Задание 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий

Задания к контрольной работе по дисциплине «Современный русский язык»

Вариант 1

Задание 1. Определите количество букв и звуков в следующих группах слов: Русь, дань, лань, лось, медь, мать, семь, сеть

Задание 2. По классификационным признакам звуков назовите слова

- гласный, дрожащий, переднеязычный, сонорный, твердый;

- согласный, смычный, заднеязычный, звонкий, твердый;

- гласный, среднего подъема, среднего ряда, нелабиализованный

Задание 3. Затранскрибировать абзац. Дать акустико-артикуляционную характеристику всем звукам любых знаменательных слов.

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...

Задание 4. Определите, чем отличается фонемный состав слов: количеством фонем, их порядком или набором.

Стремя – время, дар – рад, угол – уголь, одни – одно, прошлый – пошлый, умный – шумный, просо – проси, главный – плавный, липкий – липки, кромка – громко, длина – вина, увел – ушел, груз – грусть, трос – сорт, торс – рост, лапка – палка, капал – копал

Задание 5. Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

Задание 6. Расставьте ударение. Проследите за изменением места ударения в словоформах. Укажите акцентологические варианты и оцените их в свете орфоэпических норм.

Асимметрия, апостроф, баловаться, генезис, гротесковый, деспот, дефис, диспансер, забронировать («покрыть броней»), забронировать («закрепить за кем-л.»), изыски, катарсис, квартал, красивее, мастерски, метонимия, новорожденный, облегчить, приданое, пуловер, упрочение, факсимиле, феномен, форзац, эпиграф

Задание 7. Укажите:

1) орфоэпические варианты, допустимые в литературном языке;

2) орфоэпические варианты, допустимые в разговорной речи;

3) слова с орфоэпической ошибкой.

А[ф'о]ра – а[ф’э]ра; горчи[ч’н]ный – горчи[шн]ный; дерматин – дермантин, доведен – доведён, искус – искус, истекший – истёкший, компрометировать – компроментировать, кухонный – кухонный, миражем – миражом, молодежь – молодёжь, недосоленный – недосоленный, проржаветь – проржаветь, процент – процент, серде[чн]ый – серде[шн]ый, сжать [ж] – [зж]; творог – творог, хребет – хребет, шкап – шкаф, щавель – щавель.

Задание 8. Затранскрибируйте. Укажите проклитики и энклитики. Охарактеризуйте ударение в выделенных словах. Определите место логического, тактового и фразового ударения.

1. Это ведь не скоро разберёшь, где старое кончается, где новое начинается. Иное будто вчера делано, а думка от дедов-прадедов пришла. Не разделишь концы-то. 2. А там Байкал, за тою далью, – В полсуток обогнуть едва ль…

Задание 9. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Задание 10. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудье казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления...

 

Вариант 2

Задание 1. Определите количество букв и звуков в следующих группах слов: Ева, еда, ест, юла, яма, ямб;

Задание 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов - о, -а в наречиях.

1. Окна вагона часто были наглух... залеплены снегом (Гайд.). 2. На выходе из села открылись направ... и налев... чудесные виды (Сол.). 3. Мать тотчас же отняла у них Гека, потому что испугалась, как бы сгоряч... его не стукнули о деревянный потолок (Гайд.). 4. И справ..., и слев... низина клубилась туманом (Наг.). 5. Такой привилегией он пользовался издавн..., вероятно, как больничный старожил (Ч.). 6. У Кати для раздумья времени было досыт... (А. Т.). 7. Медведь взревел и замертв... упал (Крыл.). 8. Я занов... переписал рассказ (Пауст.). 9. Изредк... с пустынной станции доносились гудки единственного маневрового паровоза (Пауст.). 10. Шацкий сначал... дичился меня, потом привык и начал разговаривать (Пауст.). 11. Я с жаром предавался охоте и почти всегда возвращался рано или по крайней мере засветл... (П.). 12. Он мычал и бил всех наотмашь направ... и налев... (Пауст.). 13. Лошадь все воротила вправ..., и потому Василий Андреевич все время сворачивал ее влев... (Л. Т.). 14. Я спокойно шел, спуская Жульку бегать перед собой справ... налев... и обратн..., слев... направ... (Пришв.). 15. Через два часа наступление возобновилось сызнов... (Ш.). 16. Обыкновенно свой маршрут я никогда не затягивал до сумерек и останавливался на бивак так, чтобы засветл... можно было поставить палатки и заготовить дрова на ночь (Арс.). 17. Я еду и от нечего делать читаю вывески справ... налев... (Ч.).

Задание 3. Затранскрибировать абзац. Дать акустико-артикуляционную характеристику всем звукам любых знаменательных слов.

Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудье казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления...

Задание 4. Просклонять по падежам следующие слова: ладья, восемьсот, собственный

Задание 5. Расставьте ударение. Проследите за изменением места ударения в словоформах. Укажите акцентологические варианты и оцените их в свете орфоэпических норм.

Важный – важна – важны; ведомости – ведомостей; гнать – гнала – гнали; задарить – задаришь – задарят; изрешетить – изрешеченный; класть – клала – клали; осудить – осужденный; развести – разведенный – разведен, разведена; река – реки (мн.ч.) – рекам; скатерть – скатерти – скатертей; туфля – туфли (мн.ч.) – туфлями; ясли – яслей; ясный – ясно – ясна – ясны

Задание 6. Затранскрибируйте. Укажите проклитики и энклитики. Охарактеризуйте ударение в выделенных словах. Определите место логического, тактового и фразового ударения.

А за Байкалом – Забайкалье. А там ещё другая даль, Что обернётся далью новой. 3. Опять я подумал о родине, Где стынет в росе лебеда, Где в старой замшелой колодине С утра холодеет звезда. 4. Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь – до дна, Но их подмена словесами Измене может быть равна.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: а) действительных причастий настоящего времени; б) страдательных причастий настоящего времени.

а) Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично мысл...щий ученик;

б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток, доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины, слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек, рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые налогом услуги.

Задание 8. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните, на чём основано раздельное или слитное написание выделенных слов.

Укрыться от дождя под (на)вес, ценить (на)вес золота; умчаться (в)даль, всматриваться (в)даль степи; продвигаться (в)глубь пустыни, отойти (в)глубь; вернуться домой (во)время, заболеть (во)время каникул; насыпать кофе (в)ручную мельницу, обрабатывать деталь (в)ручную.

Задание 9. Разделите все сочетания слов на те, которые являются словосочетаниями, и те, которые ими не являются. У словосочетаний укажите тип грамматической связи.

Оказать предпочтение, отправиться в Европу, пускай привыкает, его телефон, информация стерта, буду меняться, подняться наверх, идти шагом, карие очи, бить баклуши, более интересный.

Задание 10. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

Моя любовь никому не приносила счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердц а

Вариант 3

Задание 1. Определите количество букв и звуков в следующих группах слов: Ефим, Егор, явка, явно, язык, юрта;

Задание 2. Вместо точек поставьте нужные буквы в суффиксах причастий.

Кле...щие игрушки дети, купл...ная книга, гон...щий табун лошадей пастух, стел...щийся плющ, бор...щийся со стихией человек, разгруж...ная баржа, пристрел...ное ружье, нетопл...ная печь, посаж...ное дерево, вял...ная рыба, брезж...щий рассвет, развеш...ные сети, завеш...ная коврами квартира, колебл...мые ветром травы, замеш...ное тесто, застро...ные домами окраины, выслуш...ное замечание, намасл...ные блины, мел...щая кофе машинка, леч...щий врач, пыш...щий здоровьем человек, удосто...ный награды фронтовик, высуш...ное белье, реж...щий предмет, приемл...мое решение.

Задание 3. Затранскрибировать абзац. Дать акустико-артикуляционную характеристику всем звукам любых знаменательных слов.

Моя любовь никому не приносила счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться.

Задание 4. Назовите типы букв и небуквенные графические средства в тексте. Произведите графический анализ подчеркнутых слов:

1) укажите количество букв и фонем;

2) определите, как обозначена на письме твердость/мягкость согласных.

Искусство писать?.. Нет никакого искусства писать. Упомянутый уже умный французский критик Реми де Гурмон великолепно говорит по этому поводу: «Нужно спросить себя: как я это чувствую, как я вижу? И не заботиться ни об эллинах, ни о римлянах, ни о классиках, ни о романтиках.

Задание 5. Выпишите словосочетания из предложений.

Словосочетания с подчинением охарактеризуйте по следующим признакам:

1) какой частью речи выражено главное и зависимое слово;

2) каков тип подчинительной связи (если управление, то предложное или беспредложное),

3) отметьте наличие параллельных связей,

4) опишите семантику словосочетания,

5) укажите обязательность/ факультативность связей.

Предложения для анализа:

1 .По большой дороге рысью едут два экипажа.

2.Мысль лишиться хотя бы одной из дочерей казалась ему несносной.

Задание 6. Используя слово уверен, составьте четыре словосочетания с различными типами связи. (Тип связи не забудьте назвать).

Задание 7. 1. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слов, выделенных курсивом.

2. Подчеркнутые слова охарактеризуйте по следующим схемам: Существительно е: начальная форма; нарицательное или собственное, одушевлен ное или неодушевленное; конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное; род, число, падеж, значение падежа.

Прилагательное: начальная форма; качественное, относительное или притяжа тельное; для качественных указать, какая форма использована в тексте – полная или краткая; степень сравнения качественного прилагательного; род, число, падеж.

Местоимение: начальная форма; разряд по значению; разряд по грамматическим признакам; падеж (для всех); род, число, лицо (для обладающих этими категориями).

Вариант текста для анализа

Семь нот в тишине

В его манере – ничего от эстрадного шоу: классический смокинг, уверенность, такт. Белый платок на крышке черного рояля. Пианист то и дело вытирает лоб. Вдохновенный труд, нелегкая работа….

Концерт необычный, без ведущего. Это естественно. Музыкальная тема для импровизатора – лишь повод, формула, знак. Первое лицо здесь не композитор, создавший тему, а исполнитель, развивающий ее, утверждающий метод ее разработки.

Задание 8. Просклоняйте по падежам числительные 684 человека, полторы чашки, 1,2 процента.

Задание 9. Выберите из существительных те, которые сочетаются с числительным двое, составьте словосочетания: малыши, котята, велосипеды, юноши, дочери, президенты, ножницы, львы.

Задание 10. Расставьте знаки препинания в приведенном данном тексте.

Укажите стилевую принадлежность данного текста.

Одним из важнейших актов предварительного расследования является обвинительное заключение. В нем излагаются преступные действия обвиняемого и дается им юридическая оценка, делается вывод о виновности обвиняемого. В соответствии со ст. 278 УПК РСФСР каждое судебное заседание начинается оглашением обвинительного заключения, поэтому следователь, составляя этот процессуальный акт, должен думать о том, какое психологическое воздействие окажет он на граждан, присутствующих в зале суда, как поможет суду выполнить его воспитательную функцию.

Важным процессуальным актом является приговор. Значение его в системе актов уголовного судопроизводства определяет особую ответственность судей за его качество. Недопустимо, чтобы приговор по делу, связанному с убийством, вызывал ироническую улыбку из-за неточного выбора слов.

Вариант 4

Задание 1. Определите количество букв и звуков в следующих группах сл брось, брошь, гамма, дрожь, мысль, олень, отель;

Задание 2. Затранскрибировать абзац. Дать акустико-артикуляционную характеристику всем звукам любых знаменательных слов.

. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собою роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся - мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние!

Задание 3. Определите, какие фонемы находятся в сильной позиции в следующих предложениях:

Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится мягко, славно, и в это время вспоминаются юные годы. У старых лип и берез, белых от инея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и паль мы, и вблизи них уже не хочется думать о горах и море. (По А.П. Чехову.)

Задание 4. Объясните различия в значении паронимов.

Интеллигентный - интеллигентский, процесс - процессия, геройский, героический, обидный - обидчивый, туристский - туристический, значение - значительность, основание - обоснование, по­нятный - понятливый, хозяйский - хозяйственный, проблемный - проблемати­ческий, объемный - объемистый, желаемое - желательное, романический - романтический, войти –взойти

Задание 5. Назовите типы букв и небуквенные графические средства в тексте. Произведите графический анализ слов:

1) укажите количество букв и фонем;

2) объясните соотношение между буквами и фонемами; охарактеризуйте значение буквы как основное или второстепенное;

3) выделите графические слоги;

4) определите, как обозначена на письме твердость/мягкость согласных;

5) определите, как обозначена фонема?

Писатель, когда пишет, не должен думать ни о своих учителях, ни даже о своём стиле. Если он видит, если он чувствует, – он скажет что-нибудь... Истинная проблема стиля есть проблема физиологии. Мы пишем, как мы чувствуем, как мы думаем, – всем нашим телом.

Задание 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1. Печорин — человек решительный, алч...щий тревог и битв (Бел.). 2. Кое-где видны остатки та...щего снега. 3. Троекуров мало заботился о выигрыше зате...ного им дела (П.). 4. Калиныч провел нас в избушку, увеш...ную пучками сухих душистых трав (Тург.). 5. Падение большого подрубл...ного дерева изумило меня. 6. Мы шли по вымощ...ной серыми камнями мостовой, усе...ной желтой листвой. 7. Дед Щукарь, стремительно увлека...мый в сени, так и не успел кончить фразы (Шол.). 8. Под цвет...ей вишней стояла широкая скамья. 9. Ключ бил из расселины берега, превративш...ся в небольшой овраг. 10. Картины, пис...ные масляными красками, были особенно привлекательны. 11. Слабо льющийся свет звезд отражался в посеребр...ной глади озера. 12. Стро...щиеся дома имели улучш...ную планировку. 13. Завис...щие от нас обстоятельства меняли планы. 14. На полях работали студенты, пол...щие сорняки. 15. Мы увидели редкое явление — маш...щую крыльями мельницу. 16. Нежно розовели окраш...ные розовыми лучами утреннего солнца макушки вишневых деревьев.

Задание 7. 1. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слов, выделенных курсивом.

2. Подчеркнутые слова охарактеризуйте по следующим схемам: Существительно е: начальная форма; нарицательное или собственное, одушевлен ное или неодушевленное; конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное; род, число, падеж, значение падежа.

Прилагательное: начальная форма; качественное, относительное или притяжа тельное; для качественных указать, какая форма использована в тексте – полная или краткая; степень сравнения качественного прилагательного; род, число, падеж.

Местоимение: начальная форма; разряд по значению; разряд по грамматическим признакам; падеж (для всех); род, число, лицо (для обладающих этими категориями).

Вариант текста для анализа

Семь нот в тишине

Исполнитель – неудачное слово. Питерсон менее всего исполнитель. Он творец, созидающий на глазах у зрителей свое искусство. Искусство легкое, неуловимое, как тень падающих снежинок… Подлинный джаз – искусство самовыражения. Самовыражения одновременно личности и нации. Стиль Питерсона много шире традиционной негритянской гармонии. Чего только не услышишь в его богатейшем многоголосии?! От грохота там- тама до певучей флейты Моцарта. От нежного голубиного воркования до рева хозяина джунглей.

Задание 8. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, постоянные по своему составу, значению и воспроизводимые в речи целиком и полностью.

Объясните, почему мы так говорим:

Воздвигнуть китайскую стену, калиф на час, иерихонская труба, вывести на чистую воду, посыпать пеплом голову, коломенская верста, казанская сирота, козел отпущения, колосс на глиняных ногах, лезть на рожон, ни зги не видать, ни кола ни двора, прописать ижицу, прокрустово ложе, положить в долгий ящик.

Задание 9. Определите стилистическую окраску слов:

Афишировать, безапелляционный, бессердечный, бестия, библиотека, близкий, братва, буквоед; дееспособный, деляга, дилемма, драчун, дрыхнуть; лоно, лагерь; маячить; одежда, одеяние; терпение, тренировать; угробить, уйма; явиться, явление, невежа.

Задание 10. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Вариант 5

Задание 1. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Задание 2. Определите количество букв и звуков в следующих группах слов: багаж, егерь, ересь, якорь, юннат, судья, съезд, ладья.

Задание 4. Учитывая, что только переходные глаголы имеют страдательные причастия, а глаголы совершённого вида не имеют причастий настоящего времени, определите, сколько причастных форм имеют следующие глаголы.

Образец: читать - переходный глагол, следовательно, имеет действительные и страдательные причастия; несовершенного вида, следовательно, имеет причастия настоящего и прошедшего времени; итого - четыре формы причастий: читающий, читаемый, читавший, читанный.

Беседовать, командовать, горевать, потчевать, допытываться, задержать, навьючить, настаивать, подытожить, разведать, провалиться, изучить, отвечать, захвалить.

Задание 5. Затранскрибируйте текст. Вставьте пропущенные знаки границ фраз. Определите типы ИК. Выделите границы речевых тактов. Отметьте возможные варианты произношения отдельных звуков.

Кто не проклинал станционных смотрителей кто с ними не бранился кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснения грубость и неисправность кто не почитает их извергами человеческого рода равными покойным подъячим иль по крайней мере муромским разбойникам будем однако справедливы постараемся войти в их положение и может быть станем судить о них гораздо снисходительнее.

Задание6. 1. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слов, выделенных курсивом.

2. Подчеркнутые слова охарактеризуйте по следующим схемам: Существительно е: начальная форма; нарицательное или собственное, одушевлен ное или неодушевленное; конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное; род, число, падеж, значение падежа.

Прилагательное: начальная форма; качественное, относительное или притяжа тельное; для качественных указать, какая форма использована в тексте – полная или краткая; степень сравнения качественного прилагательного; род, число, падеж.

Местоимение: начальная форма; разряд по значению; разряд по грамматическим признакам; падеж (для всех); род, число, лицо (для обладающих этими категориями).

Вариант текста для анализа

Семь нот в тишине

О джазе писать трудно. Можно говорить о том, что Питерсон употребляет диатонические и хроматические секвенции. Использует политональные наложения. Добивается гармонических отношений тоники и субдоминанты. То есть затронуть пласты высшей джазовой математики…

Зачем? Вот он подходит к роялю. Садится, трогает клавиши. Что это? Капли ударили по стеклу, рассыпались бусы, зазвенела тронутая ветром листва?.. Затем все тревожнее далекое эхо. И наконец – обвал, лавина. А потом снова – одинокая, дрожащая, мучительная нота в тишине… С.Довлатов

Задание 7. Спишите предложения, расставив знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите номера сложносочиненных предложений.

1) Сыпались звезды да иглы звенели (Щип.). 2) Слышно было как слабо поскрипывали стволы сосен от верхнего течения воздуха (Плат.). 3) Тихо а синева повисла между еще зелеными деревьями (Пришв.). 4) Весело светит солнце серебряной лентой блестит река (С.-М.). 5) Был уже весенний месяц март однако по ночам деревья трещали как в декабре (Ч.). 6) Потом все стихло и только морская даль все так же монотонно негромко шумела (Пауст.). 7) Еще напор и враг бежит (П.). 8) Я спешу туда ж а там уже весь город (П.). 9) Все вскочили схватились за ружья и пошла атака (Л.). 10) Учился он порядочно хотя часто ленился никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство (Т.). 11) Шесть лет комиссия возилась около здания но климат что ли мешал или материал уже был такой только никак не шло казенное здание выше фундамента (Г.). 12) Месяца не было но звезды ярко светили в черном небе (Л. Т.). 13) И каждый день по-своему чудесен и каждый вечер чем-нибудь хорош (Исак.). 14) Сердце его сильно билось но страха не было в его душе (Фад.).

Задание 8. Поясните разницу в лексическом значении си­нонимов, пользуясь толковыми словарями.

Меценат, спонсор, покровитель; комиссионер, посредник, брокер, маклер; договор, соглашение, контракт; реестр, список, опись, перечень; концерн, холдинг, корпорация; менеджер, уп­равленец, хозяйственный руководитель; реали­затор, распространитель, дистрибьютор; вексель, чек, облигация, акция.

Задание 9. Расставьте ударение в словах. В затруд­нительных случаях обращайтесь к словарям. Запомни­те место ударения в этих словах:

диспансер, договор, дремота, дав­нишний, заговор, заиндеветь, закупоривать, заржаветь, злоба, зубчатый, запломбированный, значимость, издавна, изобретение, изредка, искра, избаловать, иначе, инцидент, исповедание, исподволь, каталог, квартал, километр, комбайнер, красивее, кухон­ный, корысть.

Задание 10. Пользуясь словарем-справочником «Трудности словоупотребления и варианты норм русского языка», дайте нормативно-стилистическую характеристику приведенных форм глаголов. Сопоставьте их оценку в указанном словаре и в толковых словарях современного русского языка.

Брезгаю – брезгую, вверг – ввергнул, виснул – вис, влечешь – влекешь, вник – вникнул, внимаю – внемлю, выгляни – выглянь, выдохся – выдохнулся, выложи – выложь, высыплешь – высыпешь, достугнул – достиг, машу – махаю, нормализую – нормализирую, обусловливаю – обуславливаю, помаши – помахай, приурочивай – приурачивай

Вариант 6

Задание 1. Затранскрибируйте текст

Задание 2. Выполните морфемный анализ подчеркнутых слов.

Кто мне откликнулс я в чаще лесной?

Старый ли дуб зашептался с сосной,

Или вдали заскрипела рябина

Или запела щегла окарина,

Или малиновка, маленький, друг

Мне на закате ответила вдруг?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Ты ли которая снова весной,

Вспомнила наши прошедшие годы,

Наши заботы и наши невзгоды,

Наши скитанья в далеком краю, -

Ты опалившая душу мою?

Задание 3. Спишите, расставив знаки в следующих предложениях.

1) Успех обезьяны в искусстве обращения с инструментами зависит как от умения обезьяны рассуждать так и от ее способности отказаться от привычного поведения. 2) Передавать сигналы друг другу могут как люди так и животные. 3) Ученым хочется узнать как из чего-то что еще не было языком возник язык. 4) В те дни как по радио так и по телевидению передавались новости о космонавтах. 5) Ловить любое животное на природе довольно опасно как для животного так и для ловца.

Задание 4. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.

Задание 5. Перепишите, добавляя окончания причастий, укажите их падежную форму.

1. Левой рукой Зевс опирался на жезл, украшен... фигурой священного орла (Дом.). 2. Ноги Зевса, одет... в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаем... по краям золотыми львами (Дом.). 3. Впереди лавок, на площади, вдоль широкого тротуара стояли переносные палатки и толпились торговцы с корзинами и мешками, наполнен... разнообразными продуктами. 4. Старый Берестов внутренне жалел о потерян... труде и времени на столь бесполезные прихоти, но молчал из вежливости (П.). 5. Нижняя часть, состоящ... из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестницей, ведущ... со всех четырех сторон к храму (Дом). 6. Бабушка отняла измучен... птицу и стала упрекать кота,.. (М. Г.). 7. Я видел, как приходили крестьянки с ведрами, оттыкали деревянный гвоздь, находивш...ся в конце колоды, подставляли ведро на большие каменные плиты под струю воды (Арс.). 8. Прямо перед ними были большие ворота, украшен... огромными изумрудами, сверкавш... так ярко, что они ослепляли даже нарисован... глаза Страшилы (Волк.). 9. Двор, некогда украшенн... тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаем..., обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутаны... лошадь (П.). 10. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замечены..., вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел (П.). И. Говорили, что однажды он [ворон] утащил из дамской сумочки деньги, а в другой раз в обеденный перерыв расшвырял и похитил документы какой-то комиссии, приезжавш... для ревизии (С.-Мик.).

Задание 6. Найдите в текстах слова в переносном значении. Объясните, почему такой перенос оказался возможен.

1) Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом – люди согреваются. 2) Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц, прыгали лошади, разукрашенные разноцветными перьями, кружились карусели (Ю.К.Олеша). 3) Я три тарелки съел (И.А.Крылов).

Задание 7. Прочитайте текст. Определите его тему.

Человек Средневековья был подавлен вечным страхом перед грозящей ему отовсюду смертью. Извивающаяся в неистовой пляске старуха с косой стала символом этой ненастной поры человечества. Откуда было ждать человеку помощи? Кто поможет ему? Строгий небесный отец, хмуро взирающий на презренного червя земли? Слепая судьба, которая вяло, без аппетита, будто остывший суп, поедает человеческие жизни? Кто ответит на страстную мольбу одинокого жителя холодной планеты? (К. Поярков)

б) Укажите пример использования:

эпитета _________________________________________
метафоры _________________________________________
сравнения _________________________________________
перифраза _________________________________________

в) Какие авторские мысли и чувства благодаря этим художественным приемам приобретают яркую образность и художественную силу?

Задание 8. Найдите литоты в предложениях.

1) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.А. Некрасов) 2) Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. (Н.Гоголь) 3) В доме не было ни крошки хлеба, ни капли воды. 4) Градоначальник был столь малого роста, что не мог вмещать законов. (М.Е.Салтыков-Щедрин)

Задание 9. Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

Задание 10. Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания.

Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.


Вариант 7

Задание 1. Затранскрибируйте текст.

Задание 2. Выполните фонетический анализ подчеркнутых слов

Отвечая на мои вопросы Блок сообщил что стихи он создает всегда на бумаге не произнося их в процессе творчества и не проверяя написанных

стихов на слух что он по многу раз перечеркивает и исправляет написанное и что все варианты ему необходимо видеть перед собой для того чтобы сделать из них окончательный выбор слова: возникают и живут в его создании в зрительной письменной форме что он создает стихи сидя за столом и что ходьба служит для него ритмическим импульсом.

Задание 3. Найдите в текстах примеры метонимии, объясните, почему возможен такой перенос.

1) Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. (А.А.Фет) 2) Не то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов) 3) Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла – всё кипит. (А.С.Пушкин) 4) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинною головою. (А.С.Пушкин) 5) Здесь барство дикое без чувств, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца. (А.С.Пушкин) 6) Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам. (А.С.Пушкин) 7) Аудитория внимала каждому слову лектора. 8) Она сняла с себя все золото и положила в шкатулку.

Задание 4. От данных глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида и составьте с ними предложения. Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.

Прикасаться, кричать, бежать, развивать, завидовать, встречать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть, признавать, визжать, писать, оставаться, роптать, стрекотать, мерзнуть, волноваться.

Задание 5. Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.

(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

Задание 6. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

Сумерки. Природа. Выгнали курить на балкон. Внизу, в том месте, где к школе пристроен спортзал, закуток, на него упало пятно света из окна раздевалки, и в этом закутке происходит бурная жизнь. Там носятся два надутых ветром пакета, черный и белый. Черны й подкарауливает белого, затаивается за углом, вдруг как выскочит!

Задание 7. рочитайте текст, выясните значение выделенных слов, относящихся к терминологической и профессиональной лексике, по толковому словарю. С какой целью они используются в тексте?

Весь черный, с блестящей золотой полоской вокруг, необыкновенно стройный, изящный и красивый со своими чуть-чуть наклоненными назад тремя высокими мачтами, военный четырехпушечный клипер «Ястреб» стоял на двух якорях в пустынной бухте неприветливого острова Сахалин. Благодаря зыби, клипер тихо и равномерно покачивался, то поклевывая острым носом и купая штоги в воде, то опускаясь подзором своей круглой кормы.

В этот памятный день погода стояла сырая, с каким-то пронизывающим холодом, заставлявшим вахтенных матросов ежиться в своих коротких бушлатах и дождевиках, а подвахтенных чаще подбегать к камбузу погреться.

С обычной на военных судах торжественностью на «Ястребе» только что подняли флаг и гюйс. На мостике стоял капитан. (К. М. Станюкович)

Задание 8. Почитайте текст, выпишите оценочную лексику С какой целью М.Е. Салтыков-Щедрин использует оценочную лексику?

А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких на ужин собирали. (Салтыков-Щедрин М.Е.)

Задание 9. Спишите, применяя правила о постановке запятой перед одиночным союзом и в простом и сложном предложениях.

1) Тихо ночь ложит(?)ся на вершины гор и луна глядит(?)ся в зеркало озёр. (И.Никитин.) 2) Haш сол..вей так привык к людям и человеческим голосам что шума почти не боит(?)ся. (И.Соколов-Микитов.) 3) На небе ярко сверкнула как живой глаз первая звёздочка и в окнах дома замелькали огоньки. (И. Гончаров.) 4) А мимо вскач(?) несутся кони и только пыль (из)под копыт. (В.Смирнов.) 5) А мы приходили смеялись и жили и холод студил нам горяч..е жилы. (Б. Ручьёв.) 6) Встаёт луна и мстит она за муки надменной отдалённости своей. Лунатики протягивают руки и обречённо следуют за ней. (Б.Ахмадулина.) 7) Самое страшное если лож(?) права и надежда р..вна нулю. (А.Дементьев.)

 

Задание 10. Произведите синтаксический разбор предложений. Найдите сложносочинённые предложения с общим членом для двух их частей.

1) В эту минуту послышался лёгкий шум и из(за) шкапа явилась Палаша бледная и трепещ..щая. (А. Пушкин.) 2) Над землёй колюч..й снег и весёлая м..тель. (Н. Полякова.) 3) Почти одновременно зацвела ран(?)..я ива и запел полным голосом певчий дрозд. 4) Холодно и за весь май ч..рёмуха (не)успела отцвести. 5) Ещё цветут орехи и ольха и их золотые серё..ки и сейчас дымятся от пр..к..сновения птичек. (М. Пришвин.) 6) В ворота входили новые толпы и въе(?)жали запоздалые т..леги. (А. Чехов.)

Вариант 8

Задание 1. Затранскрибируйте текст

Задание 2. Выполните фонетический анализ подчеркнутых слов.

В ту весну в Смоленске необычайно буйно цвели сады и весь город утопал в бело розовой кипени В горьковато сладком от цветочной пыльцы в воздухе кружились шелковистые лепестки яблонь вишен и груш. Ими были усыпаны на тихих улочках все кровли домов Старики говорили что они не помнят на своем веку такого щедрого цветения и находили в нем какие то таинственные предзнаменования.

В то тревожное время непрекращающихся войн даже в глухой деревушке можно было услышать горячие толки о Наполеоне Бонапарде.

Задание 3. Выпишите из текста спрягаемые глагольные формы, укажите их вид. Подберите парный по виду глагол (если имеется), укажите способ образования видовой пары.

Когда мы думаем о Родине, взволнованный строй мыслей встает перед нами. Никто не перечислит их даже с приблизительной полнотой. Пришлось бы вспомнить всю историю страны и наши собственные усилия, создавшие ее нынешнее могущество. Однако не одни лишь курганы Куликова поля или индустриальные накопления пятилеток возникают в памяти при упоминании о Родине...

...Есть поговорка на Востоке, которая годится в заповеди: каждый обязан в жизни вырастить дерево, выстроить дом, воспитать человека. Начало этой мудрой программы человеческой деятельности доступно вам уже теперь — посадкой деревца на школьном дворе. Сделайте это в ближайшую весну, без спешки, навечно. (Леон.)

Задание 4. Найдите в текстах примеры синекдохи. Объясните её употребление. Объясните значение слов со звёздочками, используя толковый словарь.

1) С вечера всё спится,
На дворе темно,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно. (А.А.Фет)
2) Что с вами, синий свитерок?
В глазах тревожный ветерок. (А.А.Вознесенский)
3) На одном диване лежит поручик* в папахе* и спит... – Вставайте! – будит доктор папаху (А.П.Чехов).

4) Контрабас* пил чай вприкуску, а флейта* - внакладку (А.П.Чехов).

5) Борода! Что ты всё молчишь? (А.П.Чехов.)

6) А писать он был великий мастер. Его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами*. Он был известное перо* в губернии (И.А.Гончаров).

7) Скажите: скоро ль нам Варшава [т. е. Польша. – Н.В.] Предпишет гордый свой закон? (А.С.Пушкин)
8) Забыли русский штык и снег,
Погребший славу их в пустыне. (А.С.Пушкин)
9) Единственная посетительница, высокая тонкая спина с длинными волосами, ругалась с местной работницей. Тощая спина рыдающим голосом отражала нападение.

10) Все спит- и человек, и зверь, и птица.

11) Я хочу немного: крышу над головой да кусок хлеба.

12) Только бесшабашная голова могла решиться на такое.

Задание 5. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

Срезает углы, толкается и летит кувырком. А белый просто носится, как очумелый, кругами, его несет неведомая сила. Запах сырых оживающих деревьев. Э! Да у них тут не беготня, не танцы, у них тут – любовь. Все как у нас. Помните, как это? Когда не соображаешь, куда тебя несет, зачем тебе эти руки, ноги. Когда твое тело – сплошное сердце, оно и колотится. Потому что – пора пора!

Задание 6. Определите, какие фонемы находятся в слабой позиции в следующем тексте.

Художник сошел ночью на маленькой станции. Я вышел на платформу попрощаться с ним. Светил керосиновый фонарь. Впереди тяжело дышал паровоз.

Я позавидовал художнику и вдруг рассердился на всякие дела, из-за которых должен был ехать дальше и не мог остаться хотя бы на несколько дней в северной стороне. Здесь каждая ветка вереска могла вызвать столько мыслей, что их хватило бы на несколько поэм в прозе. (Пауст.).

Задание 7. Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

4. (Не) быть гордым и грубым.

5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

Задание 8. Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам: 1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.

Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.

Задание 9. От данных глаголов образуйте причастия прошедшего времени с суффиксами -вш- (-ш-), -ий-, -енн-, -т-. Объясните правописание этих суффиксов.

Влить, выздороветь, вымотать, допеть, задержать, замесить, замешать, застрелить, молотить, обвенчать, обвешать, обессилеть, обессилить, обвеять, приклеить, расстрелять, смочить, ускорить, утратить.

Задание 10. Выделите в тексте оценочную лексику, указывая ее экспрессивную окраску и функционально-стилевую принадлежность. За справками обращайтесь к толковым словарям русского языка.

Познакомился сибиряк Колька с Валюшей самым идиотским способом - заочно. Служил вместе с ее братом в армии, тот показал фотографию сестры... Сразу несколько солдатских сердец взволновались - Валя была красивая. Запросили адрес, но брат Валин дал адрес только лучшему своему корешу - Кольке. Колька отправил в Москву свою фотографию и с фотографией - много "разных слов". Валя ответила. Завязалась переписка. Коля был старше Валиного брата на год, демобилизовался раньше, поехал в Москву один. Собралась вся Валина родня - смотреть Кольку. И всем Колька понравился, и Вале тоже. Куда с добром!.. Слава те господи! И живи. Она бабочка-то ничо, с карахтером, правда, но такая-то лучше, чем размазня кака-нибудь. Хозяйка. Живите с богом!

И так и уехала мать с мыслью, что сын живет хорошо.

Когда супруги после ее отъезда поругались из-за чего-то, Валя куснула мужа в больное:
- Что же мамочка-то твоя?.. Приехала и сиди-ит, как... эта... Ни обед ни разу не сготовила, ни с внучкой не погуляла... Барыня кособокая.

Колька впервые тогда шкваркнул жену по загривку. Она, ни слова не говоря, умотала к своим. Колька взял Нину, пошел в магазин, выпил, пришел домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжко было толковать с ними.

- Ты смотри, смотри-и, парень! - говорили в два голоса тесть и теща и стучали пальцами по столу.- Ты смотри-и!.. Ты - за рукоприкладство-то - в один миг вылетишь из Москвы. Нашелся!.. Для тебя мы ее ростили, чтоб ты руки тут распускал? Не дорос! С ней вон какие ребята дружили, инженеры, не тебе чета..

- Что же вы сплоховали? Надо было хватать первого попавшего и в загс - инженера-то. Или они хитрее вас оказались? Как же вы так лопухнулись?

Тут они поперли на него в три голоса... (В. Шукшин.)

Вариант 9

Задание 1. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

Свет из окна погас, на закуток упала тьма. Пускаю в небо окурок и ухожу в тепло и свет. А они остались там одни, и что им ночь и холод, они продолжают возиться и носиться во тьме, зачем им свет? Им наплевать на то, что их никто не видит. Они будут носиться так до тех пор, пока из них не выйдет дух. Черный говорит, подрагивая от сырости: «Ты знаешь, я где-то читал о Людях, Что Спят По Ночам! Круто? А белый хихи- кает и так слегка улыбается дураковатой улыбкой.

Задание 2. Выпишите из текста спрягаемые глагольные формы, укажите их вид. Подберите парный по виду глагол (если имеется), укажите способ образования видовой пары.

...Есть поговорка на Востоке, которая годится в заповеди: каждый обязан в жизни вырастить дерево, выстроить дом, воспитать человека. Начало этой мудрой программы человеческой деятельности доступно вам уже теперь — посадкой деревца на школьном дворе. Сделайте это в ближайшую весну, без спешки, навечно. (Леон.)

Задание 3. Распутайте "перепутанные" фразеологизмы.

1) Дождь лил как снег на голову. 2) В продолжение всего сеанса мальчишка ерзал на стуле, оборачивался, одним словом, сидел как на ладони. 3) Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. 4) Гости свалились в дом как из ведра. 5) Мальчишка молчал как рыба об лед. 6) С колокольни город был виден как на иголках. 7) Я знал арбатские переулки как рыба в воде. 8) Он бился над трудной задачей как в рот воды набрал. 9) Этот человек всегда врет как по маслу. 10) У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.

Задание 4. Проанализируйте использование лексических средств автором заметки. Укажите стилистические ошибки в словоупотреблении, отредактируйте текст.

Трудности горняков

«Черепеть-уголь» - один из отстающих в комбинате «Тула-уголь-трест». Здесь смирились с крупнейшими дефектами в работе, шахты работают ниже их возможностей. Трест не выполняет своей программы, растет задолженность, нет средств на зарплату. В чем же кроются причины отставания комбината? Происходит все это благодаря низкой организации труда на шахтах и истощению запасов угля, невыплатам зарплаты.

Повышение производительности труда, забота о хозяйственном отношении к оборудованию, о материальном благосостоянии шахтеров вышли из поля зрения руководства.

- Придешь в забой, - рассказывает проходчик четвертого участка И.Н. Столяров, - а он еще не приготовлен. Очень тормозит работу несвоевременная доставка крепежного материала, частые аварии с механизмами, захламленность штреков.Много лучшего желает и организация труда вспомогательных рабочих. Ими никто не руководит. Большинство дренажистов используется не по назначению.

Благодаря отсутствию повседневного контроля горного надзора за выемкой угля завалы стали на шахте обычным явлением, что является угрозой для жизни горняков.

Бесхозяйственность, халатное отношение к оборудованию на шахте бросаются в глаза даже и невзыскательному наблюдателю.

Руководители треста благодушно взирают на все это, они смирились с этим и не могут ничего сделать для улучшения положения.

Шахтеры пробовали объявлять забастовки, голодали. Но ведь этим не исправишь положение. Вся надежда горняков на решительные меры правительства, которое должно предпринять какие-то меры для выхода из кризисной ситуации.

Задание 5. Спишите, расставьте знаки препинания в следующих предложениях. В предложениях, где есть общие второстепенные члены, подчеркните их.

1) Рано утром солнце еще не палило так жарко и с моря веяло свежестью. 2) Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным. 3) Пугачев дал знак и меня тотчас развязали и оставили. (А. С. Пушкин.) 4) Вчера во время грозы дождь шумел и ветер бушевал. 5) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. (М. Горький.) 6) Не шевелится ни один листок вверху и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. (М. М. Пришвин.) 7) После обеда затянулось небо и был дождь. (М. М. Пришвин.)

Задание 6. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Укажите в скобках глагол, от которого образовано причастие. Обозначьте суффиксы причастий и объясните их правописание.

1. Разорв...нной каймой неясного тумана обрывки прошлых лет встают передо мной (П. Герм.). 2. Когда в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстро...нной под Москвой на берегу реки, вышел человек с острой бородкой и облач...нный в белый халат, была половина второго ночи... Тут же находился и крайне взволнованный поэт Рюхин (Булг.). 3. За повозкой осужденных двигались другие, нагруженные свежеотес...иными столбами с перекладинами, веревками, лопатами и топорами (Булг.). 4. Маргарита летела по-прежнему медленно в пустынной и неизвестной местности, над холмами, усе...иными редкими валунами, лежащими меж отдельных громадных сосен (Булг.). 5. В серой пелене, убега...шей на восток, появились синие окна (Булг.). 6. А наконец зазвучал и заглуш...нный доселе фонтан. 7. На выгор...вших обоях остались яркие квадраты от снятых гравюр и фотографий (Наг.). 8. Нависший с края кучи сугроб, растревож...нный падением Никиты, насыпался на него и засыпал ему снегу за шиворот... (Л. Т.).

 

Задание 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1. Печорин — человек решительный, алч...щий тревог и битв (Бел.). 2. Кое-где видны остатки та...щего снега. 3. Троекуров мало заботился о выигрыше зате...ного им дела (П.). 4. Калиныч провел нас в избушку, увеш...ную пучками сухих душистых трав (Тург.). 5. Падение большого подрубл...ного дерева изумило меня. 6. Мы шли по вымощ...ной серыми камнями мостовой, усе...ной желтой листвой. 7. Дед Щукарь, стремительно увлека...мый в сени, так и не успел кончить фразы (Шол.). 8. Под цвет...ей вишней стояла широкая скамья. 9. Ключ бил из расселины берега, превративш...ся в небольшой овраг. 10. Картины, пис...ные масляными красками, были особенно привлекательны. 11. Слабо льющийся свет звезд отражался в посеребр...ной глади озера. 12. Стро...щиеся дома имели улучш...ную планировку. 13. Завис...щие от нас обстоятельства меняли планы. 14. На полях работали студенты, пол...щие сорняки. 15. Мы увидели редкое явление — маш...щую крыльями мельницу. 16. Нежно розовели окраш...ные розовыми лучами утреннего солнца макушки вишневых деревьев.

Задание 8. Напишите прописью цифровые обозначения.

В 1981 году в Москве проживало 8 302 000 человек, в Новосибирске - около 1 360 000 человек. В Среднем Поволжье днем возможно усиление морозов до 18-22 градусов, ночью -до 25 - 27. Бои продолжались до 12 мая 1945 года. Взято в плен 252 661 солдат противника, захвачено около 650 танков, 3069 орудий, 790 самолетов, 41 131 автомобиль.

Задание 9. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12.

Задание 10. Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн.

Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, военизированный отряд, воспитанный человек, дистиллированная вода, расклеенные афиши, дисквалифицированный спортсмен, незваный гость, связанный пленник, завербованный агент, сделанная надпись, варенный в мундире картофель, купленные в магазине вещи.

Вариант 10

Задание 1. Спишите, расставив знаки в следующих предложениях.

1) Успех обезьяны в искусстве обращения с инструментами зависит как от умения обезьяны рассуждать так и от ее способности отказаться от привычного поведения. 2) Передавать сигналы друг другу могут как люди так и животные. 3) Ученым хочется узнать как из чего-то что еще не было языком возник язык. 4) В те дни как по радио так и по телевидению передавались новости о космонавтах. 5) Ловить любое животное на природе довольно опасно как для животного так и для ловца.

Задание 2. Найдите и исправьте пунктуационные ошибки. Запишите предложения в исправленном виде. Графически обозначьте правила постановки запятой перед союзом как или её отсутствия.

1) Основной остров Японского архипелага, Хонсю не опускается как утверждали ученые раньше, а постепенно поднимается над уровнем Тихого океана. 2) Шимпанзе Вики могла успешно соперничать со своими сверстниками-детьми: и в умении разобраться, как открывается ящик и в способности рассортировать предметы по таким общим признакам, как цвет форма и размер. 3) Моя маленькая приятельница почти никогда не бегала, и смеялась очень редко, когда же смеялась то смех ее звучал как самый маленький колокольчик (В.Г.Короленко). 4) На черном как уголь небе сверкали лишь звезды, но Луны не было. Рука поднялась, как бы сама собой. Она была легкая как пушинка. Ее даже, как будто, подталкивало что-то снизу. Огненно-красные горы как бы вздымались со дна, окаменевшего моря, и тянулись своими заостренными верхушками к небу. Над всем этим причудливым миром как бездонная пропасть зияло черное небо, с мириадами крупных и мелких звезд (по Н. Носову).

Задание 3. Спишите предложения, постарайтесь закончить предложения подходящими по смыслу фразеологизмами.

1) Он принял таблетку, и скоро боль как... 2) С вершины горы поселок был виден как... 3) К началу экзаменов я знал все билеты как... 4) Его и уговаривали, и стыдили, а ему все как... 5) Почувствовав на себе внимательный взгляд преподавателя, студент покраснел как... 6. Близнецы были похожи как... 7) Новичок уставился на компьютер как... 8) Мяч искали по всем закоулкам двора, но он как... 9) Гуманитарные предметы ему давались легко, но в математике он разбирался как.

Задание 4. С помощью каких языковых средств создается торжественность изложения?

1) Многострадальная русская земля! Долго ты будешь залечивать свои раны, долго твои сыновья... будут своими золотыми руками воссоздавать разрушенное. (К. М. Симонов)

2) Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.
(А. С. Пушкин)

Задание 5. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

А в теплую комнату через балконную дверь толчками все входит этот сырой весенний воздух. Там начинается то безумное время года, когда кажется, что все еще впереди. И все будет хорошо! И вы снова выходите на балкон, снова достаете сигарету, и снова вас качает, как когда-то. Пора, пора! У паруса сидит на шее ветер! И ждут тебя. Ну, будь благословен! Журнал «Story»

Задание 6. Исправьте пунктуационные ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Поднявшись повыше они снова увидели солнце, которое как ни в чем не бывало касалось своим багровым краем черной линии далекого горизонта. 2) Хоттабыч щелкнул пальцами и вместо одного большого Сидорелли, по низенькому барьеру манежа побежали один за другим семьдесят два маленьких Сидорелли, похожих, на знаменитого фокусника, как две капли воды. Пробежав, несколько кругов, они слились в одного большого Сидорелли как сливается в одну большую каплю, много маленьких капелек ртути (Л. Лагин). 3) Отец пошел, на кухню, чтобы утешить соседку которая сидела, как в воду опущенная. 4) Эмиль смотрел сестренке в горло, слушал сердце и выстукивал ее точь-в-точь, как заправский доктор. Эмиль сидел, в запертом сарае, злой, как собака. Он был, один как перст. И вдруг, петух упал как подкошенный. Стоило ему, чуть-чуть подняться, как он тут же валился, головой вперед. Некоторое время, он бессильно качался взад-вперед, а потом, вдруг отчаянно замахал крыльями, закукарекал и, как полоумный кинулся к стайке кур. Эмиль знал, что от страха, можно умереть, а тут он, своими глазами, увидел, как куры стали падать одна за другой (А. Линдгрен).

Задание 7. В предложениях, взятых из произведений И. А. Бунина, найдите диалектизмы и объясните их значение.

Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. Такова, например, была усадьба тетки Анны Герасимовны, жившей от Выселок верстах в двенадцати. Пока, бывало, доедешь до этой усадьбы, уже совсем ободняется. За решетчатой дверью закуты шуршала солома. Мягкий ветер, дувший со всех сторон, иногда усиливался, порывисто бежал по ржам и овсам — и они сухо, тревожно шелестели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: