Цель: формирование установки на активное участие в группе.
Методика проведения: родители обращаются друг к другу по очереди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь...» — и начинают описывать какой-то случай, произошедший с ним и его ребенком, или необычный эпизод из семейной жизни.
Модальность»
Цель: реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Методика проведения. Ведущий: «Попробуйте на минутку почувствовать себя подростком. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? От учителей или родителей они слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право...», «Тебе интересно...». А теперь перейдите в позицию родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее...».
При обращении к подростку родителям необходимо модальность долженствования свести к минимуму.
Например:
Типичная фраза | Как необходимо говорить |
«Ты должен хорошо учиться!» | «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!» |
«Ты должен думать о будущем!» | «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?» |
«Ты должен уважать старших!» | «Ты знаешь: уважение к старшим —это элемент общей культуры человека». |
«Ты должен слушать учителей и родителей!» | «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться». |
Фразы для самостоятельного задания:
«Мы в твои годы жили гораздо хуже».
«Ты должен ценить заботу старших».
«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»