Школьный психолог//№9-2009
Методический тренинг для педагогов-психолов и социальных педагогов
Цель: расширить представления педагогов-психологов и социальных педагогов об использовании арт-терапевтических техник в работе с подростками. Предоставить возможность прочувствовать на собственном опыте действенность этих техник. Создать психологически комфортные условия для снятия психоэмоционального напряжения у специалистов помогающих профессий.
Раздаточный и демонстрационный материал: грим, вата, средство для снятия грима, карандаши для макияжа, карточки-задания с ролями участников племени, диск «Музыка африканских барабанов», белые листы для рисования, пастель, материал для строительства моста (книги).
Ориентировочная продолжительность: 3–4 часа.
ХОД ТРЕНИНГА
Я ЧАСТЬ
Упражнение «Автограф на память»
Все участники семинара представляются и, выбрав наиболее понравившийся им цвет пастели, обводят свои ладони на листочках как приветствие всем участникам занятия и ставят автограф.
|
|
Упражнение «Представьте себе...»
Ведущий. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, обратите внимание на свое дыхание... Ваше дыхание ровное, тело расслаблено... Представьте себя в том месте, где вам наиболее комфортно... Осмотрите это место. Какое оно? А теперь вспомните, когда вы впервые почувствовали себя успешным? Какие ощущения вызвало это в вашем теле? На что похож ваш успех? Что это за образ? Рассмотрите его... Какой он? Поприветствуйте его. Посмотрите на его реакцию... Постарайтесь вступить с ним в диалог — возможно, вам есть что сказать друг другу... А теперь поблагодарите свой успех, вам пора возвращаться. На счет «три» вы снова окажетесь в комнате. Раз, два, три... Откройте глаза, вы можете пошевелить руками, потянуться.
(Затем ведущий предлагает изобразить успех с помощью невербальных средств выразительности: мимики и жестов.)
Упражнение «Сила моего желания»
Ведущий. Успех часто связан с нашей самореализацией, а также с силой нашего желания. Покажите с помощью рук, насколько сильно ваше желание самореализоваться. (Каждый показывает свой вариант.) Сила вашего желания — это домик. Сейчас у вас есть возможность нарисовать свои «домики желания». Возьмите из предложенного набора (карандаши, пастель, гелевые ручки) то, к чему потянется ваша рука, и поместите на ладошку автограф — свой «домик желания»... Доверьтесь руке, рука знает, что делать. (Пока участники рисуют — звучит музыка.)
Упражнение«Энергия желания»
Ведущий. А сейчас еще раз посмотрите на творение своих рук — на ладошку с «домиком желания». Приложите свою ладонь к щеке и почувствуйте энергию, которая есть в вашем желании... Какие ощущения она у вас вызывает? Сожмите ладонь и поднесите ее к губам, мысленно проговорите то, чего вы хотите. Разожмите ладонь и дайте своему желанию свободу... Помогите ему взлететь, легонько сдуйте его с ладошки.
|
|
Рефлексия
Ведущий. Теперь вы можете поделиться с группой своими ощущениями, чувствами, которые вызвали у вас выполненные задания.
Затем ведущий предлагает участникам высказать свои предложения по использованию данной части тренинга в работе с подростками. Затем перерыв на 10 минут.
Я ЧАСТЬ
Упражнение «Распределение ролей»
Ведущий. Сегодня я предлагаю вам еще одну из арт-терапевтических техник, которую можно использовать в работе с подростками.
Но для начала нам необходимо разделиться на две подгруппы, для этого надо рассчитаться на первый-второй. Первые номера — это гримеры, а вторые — племя туземцев. У второй группы есть возможность поменяться с кем-то из первой, кто не готов к сюрпризам и перевоплощениям. Кто хотел бы это сделать? Кто из подгруппы гримеров готов поменяться местами с тем, кто выразил желание быть в подгруппе туземцев?
Я прошу первые номера выбрать по одной карточке, где указаны роль и краткая характеристика одного из представителей племени (содержание карточек см. в приложении). Теперь выберите, кому из второй подгруппы, по вашему мнению, больше подходит роль, написанная на карточке. Представьте себе, как выглядит лицо этого человека.