Физического упражнения

Наглядный,

Словесный,

непосредственной помощи.

Словесный метод имеет важное значение при изучении техни­ки движений. Преподаватель с помощью объяснений, рассказа по­могает создать представление о движении, осознать движение, дать его характеристику. Слово связывает между собой все сред­ства, методы и приемы обучения.

Главную роль в этом методе играет объяснение, после которого ученик пытается выполнить то или иное движение, затем, разоб­рав ошибки, опять пробует его выполнить.

При обучении ритму движений обычно используют подсчет или другие ритмические звуки. Помимо объяснений применяют также напоминание, подсказку.

Немаловажное значение имеет и детальный разбор техники, сопоставление мысленных двигательных представлений ученика с фактическим выполнением. Необходимо помнить, что не всегда возможно словесно создать представление о быстроте движений, силе, моментах инерции и т.д. Поэтому всегда нужно сочетать метод слова с другими методами.

Основными средствами словесного метода являются: рассказ объяснение, напоминание, разъяснение, указание, подсказка' анализ выполненного действия, анализ ошибок.

Наглядный метод опирается на пословицу «Лучше один раз уви­деть, чем сто раз услышать».

Наблюдая за показом, ученик может охватить взглядом целост­ную картину техники, получить представление о сложности или легкости выполнения движений. Зрительное восприятие демонст­рируемой техники дает наиболее объективное отображение ее в сознании учеников, создает правильное двигательное представ­ление, при условии образцового показа.

Показ обычно всегда сопровождается словом, причем объяс­нения должны соответствовать показу. Нельзя демонстрировать технику движений с ошибками или неточностями, особенно де­тям младшего и среднего возраста, которые в первую очередь ста­раются скопировать ваши движения, и если допущена одна ошибка или неточность с вашей стороны, то она может надолго закре­питься у обучающегося, нарушая процесс овладения целостной техникой. Необходимо помнить, что ошибки всегда быстрее усва­иваются, чем правильные движения. Поэтому, анализируя ошиб­ки, никогда нельзя показывать их, надо объяснять и показать дей­ствие без ошибок.

В процессе показа необходимо добиться осмысления не только внешней картины движений, но и научить учеников анализиро­вать действия, понять механизмы того или иного движения. Осоз­нать не только «как?», но и «почему?», «за счет каких факторов?» выполняется действие.

Если двигательное действие по своему составу и структуре по­зволяет выполнить его в замедленном темпе, то показ может вы­полняться в медленном темпе.

Как бы ни хорошо ученик не осознал двигательное действие, невозможно выполнить его, не попробовав. Значит, активно вклю­чается в процесс обучения метод физического упражнения.

Само понятие «упражнение» означает повторение, значит, ме­тод физического упражнения — это метод повторного выполнения изучаемого двигательного действия или каких-либо вспомогательных действий.

Применяя его вместе с другими методами, мы можем создать вполне определенный двигательный навык или сформировать ин­тегральную функциональную систему деятельности, в дальней­шем совершенствуя ее или изменяя по мере надобности.

Претворяя мысленное представление в практическое воспро­изведение движений и действий, ученик овладевает техникой. Это достигается разными путями, и прежде всего методом обучения упражнению в целом и методом обучения упражнению по частям.

При обучении методом целостного упражнения наиболее слож­ной технике сначала надо упростить разучиваемое действие, так, чтобы сущность его осталась неизменной. Наиболее ярко этот метод проявляется в изучении техники бега, так как движения в беге настолько естественны, что почти не нуждаются в упроще­нии.

При обучении методом целостного упражнения необходимо при подборе исходить из следующих правил, подбирая поэтапные уп­ражнения:

  • по своей структуре упражнения должны быть похожи на струк­туру изучаемого действия;
  • из состава целостного действия можно убрать или изменить лишь 1—2 элемента для его упрощения, при этом структура не должна меняться, а функциональный смысл должен оставаться прежним.

Метод расчлененного упражнения применяется с целью изу­чения, исправления, совершенствования и закрепления отдельных частей и элементов целого. Целостное действие сначала подвергается анализу, т. е. определяется состав этого действия. Разделение происходит по таким частям, которые можно выполнить самостоятельно. Например, прыжок в длину с разбега — его можно разделить на следующие части: разбег и подготовка к отталкиванию, отталкивание, полет, приземление. Затем эти части последовательно изучаются. В процессе обучения можно выделить три группы упражнений.

1. Общеподготовительные упражнения направлены на подготовку организма к выполнению специальных или соревновательных упражнений, требующих определенного уровня развития двигательных качеств, как, например: быстроты, силы, гибкости, прыгучести, координированности, ловкости; необходима также подготовка чувствительного аппарата для эффективности обратной вязи — зрительного, слухового, вестибулярного анализаторов.

2. Специально подготовительные упражнения направлены не­
посредственно на овладение техникой движений, поз в опорных
и безопорных положениях, тренировку обратной афферентной связи. Если в первой группе все направлено на развитие двигательных качеств, то в этой группе больше приемов нацелено на выполне­ние упражнений. Например: упражнения, выполняемые в облег­ченных и затрудненных условиях внешней среды; замедленное выполнение упражнений, если структура позволяет выполнить их
в замедленном темпе (переход через барьер в ходьбе); имитацион­ные упражнения по своей форме напоминают или соответствуют основному движению, только меняется темп или условия выпол­нения (имитация постановки толчковой ноги, переход через план­ку, используя гимнастического коня); упражнения с использова­нием вспомогательных действий (внешних ориентиров, звукового ритма и т.п.).

Эти упражнения направлены на формирование нервных свя­зей, создание интегральной функциональной системы деятель­ности, поэтому очень важно, чтобы ученик запоминал, анали­зировал, сравнивал между собой свои действия, мышечные ощу­щения, влияние одних действий на другие, т.е. мог устанавли­вать структурные связи между составными элементами целост­ного действия.

3. Специальные упражнения направлены на закрепление и со­вершенствование целостного действия. Движения в данной группе выполняются в оптимальных режимах соревновательного и око­лосоревновательного характера. Здесь первостепенное значение имеет само целостное действие (например, прыжок в длину с разбега) и его различные вариации с изменением ситуаций, внеш­них условий при неизменном функциональном смысле (прыжок в длину с разбега на дальность с небольшого возвышения).

Необходимо помнить, что на разных этапах обучения одно и то же упражнение может быть использовано как общеподготови­тельное, специально-подготовительное или специальное, напри­мер прыжок в длину в шаге с пробеганием: может использоваться как упражнение для изучения техники отталкивания — специ­ально-подготовительное упражнение; как специальное упражне­ние — при нарушении старых связей или для подготовки к основ­ному упражнению; как общеподготовительное упражнение — при условии его многократного повторения при оптимальной скорости и величине силы отталкивания — для развития прыгучести и силы ног.

Метод непосредственной помощи применяется при обучении позам в различных условиях в медленном темпе. Этот метод, по сути, — исправление ошибок извне. Постороннее вмешательство может быть со стороны живых объектов (преподаватель, партнер) и различных устройств.

Преподаватель может поправить позу ученика, по ходу его дви­жения может помочь выполнить упражнение. Касание рукой оп­ределенных групп мышц позволяет усилить кинестетические ощу­щения, сконцентрировать внимание на этой группе мышц.

Для изучения более сложных технических элементов использу­ются различные снаряды, тренажеры, устройства. Например, дви­жениям в полете (прыжки в длину) можно обучиться с помощью перекладины (в висе), брусьев (в упоре на руках), лонжо, под­кидного мостика, увеличив время полета и т.д.

Естественно, все упражнения, применяемые этим методом, должны повторять структуру изучаемого элемента или хотя бы не менять смысловую картину движения.

При обучении необходимо помнить следующие правила:

  • от легкого к трудному — как по степени усилий, так и по координационной сложности движений;
  • от простого к сложному — от элементов к целому;
  • от известного к неизвестному — используя прошлый опыт, наслаивать одни движения на другие.

Если ученик показывает неуверенность в движениях при обуче­нии, то устранить ее можно следующими способами: а) сузить объем внимания; б) разумно применять страховку и самостраховку.

Правильная постановка задач и последовательность их решения в процессе обучения двигательным действиям — залог эффектив­ного обучения. После проведения детального анализа целостного действия и вычесления элементов техники необходимо определить последовательность их изучения и поставить конкретные задачи.

Например, в анализе техники прыжков в длину с разбега мож­но выделить следующие элементы: разбег и подготовка к отталки­ванию, отталкивание, полет, приземление. Основное звено — от­талкивание, все остальные — второстепенные звенья. При обуче­нии технике прыжка такая последовательность изменяется, т.е. сначала изучается отталкивание и полет в шаге, далее — призем­ление, ритм последних шагов и переход от разбега к отталкива­нию, оптимальный разбег, полет, после чего — изучение прыжка в целом и, последняя задача, совершенствование прыжка. Здесь возникают дополнительные элементы: полет в шаге, который вроде бы относится к самому полету, но изучается в совокупности с отталкиванием; ритм последних шагов также присоединяется не к разбегу, а к отталкиванию. Эти моменты важно выделить, чтобы впоследствии не нарушить структурных связей между элементами техники целостного действия.

По направлению существует задачи в процессе обучения:

озна­комление (ознакомить);

разучивание (разучить);

закрепление (закрепить или обучить в целом);

совершенствование (совершен­ствовать).

Задача ознакомления всегда стоит на первом месте при любом обучении: прежде чем обучать, надо ознакомить, создать пред­ставление об изучаемой технике движений и ознакомиться с груп­пой, чтобы узнать их способности. Здесь в основном применяются словесный и наглядный методы, частично — метод упражнений, при опробовании техники.

Задача разучивания это оптимальная расстановка и изучение выделенных элементов целостного действия (в отличие от рацио­нальной последовательности изучения их), от которых зависят эф­фективность обучения и сохранение структурных связей между элементами. Это наиболее длительный этап обучения, где приме­няются все методы обучения и разнообразные средства.

В задаче закрепления техники движений происходит формиро­вание связей между элементами движений, соединение изучен­ных элементов техники в целостное действие. Здесь также приме­няются все методы обучения, идет обучение действия в целом, при появлении ошибок в каком-либо элементе возвращаются и исправляют их. Число средств уменьшается, в основном выпрлненяются упраженения в целом в разных условиях и специальные упражнения, а также общеподготовительные упражнения, направ­ленные на развитие как координации движений, так и необходи­мых физических качеств.

В задаче совершенствования происходит полное формирование целостного действия в соответствии с двигательной задачей и оптимальных условий его выполнения. Помимо самой техники движений двигательного действия спортсмен должен подогнать эту технику к своим индивидуальным способностям с целью наибо­лее рационального и эффективного ее использования в условиях соревновательной деятельности.

Применяются все методы, но больше делается упор на актив­ность спортсмена, т. е. он сам должен анализировать технику, по возможности исправлять свои ошибки. Средства в этой задаче но­сят характер экстремального воздействия, т. е. выполнение техни­ки соревновательного упражнения в разнообразных ситуациях и условиях.

В легкой атлетике много видов с простой (бег) и сложной (шест) техникой исполнения соревновательного упражнения. Существует определенная последовательность в обучении технике легкоатле­тических видов.

В беговых видах наблюдается следующая последовательность обучения:

  1. бег на средние и длинные дистанции;
  2. спринтерский бег;
  3. эстафетный бег;
  4. барьерный бег;
  5. бег на 3000 м с препятствиями.

Первое обучение бега на средние и длинные дистанции говорит само за себя, здесь и амплитуда движений, степень усилий, коор­динационная и психическая сложности техники относительно низ­кие, не сложная и структура движений.

В спринтерском беге происходит максимальная реализация всех параметров — амплитуды, усилий и т.п., которые должны испол­няться за короткое время. Координационная и психическая слож­ности движений в спринтерском беге возрастают.

Изучив технику спринтерского бега, приступают к изучению техники эстафетного бега, где сложность техники заключается в передаче эстафетной палочки на коротком отрезке при большой скорости бега. Совмещение скоростей бега передающего и прини­мающего повышает координационную и психическую сложности этого вида.

После изучения техники гладкого бега приступают к изучению барьерного бега. По своей структуре барьерный бег относится к смешанной, т. е. здесь присутствуют и циклическая структура (бег), и ациклическая (преодоление барьера). Высокая скорость бега с преодолением препятствий делает технику барьерного бега до­вольно сложной, повышаются и координационная, и психиче­ская сложности упражнения.

Бег на 3000 м с препятствиями по своей структуре похож на барьерный бег, но увеличивается психическая напряженность (тя­желые барьеры, яма с водой) плюс длительная деятельность, при­нуждающая выполнять движения на фоне развивающегося утом­ления, ставят этот вид на первое место по сложности обучения и выполнения соревновательного упражнения.

В легкоатлетических прыжках четыре вида, но есть в прыжках в высоту и длину несколько разновидностей, поэтому мы приводим последовательность обучения, включая и эти способы прыжков:

  1. высота — «перешагивание»;
  2. длина — «согнув ноги»;
  3. длина — «прогнувшись»;
  4. длина — «ножницы»;
  5. высота — «перекидной»;
  6. высота — «фосбери-флоп»;
  7. длина — тройной прыжок;
  8. прыжок с шестом.

Так как прыжки предъявляют почти одинаковые требования по реализации двигательных качеств, то на последовательность обучения будут влиять техническая сложность и психическая на­пряженность вида.

Метания по своей структуре — упражнения ациклического характера, но они будут различаться по технической сложности и психической напряженности вида.

Последовательность обучения следующая:

  1. метание малого мяча;
  2. метание гранаты;

3. метание копья;

4. толкание ядра со скачка;

5. метание диска;

6. толкание ядра с поворота;

7. метание молота.

Естественно, что последовательность обучения видам легкой ат­летики зависит не только от техники вида, его психической напря­женности, но и от способности индивидуума к обучению, его ант­ропометрических данных, уровня физической подготовленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: