л.В. Реставрация настенных росписей Успенской церкви в с. Мелетово// ДИ Художественная культура Пскова. М., 1968.

107. Розов Н.Н. Еще раз об изображении скомороха на фреске в Мелетово// ДИ Художественная культура Пскова. М., 1968.

108. Смирнова Э.С. Живопись Северо-Восточной Руси. Ростов. Владимир. Кострома. Муром, Рязань. Москва. Вологодский край. Двина. Середина XIII--середина XIV века. М., 2004.

109. Бусева-Давыдова И.Л. Русский иконостас XVII века: генезис типа и история эволюции // Иконостас. Происхождение -- развитие -- символика. М., 2000. С. 621 650.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: