double arrow

Этапы работы над задачей

2

Обучение сложению и вычитанию – одна из основных задач математической работы в первом классе. В детском саду проводят главным образом подготовительную работу. Дети осваивают вычисление, составляя и решая арифметические задачи. Работа эта позволяет понять смысл арифметических действий и сознательно к ним прибегать, устанавливать взаимосвязи между величинами.

Дошкольники решают простые задачи в одно действие, главным образом прямые, т.е. такие, где арифметическое действие (прибавить, вычесть) прямо вытекает из практического действия с предметами (добавили – стало больше, убавили – стало меньше). Это задачи на нахождение суммы и остатка. Детей знакомят со случаями сложения, когда к большему числу прибавляют меньшее, учат прибавлять и вычитать сначала число 1, потом число 2, а затем число 3. (Числовой материал используют в объеме первого десятка.)

Обучение вычислительной деятельности и знакомство дошкольников с задачами осуществляют поэтапно, давая детям знания небольшими дозами.

На первом этапе необходимо научить детей составлять задачи и помочь им осознать, что в содержании задач находит отражение окружающая жизнь.

Они усваивают структуру задачи, выделяют условие и вопрос, осознают особое значение числовых данных. Помимо этого, они учатся решать задачи, сознательно выбирать и формулировать действие сложения или вычитания, вникать в смысл того, к каким количественным изменениям приводят практические действия с предметами, о которых говорится в задаче (больше или меньше стало или осталось).




Дети учатся давать полный, развернутый ответ на вопрос задачи.[8]

Обучение детей старшего дошкольного возраста решению простых текстовых задач осуществляется в два этапа. На первом – детей учат объединять, разъединять и уравнивать совокупности предметов, устанавливать связи и отношения между целым и частями, фиксировать их. На втором – у дошкольников вырабатывают умение анализировать и решать простые арифметические задачи.

Очень важно учить детей:

- понимать структуру целого (множества), словесно описывать его и графически изображать;

- определять признак, по которому можно сравнивать совокупности, пользуясь различными приемами, устанавливать и фиксировать отношения больше, меньше, равно, знакомя при этом со знаками больше (>), меньше (<), равно (=); сравнивать предметы, пользуясь различными приемами, по длине, ширине, высоте; понимать и использовать в своей речи выражения, отражающие признак сравнения и количественную оценку сравниваемых предметов, совокупностей;



- выполнять операции с совокупностями. Дать представление о том, что при объединении двух типов получается новая группа (как целое), в которую входят все предметы (обе части). Обучая удалению части множества из целого, формируют представление о том, что если из целого удалена часть, в нем останется другая часть элементов, детей учат выполнять эти действия графически, упражняют в установлении отношений «больше», «меньше», «равно» между целыми и составляющими его частями;

- на основе операций над совокупностями учат понимать сущность арифметических действий сложения и вычитания, связи между компонентами и результатом сложения (вычитания), а также связи между самими действиями сложения и вычитания;

- составлять и решать простые арифметические задачи, анализировать их, выделяя известные и неизвестные, на основе определения отношений между целыми и частями фиксировать результаты анализа сначала с помощью условных знаков, а затем цифр.

Первоначально у детей формируется умение объединять группы, затем удалять часть из целого и уравнивать совокупности.

Вначале дошкольников учат видеть предметы в целом, определять, по какому признаку они объединены в целое. Детей упражняют в выделении предметов по виду, цвету, форме, размеру. Воспитатель учит ребят практически определять, в какой из двух сравниваемых групп предметов больше (меньше) или их количество равно, раскрывает им смысл отношений «больше», «меньше», «равно».

Для занятий можно использовать игрушки разных видов в равном и неравном количестве; предметные картинки, геометрические фигуры разного цвета, формы, размеров; шнурки, ленточки разного цвета и длины.

Отношения «больше», «меньше» рассматриваются в связи друг с другом (например, если медвежат больше, чем зайцев, то зайцев меньше, чем медвежат).

В дальнейшем необходимо продолжить упражнять детей в выделении общих характерных свойств целой совокупности и составляющих ее частей и отдельных предметов, учить дошкольников графически изображать структуру целого с помощью окружностей, устанавливать соответствие между объектами частей, соединяя их линиями.

В дальнейшем работа по формированию у детей представлений о структуре целого и его частей продолжается, детей учат графически изображать целое и составляющие его части и самостоятельно читать графическое изображение, составленное воспитателем.

Выполняя подобные упражнения, дети знакомятся с простейшими понятиями «целое», «часть», «предмет», «объект целого», осознают принадлежность предмета, а также части целому.

Графическая зарисовка создает для детей наглядную модель отношений между целым и частями, помогает усвоить характерные их свойства. Дети начинают понимать, что каждый предмет, принадлежащий части, принадлежит одновременно и целому. Однако часть может и не утрачивать своего индивидуального характерного свойства: например, часть – кружки или часть – треугольники, сохраняя свои индивидуальные свойства, одновременно приобретает и общее характерное свойство целого – фигуры.

Дошкольники учатся устанавливать отношение «целое» – «часть», выполнять уравнивание, определять связи отношения «целое» - «часть». Усвоение детьми структуры целого позволяет подвести их к пониманию объединения совокупностей.

После знакомства дошкольников с операцией объединения частей в целое целесообразно учить детей удалению из целого его части и изображению действия графически.

В дальнейшем детей упражняют в умении самостоятельно определить, какая операция с совокупностями может быть выполнена, их просят рассказать о ней и изобразить графически. Дошкольникам предлагаются картинки, как на объединение частей, так и на удаление части из целого. Ребята получают задание рассказать, какое действие с совокупностями можно произвести по той или иной картинке и как изобразить это графически.

Для закрепления полученных знаний детям предлагают: составить целое из разных частей (цветов, видов транспорта, животных, игрушек, мебели, посуды) изобразить это графически, из составленного целого удалить одну из его частей и тоже изобразить графически.

Полноценное усвоение детьми знаний при таком способе обучения происходит только при условии их активной самостоятельной деятельности.

На втором этапе обучения раскрываются связи между данными и искомым, на основе чего выбирается, а затем выполняется арифметическое действие и находится ответ задачи.

Ребенок учится описывать математическим языком приведенную в условии задачи ситуацию. Сделать это он сможет лишь в том случае, если сумеет выделить в ней основные элементы и понять их отношения. Особенности ситуации, описанные в задаче, выступают для детей в качестве ориентировочной основы, определяющей путь решения.

В исследованиях об ориентировочной основе действий отмечается, что для любого задания можно выделить и представить детям такие условия, при которых задание с первого раза будет выполнено правильно. Эти условия состоят в том, что детей знакомят с существенным признаком понятия и действиями выделения этого признака.

В начале обучения арифметическим действиям сложения и вычитания у дошкольников формируют представления об операциях с совокупностями.

Когда дети хорошо усвоят операции объединения и удаления части совокупности и способы графического изображения, их необходимо познакомить с записью модели арифметического действия, с условными знаками плюс (+), минус (-), равняется (=).

На начальном этапе обучения дошкольников моделированию записи арифметического действия совокупности даются равными, чтобы не вызвать у детей сомнения. После того как дети овладевают основным смыслом моделированной записи, их внимание обращается на то, что части по количеству элементов могут быть разными, например: в букете может быть 6 васильков, а ромашек 4. Так под условной моделью появляется запись подлинно арифметического действия – числового выражения.

Далее выполняется упражнение на составление задач, графическое их изображение, запись моделируемого действия, а затем и запись арифметического действия, т.е. числового выражения.[9]

 

 

2





Сейчас читают про: