При оценке финансово-экономического состояния предприятия, которое формирует конкурентоспособность предприятия, особое внимание следует обратить на цифровую информацию представленную в бухгалтерском балансе (форма № 1), а так же в отчете о финансовых результатах (форма №2).
Для удобства проведения анализа и расчета отдельных показателей необходимо составить агрегированный бухгалтерский баланс предприятия: при этом активы должны быть сгруппированы по степени их ликвидности и расположены в порядке убывания их ликвидности, а пассивы сгруппированы по срокам их погашения и расположены в порядке возрастания сроков их уплаты. Существуют различные методические подходы к формированию составов групп, включающих отдельные строки баланса.
В связи с принятием новых отечественных положений по бухгалтерскому учеты, которые в наибольшей степени соответствуют международным стандартам финансовой отчетности, наиболее предпочтительной представляется следующая методика агрегирования.
Этап 1 – Группировка активов.
Активы предприятия в зависимости от скорости превращения их в денежные средства и делятся на 4 группы:
- наиболее ликвидные активы (А1), в эту группу входят средства, которые находятся в немедленной готовности к реализации, а именно денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;
- быстрореализуемые активы (А2), в эту группу входят дебиторская задолженность и прочие оборотные активы;
- медленно реализуемые активы (А3), в эту группу включены запасы и долгосрочные финансовые вложения;
- труднореализуемые активы (А4), в эту группу включены все необоротные активы за вычетом долгосрочных финансовых вложений.
Таблица 1 – Агрегированный бухгалтерский баланс ООО «Торговая компания Мираторг» за 2015г., тыс. руб.
Группа баланса | Условное обозн | Коды строк | На начало года | На конец года | В среднем |
Активы | |||||
Наиболее ликвидные активы | А1 | 1240 + 1250 | |||
Быстрореализуемые активы | А2 | ||||
Медленно реализуемые активы | А3 | 1210 + 1220 + 1260 + 1170 | |||
Трудно реализуемые активы | А4 | 1100 – 1170 | |||
Баланс | БА | ||||
Пассивы | |||||
Наиболее срочные обязательства | П1 | ||||
Краткосрочные обязательства | П2 | 1510 + 1540 + 1550 | |||
Долгосрочные обязательства | П3 | ||||
Постоянные пассивы | П4 | 1300 + 1530 | |||
Баланс | БП |
Таблица 2 – Основные показатели отчета о прибылях и убытках ООО «Торговая компания Мираторг» за 2015г., тыс. руб.
Показатель | Условное обозн. | Численное значение за отчетный период |
Выручка (нетто) от продаж товаров | В | |
Себестоимость проданных товаров | С | |
Валовая прибыль | ПВ | |
Коммерческие расходы | РК | |
Управленческие расходы | РУ | - |
Прибыль от продаж | ПП | |
Прибыль до налогообложения | ПН | |
Текущий налог на прибыль | НП | |
Чистая прибыль | ПЧ |
Этап 2 – Группировка пассивов.
Обязательства предприятия (статьи пассивов баланса) так же делятся на 4 группы, которые располагаются по степени срочности их оплаты:
- наиболее срочные обязательства (П1), в эту группу включена кредиторская задолженность;
- краткосрочные обязательства (П2), эта группа включает краткосрочные кредиты и займы, а так же прочие краткосрочные пассивы;
- долгосрочные обязательства (П3), в эту группу входят долгосрочные кредиты и займы;
- постоянные пассивы (П4), в эту группу включен итог раздела 3 «капитал и резервы» бухгалтерского баланса + строки раздела 4 «задолженность участником (учредителем) по выплате доходов», доходы будущих периодов и «резервы предстоящих расходов».
С учетом зарубежного, а также передового опыта России в настоящее время сформировалась достаточно четкая система критериев и показателей оценки экономического состояния объекта анализа, а именно показателей конкурентоспособности фирмы методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы включает следующие этапы:
- расчет системы финансово-экономических показателей;
- рейтинговую оценку экономического состояния фирмы;
- прогноз возможного банкротства фирмы.
Перечень относительных экономических показателей довольно обширен, однако оптимальный набор показателей существенно и объективно отражающих тенденции изменения финансового состояния, определяется каждой фирмой самостоятельно. При этом все показатели как правило распределены по 4 группам:
- показатели ликвидности;
- показатели финансовой устойчивости;
- показатели рентабельности (прибыльности);
- показатели деловой активности (оборачиваемость активов).
Алгоритм расчета вышеуказанных показателей, их экономический смысл и рекомендуемые нормативные значения представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Базовые показатели экономического состояния ООО «Торговая компания Мираторг»
Показатель | Условное обозн. | Экономический смысл | Алгоритм расчетов | Нормативное значение |
Показатели ликвидности | ||||
Общий коэффициент покрытия | Ктл | Возможность погашения краткосрочных обязательств за счет оборотных средств | 1,15 | |
Коэффициент срочной ликвидности | Ксл | Платежные возможности предприятия с учетом своевременного проведения расчетов с дебиторами | 0,93 | |
Коэффициент абсолютной ликвидности | Кап | Возможность погашения краткосрочных обязательств за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений | 0,26 |
Продолжение таблицы 3
Показатели финансовой устойчивости | ||||
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств | Ксзсс | Величина заемных средств на один рубль собственных средств | 32,9 | |
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств | Кмсос | Уровень собственных средств, вложенных в наиболее мобильные активы | 4,36 | |
Коэффициент автономии | Ка | Доля собственных средств в совокупных активах | 0,03 | |
Показатели рентабельности | ||||
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли | Рк | Эффективность использования собственного капитала | 0,02 | |
Рентабельность совокупных активов по чистой прибыли | Ра | Эффективность использования имущества (совокупных активов) | 0,0006 | |
Рентабельность продукции | Рп | Эффективность текущих затрат | 0,0003 | |
Показатели деловой активности | ||||
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов | Кооа | Скорость оборота оборотных активов | 2,10 | |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала | Коск | Скорость оборота собственного капитала | 71,05 | |
Фондоотдача | Ф | Эффективность использования основных фондов | 705,91 |
Следует отметить, что все финансовые коэффициенты рассчитываются на основании среднегодовых показателей агрегированного баланса. Эти среднегодовые значения представлены в агрегированном балансе, могут быть определены на основании следующих подходов:
а) При использовании помесячного бухгалтерского учета среднегодовое значение какого-либо элемента бухгалтерского баланса может быть определено
Ас = (1/2 А1+А2+А3+……+А12+1/2А13) /12,
где А1, А2, А3, А12 – величины отдельных позиций бухгалтерского баланса на 1 января, февраля, марта, декабря отчетного года;
А13 – значение отдельных строк бухгалтерского баланса на 1 января следующего года.
б) При ведении поквартального бухгалтерского учета среднегодовые величины рассчитываются:
Ас = (1/2 А1+А2+А3+А4+1/2А5) /4,
где А1, А2, А3, А4 – величины отдельных позиций бухгалтерского баланса на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября отчетного года.
Таблица 4 – Нормативы финансово – экономических коэффициентов для оценки экономической безопасности предприятия.
Показатель(условное обозначение) | Нормативные (рекомендуемы) значения | ||||
Отлично (5) | Хорошо (4) | Удовлетворительно (3) | Неудовлетворительно (2) | ||
Показатели ликвидности | |||||
Ӏ | Ктл | >5,5 | 3,2 – 5,5 | 1,0 – 3,2 | <1,0 |
Ксп | >3,6 | 2,0 – 3,6 | 0,5 – 2,0 | <0,5 | |
Кап | >0,9 | 0,5 – 0,9 | 0,1 – 0,5 | <0,1 | |
Показатели финансовой устойчивости | |||||
II | Ксзсс | <0,3 | 0,3 – 0,6 | 0,6 – 1,0 | >1,0 |
Кмсос | >0,5 | 0,3 – 0,5 | 0,2 – 0,3 | <0,2 | |
Ка | >0,75 | 0,6 – 0,75 | 0,5 – 0,6 | <0,5 | |
Показатели рентабельности | |||||
III | Рп | >0,140 | 0,070 – 0,140 | 0,00 – 0,070 | <0,00 |
Рк | >0,186 | 0,093 – 0,186 | 0,00 – 0,093 | <0,00 | |
Ра | >0,254 | 0,144 – 0,254 | 0,034 – 0,144 | <0,034 | |
Показатели деловой активности | |||||
IV | Кооа | >7,5 | 5,0 – 7,5 | 2,5 – 5,0 | <2,5 |
Коск | >4,5 | 3,0 – 4,5 | 1,5 – 3,0 | <1,5 | |
Ф | >6,0 | 4,0 - 6,0 | 2,0 - 4,0 | <2,0 |
А5 – величина отдельных позиций бухгалтерского баланса на 1 января следующего года.
Если фирма ведет годовой бухгалтерский учет, то среднегодовое значение отдельных позиций бухгалтерского баланса рассчитывается:
Ас = (Ан + Ак) /2,
где Ан – значение на начало года,
Ак – значение на конец года.
Коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости относятся к показателям первого класса и они имеют качественное отличие от показателей второго класса, а именно коэффициента рентабельности и деловой активности.
К 1 классу относятся показатели, для которых определены нормативные (рекомендуемые) значения за достаточно длинный исторический период. Эти нормативы в основном разработаны зарубежной методологией и имеют статус официальных нормативов. Нормативы рентабельности и деловой активности разрабатывались и разрабатываются в относительно недалекий период, на базе цифровой информации Российских статистических ежегодников. Однако даже упрощенный вариант разработанных нормативов дает возможность перейти к полной и начальной оценке финансово-экономического состояния, а следовательно и уровень конкурентоспособности предприятия (таблица 4).
Сам факт расчета всей совокупности коэффициентов не может дать исчерпывающую оценку экономического потенциала предприятия и, следовательно, оценку его конкурентоспособности – неудовлетворительную, удовлетворительную, хорошую, отличную. В связи с этим возникает необходимость формирования рейтинговой (комплексной) оценки.
Основополагающими являются два принципа: рейтинговая оценка должна быть ориентирована на использование экономических показателей всех четырех групп; рейтинговая оценка базируется на «бальной системе». Рекомендуется следующая схема формирования рейтинга:
1. Численные нормативные значения коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности имеют определенные границы (определенный диапазон). Значения коэффициентов, выходящие за пределы нижнего уровня диапазона нормативных (рекомендуемых) значений, следует оценить баллом «неудовлетворительно (2)» за исключением коэффициента соотношения заемных и собственных средств.
2. Численное значение коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности, находящихся внутри нормативного диапазона, оценивается баллом «хорошо (4)» или «удовлетворительно (3)» в зависимости от того, а сколько они приближены к верхней или нижней границам. Величина диапазона делится пополам, при этом половина, приближенная к верхнему рубежу, оценивается баллом «хорошо», а половина, приближенная к нижнему рубежу, – баллом «удовлетворительно».
3. Определяется фактическая величина отдельных финансово-экономических коэффициентов по соответствующим алгоритмам расчета (таблица 3).
4. Проводится сравнение фактических и нормативных значений отдельных коэффициентов и каждый коэффициент получает соответствующий балл: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
5. Дается количественная оценка каждой группе показателей в целом как отношение суммы баллов к числу показателей данной группы.
6. Дается количественная оценка каждой группе показателей с учетом значимости отдельных групп.
7. Формируется рейтинговая оценка финансово-экономического состояния предприятия (рейтинг предприятия) как сумма баллов по всем 4 группам показателей с учетом их значимости, именно рейтинг определяет количественно конкурентоспособность фирмы (таблица 5).
В этой связи возникает вопрос о значимости отдельных групп показателей при формировании рейтинговой оценки в отличие от равноценной значимости всех групп, предпочтительным представляется вариант дифференцированной значимости отдельных групп, что подтверждается отечественной и зарубежной практикой.
Таблица 5 – Рейтинговая оценка экономического состояния предприятия и его экономической безопасности
Показатель (условное обозначение) | Значимость группы в общей рейтинговой оценке | Фактическая величина коэффициентов, доли единиц | Оценка отельных коэффициентов в баллах | Оценка в баллах группы показателей с учетом значимости группы |
Показатели ликвидности | ||||
Кт.л. | 1,15 | |||
Ксп. | 0,93 | |||
Кап | 0,26 | |||
Ср. значение по группе | 0,30 | 0,9 | ||
Показатели финансовой устойчивости | ||||
Ксзсс | 32,9 | |||
Кмсос | 4,36 | |||
Ка | 0,03 | |||
Ср. значение по группе | 0,15 | 0,45 | ||
Показатели рентабельности | ||||
Рп | 0,0003 | |||
Ра | 0,0006 | |||
Рк | 0,02 | |||
Ср. значение по группе | 0,40 | 2,6 | 1,04 | |
Показатели деловой активности | ||||
Кооа | 2,10 | |||
Коск | 71,05 | |||
Ф | 705,91 | |||
Ср. значение по группе | 0,15 | 4,3 | 0,645 | |
Рейтинг предприятия | 1,00 | 3,035 |
Как в широко известной пятифакторной модели Альтмана по определению вероятности потенциального банкротства, 2 фактора из 5 представлены показателями рентабельности. В связи с этим, в качестве ориентировочного показателя применяется следующее:
- показатель ликвидности 30%;
- показатель финансовой устойчивости 15%;
- показатель рентабельности 40%;
- показатель деловой активности 15%.
Следует отметить тот факт, что рейтинговая оценка как показатель конкурентоспособности предприятия непосредственно влияет на результаты производственно-хозяйственной деятельности фирмы, но она обнажает болевые точки (оценки «2») и расставляет вехи и ориентиры для принятия объективных управленческих решений.
Так для экономической мощности предприятия ООО «Торговая компания Мираторг» для повышения рейтинговой оценки необходимо улучшить показатели деловой активности, что в свою очередь требует решения вопросов расширения объемов реализации продукции и снижения величины производственных запасов.
Заключение
В данной курсовой работе рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся одной из важнейших категорий экономики - прибыли, ее значения для предприятия, а также указаны пути увеличения прибыли, раскрыты понятия и экономическое содержание валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли.
Произведен анализ и оценка финансово-экономического состояния предприятия.
По данному вопросу можно сделать вывод, что в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.
Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.