Формы проявления застенчивости

Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь ребенка. Условно можно выделить три группы детей по степени выраженности у них застенчивости:

1. Дети, которые предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей. Это преимущественно дети, для которых общение с другими людьми менее предпочтительно, чем уединение.

2. Дети, которые чувствуют страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенным типом людей. Их замешательство настолько сильно, что нарушает их поведение и жизнь в целом. Такие дети в замешательстве легко теряются, смущаются. Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости. Основная проблема таких детей – отсутствие навыков человеческих взаимоотношений и недостаточная уверенность в себе. Это самая многочисленная группа детей.

3. Дети, чей страх перед людьми не знает границ, -- хронически застенчивые. Они испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что-то публично, и столь беспомощны в этом своем состоянии, что единственный выход для них – убежать и спрятаться. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза.

 

Причины застенчивости.

1. Предрасположенность к застенчивости детей с чувствительной, возбудимой нервной системой.

2. Несформированность у ребенка навыков эффективного общения с другими людьми.

3. Особые условия воспитания и личность родителей. Если хотя бы один из родителей застенчив, вероятность того, что и ребенок будет застенчив, возрастает.

4. Навешивание ребенку ярлыка застенчивости.

5. Очередность рождения ребенка в семье: среди первенцев больше застенчивых.

6. Преждевременное психологическое обособление ребенка от матери, ведущее к возникновению у ребенка страха перед неопределенностью жизненных ситуаций. Такого рода страх – отличительная черта глубоко застенчивых.

 

Как предупредить и преодолеть застенчивость.

 

Воспитывайте в ребенке чувство собственной значимости, адекватную самооценку.

· Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны: если человек застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой, там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости. Ребенок с низкой самооценкой выглядит потерянным. Он более пассивен, внушаем, менее популярен и чрезмерно чувствителен к критике. Дети с низкой самооценкой более невротичны, чем дети с высокой самооценкой. Дошкольники, как правило, оценивают себя так, как их оценивают родители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: