Глава 2. Финансово-экономическая оценка конкурентоспособности предприятия

 

При оценке финансово-экономического состояния предприятия, которое формирует конкурентоспособность организации, особое внимание следует обратить на цифровую информацию, представленную в бухгалтерском балансе (форма №1), а также в отчете о финансовых результатах (формa №2). Для удобства проведения анализа и расчета отдельных показателей необходимо составить агрегированный бухгалтерский баланс.

В таблице 1 представлен агрегированный бухгалтерский баланс предприятия. Для него характерны высокая значимость и конкурентоспособность, как на внутреннем, так и на внешнем (международном) рынках, отличные результаты производственно- хозяйственной деятельности (высокий уровень чистой прибыли).

Таблица 1 – Агрегированный бухгалтерский баланс ПАО «НЛМК» за 2016г., тыс. руб.

Группа баланса Условное обозн. Коды строк На начало года На конец года В среднем
Активы
Наиболее ликвидные активы А1 1240 + 1250      
Быстрореализуемые активы А2        
Медленно реализуемые активы А3 1210 + 1220 + 1260 + 1170      
6Трудно реализуемые активы А4 1100 – 1170      
Баланс БА        
Пассивы
Наиболее срочные обязательства П1        
Краткосрочные обязательства П2 1510 + 1540 + 1550      
Долгосрочные обязательства П3        
Постоянные пассивы П4 1300 + 1530      
Баланс БП        

 

Таблица 2 – Основные показатели отчета о прибылях и убытках ПАО «НЛМК» за 2016г., тыс. руб.

Показатель Условное обозн. Численное значение за отчетный период
Выручка (нетто) от продаж товаров В  
Себестоимость проданных товаров С  
Валовая прибыль ПВ  
Коммерческие расходы РК  
Управленческие расходы РУ  
Прибыль от продаж ПП  
Прибыль до налогообложения ПН  
Текущий налог на прибыль НП  
Чистая прибыль ПЧ  

 

Основные показатели «Отчета о финансовых результатах» (форма № 2), необходимые для оценки финансово – экономического состояния предприятия, приведены в таблице 2.

Абсолютные цифровые значения группировок (таблицы 1 и 2) являются основой для расчета относительных аналитических показателей.

С учетом зарубежного, а также передового опыта российских предприятий в настоящее время сформировалась достаточно четкая система критериев и показателей оценки экономического состояния объекта анализа.

Таблица 3 – Базовые показатели экономического состояния ПАО «НЛМК».

Показатель Условное обозн. Экономический смысл Алгоритм расчетов Нормативное значение
         
Показатели ликвидности
Общий коэффициент покрытия Ктл Возможность погашения краткосрочных обязательств за счет оборотных средств 4,09
Коэффициент срочной ликвидности Ксл Платежные возможности предприятия с учетом своевременного проведения расчетов с дебиторами 2,19
Продолжение таблицы 3
         
Коэффициент абсолютной ликвидности Кап Возможность погашения краткосрочных обязательств за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений 0,93
Показатели финансовой устойчивости
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств Ксзсс Величина заемных средств на один рубль собственных средств 0,71
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств Кмсос Уровень собственных средств, вложенных в наиболее мобильные активы 0,98
Коэффициент автономии Ка Доля собственных средств в совокупных активах 0,58
Показатели рентабельности
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли Рк Эффективность использования собственного капитала 0,11
Рентабельность совокупных активов по чистой прибыли Ра Эффективность использования имущества (совокупных активов) 0,07
Рентабельность продукции Рп Эффективность текущих затрат 0,20
Показатели деловой активности
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов Кооа Скорость оборота оборотных активов 0,8
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала Коск Скорость оборота собственного капитала 1,04
Фондоотдача Ф Эффективность использования основных фондов 2,5

 

 

Существуют различные методические подходы к формированию состава групп, включающих отдельные строки баланса. В связи с принятием новых отечественных положений по бухгалтерскому учету, которые в наибольшей степени соответствуют международным стандартам, наиболее предпочтительнее представляется следующая методика агрегирования.

Этап 1. Группировка активов.

Активы предприятия в зависимости от скорости превращения их в денежные средства делятся на 4 группы:

-наиболее ликвидные активы (А1) – в эту группу входят средства, которые находятся в немедленной готовности к реализации, а именно денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

-быстрореализуемые активы (А2) – в эту группу входит дебиторская задолженность и прочие оборотные активы;

-медленно реализуемые активы (А3) – в эту группу включаются запасы и долгосрочные финансовые вложения;

-трудно реализуемые активы (А4) – в эту группу включаются все необоротные активы за вычетом долгосрочных финансовых вложений.

Этап 2. Группировка пассивов.

Обязательства предприятия также делятся на 4 группы, в которых располагаются по степени срочности их оплаты:

- наиболее срочные обязательства (П1) – в эту группу включаются кредиторская задолженность;

- краткосрочные обязательства (П2) – в эту группу включаются краткосрочные кредиты и займы, а также прочие краткосрочные пассивы;

- долгосрочные обязательства (П3) – в эту группу входят долгосрочные кредиты и займы;

- постоянный пассивы (П4) – в эту группу включается итог раздела III «Капиталы и резервы» бухгалтерского баланса + строки раздела IV «Задолженность участникам по выплате доходов», «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих доходов».

С учетом зарубежного, а также передового учета, в России в настоящее время сформировалась достаточно четкая система критериев и показателей оценки, а именно показателей конкурентоспособности фирмы. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы включают следующие данные:

- расчет системы финансово-экономической показателей;

- рейтинговая средняя интегральная оценка экономического состояния фирмы;

- прогноз возможного банкротства фирмы.

Перечень экономических показателей достаточно обширный (свыше 30 коэффициентов). Однако, оптимальный объем показателей, существенно отражающих тенденцию изменения финансового состояния, определяется фирмой самостоятельно. При этом все показатели распределяются по 4 группам:

- показатель ликвидности;

- показатель финансовой устойчивости;

- показатель рентабельности;

- показатель деловой активности (прибыльности).

Алгоритм расчета вышеуказанных показателей, их экономический смысл и рекомендуемые значения представлены в таблице 3.

Коэффициенты ликвидности и показатели финансовой устойчивости имеют качественные отличия от показателей второго класса коэффициентов рентабельности и деловой активности. К первому классу относятся показатели, для которых определены нормативные (рекомендуемые) значения за достаточно длинный исторический период. Эти нормативы в основном разработаны зарубежной методологией и имеют статус официальных нормативов. Нормативы рентабельности и деловой активности разрабатывались и разрабатываются в относительно недалекий период. Методология пока что не является официальной, поэтому в различных источниках информации их величина представляется различными цифрами. Однако, даже упрощенный вариант разработанных нормативов дает возможность к количественной и качественной оценке финансово-экономического состояния предприятия, а, следовательно, уровня конкурентоспособности фирмы (таблица 4).

Таблица 4 – Нормативы финансово – экономических коэффициентов для оценки экономической безопасности предприятия.

Номер группы Показатель (условное обозначение) Нормативные (рекомендуемы) значения
Отлично (5) Хорошо (4) Удовлетворительно (3) Неудовлетворительно (2)
Показатели ликвидности
Ӏ   Ктл >5,5 3,2 – 5,5 1,0 – 3,2 <1,0
Ӏ Ксп >3,6 2,0 – 3,6 0,5 – 2,0 <0,5
Кап >0,9 0,5 – 0,9 0,1 – 0,5 <0,1
Показатели финансовой устойчивости
  II Ксзсс <0,3 0,3 – 0,6 0,6 – 1,0 >1,0
Кмсос >0,5 0,3 – 0,5 0,2 – 0,3 <0,2
Ка >0,75 0,6 – 0,75 0,5 – 0,6 <0,5
Показатели рентабельности
  III Рп >0,140 0,070 – 0,140 0,00 – 0,070 <0,00
Рк >0,186 0,093 – 0,186 0,00 – 0,093 <0,00
Ра >0,254 0,144 – 0,254 0,034 – 0,144 <0,034
Показатели деловой активности
  IV Кооа >7,5 5,0 – 7,5 2,5 – 5,0 <2,5
Коск >4,5 3,0 – 4,5 1,5 – 3,0 <1,5
Ф >6,0 4,0 – 6,0 2,0 – 4,0 <2,0

 

Сам факт расчета всей совокупности коэффициентов не может дать исчерпывающую оценку экономического потенциала предприятия и, следовательно, оценку его конкурентоспособности – неудовлетворительную, удовлетворительную, хорошую, отличную. В связи с этим возникает необходимость формирования рейтинговой (комплексной) оценки.

Основополагающими являются два принципа: рейтинговая оценка должна быть ориентирована на использование экономических показателей всех четырех групп; рейтинговая оценка базируется на «бальной системе». Рекомендуется следующая схема формирования рейтинга:

1. Численные нормативные значения коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности имеют определенные границы (определенный диапазон). Значения коэффициентов, выходящие за пределы нижнего уровня диапазона нормативных (рекомендуемых) значений, следует оценить баллом «неудовлетворительно (2)» за исключением коэффициента соотношения заемных и собственных средств.

2. Численное значение коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности, находящихся внутри нормативного диапазона, оценивается баллом «хорошо (4)» или «удовлетворительно (3)» в зависимости от того, а сколько они приближены к верхней или нижней границам. Величина диапазона делится пополам, при этом половина, приближенная к верхнему рубежу, оценивается баллом «хорошо», а половина, приближенная к нижнему рубежу, – баллом «удовлетворительно».

В соответствии с изложенным, в таблице 4 представлена матрица оценочных балльных значений для показателей четырех групп, что позволяет определить рейтинговую оценку экономического состояния предприятия и его экономическую безопасность.

Таблица 5 – Рейтинговая оценка экономического состояния предприятия и его экономической безопасности.

Показатель (условное обозначение) Значимость группы в общей рейтинговой оценке Фактическая величина коэффициентов, доли единиц Оценка отельных коэффициентов в баллах Оценка в баллах группы показателей с учетом значимости группы
         
Показатели ликвидности
Кт.л.   4,09    
Ксп.   2,19    
Продолжение таблицы 5
         
Кап   0,52    
Ср. значение по группе 0,30   4,33 1,30
Показатели финансовой устойчивости
Ксзсс   0,71    
Кмсос   0,98    
Ка   0,58    
Ср. значение по группе 0,15   3,67 0,55
Показатели рентабельности
Рп   0,2    
Ра   0,07    
Рк   0,11    
Ср. значение по группе 0,40   4,0 1,6
Показатели деловой активности
Кооа   0,8    
Коск   1,04    
Ф   2,5    
Ср. значение по группе 0,15   2,33 0,35
Рейтинг предприятия 1,00     3,8

 

Следует четко обозначить тот факт, что рейтинговая оценка, как показатель экономического потенциала предприятий непосредственно не влияет на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, но она обнажает болевые точки, расставляет вехи и ориентиры для принятия объективных управленческих решений.

Так для экономической мощности предприятия ПАО «НЛМК» для повышения рейтинговой оценки необходимо улучшить показатели деловой активности, а также обратить внимание на показатели финансовой устойчивости.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, конкурентной силой для каждого из участников рынка являются личный мотив, заинтересованность в достижении положительного для себя результата. Противодействие соперникам не должно и не может быть самоцелью конкуренции. Это есть второстепенное следствие предпринимаемых усилий по достижению выгодных для себя результатов.

Проблема конкурентоспособности продукции и организации носит в условиях инновационной экономики универсальный характер. Решение этой проблемы является важным фактором социально-экономического развития и одним из главных условий экономического благополучия для любой страны, а также для каждого потребителя.

Конкурентоспособность товара и предприятия, производящего или реализующего товар, соотносятся между собой как часть и целое. Возможность предприятия конкурировать на определенном отраслевом рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности выполняемых функций, направленных на достижение результата.

Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности организация должна постоянно работать над оптимизацией качества, затрат по его обеспечению и цен реализации, добиваясь преимущества по этим показателям перед основными конкурентами и оценивая результаты своей деятельности с позиций потребителя, так как его мнение решающее. Отказ потребителя в пользу конкурента указывает на низкую конкурентоспособность.

В итоге, в процессе оценки финансово-экономических показателей предприятия были получены глубокие знания в области анализа конкурентоспособности организации. Проанализированы рейтинговые показатели предприятия, показатели ликвидности, финансово-экономической устойчивости, рентабельности, а также деловой активности.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: