Изыскательная и проектная работа

К 75-летию строительства Волжской рокады – дороги Сталинградской победы

(1942 – 2017)

Уважаемые коллеги!

Октября 1942 года было открыто рабочее движение по всему маршруту Волжской рокады. В честь этого события подготовлен материал об истории строительства и о том важном значении, которое имела Волжская рокада в достижении победы под Сталинградом.

По материалам

Директора музея ПАО «Ленгипротранс»

А.Я. Мазо

 

Решение о строительстве магистрали

В середине лета 1942 года стратегическая обстановка на юге страны стала изменяться. В мае советские войска потерпели поражение от фашистских войск, что позволило армии вермахта за короткий период времени оккупировать большую территорию между Волгой и Доном, и приблизиться на минимальное расстояние к Сталинграду. Поэтому первоочередной задачей стал поиск путей для обеспечения Сталинградского фронта боеприпасами, оружием и продовольствием.

Стратегической необходимостью стало наличие прифронтовой железнодорожной линии (рокады), которая сможет обеспечить транспортировку войск и грузов вдоль левого берега реки.

Поэтому Государственный Комитет Обороны, предполагая такой ход событий, еще 23 января 1942 года принял решение о строительстве магистрали от Сталинграда через Саратов, Сызрань, Ульяновск до Свияжска. Эта железнодорожная линия вошла в историю как Волжская рокада (рокада – дорога, идущая вдоль линии фронта), обеспечившая крупный выигрыш в решении стратегических задач войны.

 

Изыскательная и проектная работа

Постановлением ГКО от 15 февраля 1942 года № 1286/сс. Народному Комиссариату Внутренних Дел (НКВД) СССР поручалось производство изысканий, составление проекта и строительство железнодорожной линии Свияжск – Ульяновск. Эта линия является северным звеном меридиональной железнодорожной магистрали, которая должна пройти правым берегом Волги через Ульяновский узел – Сызрань – Вольск – Саратов – Камышин и на юге примкнуть к Сталинградскому узлу.

По приказу наркома внутренних дел Л.П. Берии от 22 февраля 1942 года и распоряжению заместителя начальника Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) НКВД СССР, начальника «БАМпроекта» Ф.А. Гвоздевского была организована Свияжская экспедиция «БАМпроекта» ГУЛЖДС НКВД, которая должна была провести изыскания и проектирование этой линии. Прокладка железной дороги была поручена тем же приказом Управлению строительства Волжлага ГУЛЖДС НКВД СССР.

Начальником Главного управления железнодорожного строительства был назначен генерал-майор Федор Алексеевич Гвоздевский. Это был бывший боец знаменитой Первой конной армии С.М. Буденного в годы гражданской войны, опытный и высокопрофессиональный специалист, который руководил реализацией многих проектов, в том числе еще довоенного проекта Байкало-Амурской магистрали. Теперь ему было поручено строить «Приволжский БАМ».

 

Ф.А. Гвоздевский

 

Северный участок рокады Свияжск - Ульяновск проектировал «БАМпроект», в состав которого входили многие сотрудники «Лентранспроекта» («БАМпроект» ранее выделился из «Лентранспроекта», а позднее в 1955 году «БАМпроект» вновь вошел в состав «Ленгипротранса»), а в проектировании Южного участка Ульяновск – Сталинград (Иловля) наряду с «БАМпроектом» участвовали «Мостранспроект» и другие проектные организации.

Получив новое назначение, Ф.А. Гвоздевский незамедлительно поехал из Сталинграда по правому берегу Волги в сторону Камышина и стал прорабатывать вариант строительства линии по долине реки Иловли.

Экспедиции под руководством А.П. Смирнова и П.К. Татаринцева еще в течение февраля и марта 1942 года провели изыскания. Было решено проложить линию от станции Иловля вдоль реки до пересечения линии Камышин – Тамбов, а далее на Багаевку и по автомобильному грейдеру – на Саратов. Эта линия шла по берегам степных рек, что снимало проблему снабжения паровозов водой. Здесь можно было потратить меньше сил на производство земляных работ.

Проект прокладки трассы был выполнен проектировщиками ГУЛЖДС НКВД СССР, в которое из соображений особой секретности были переданы все проектные организации, участвующие в проектировании Волжской рокады.

Рокаду предполагалось проложить по густонаселенным районам Сталинградской области и бывшей республики немцев Поволжья. К этому времени немцев из Поволжья уже выселили, однако рядом с опустошенными селами стояли нетронутыми русские поселения. Проектировщики рассчитывали на то, что местные жители будут участвовать в строительстве и обеспечат обслуживание будущей железной дороги и ее инфраструктуры. Важное обстоятельство состояло еще и в том, что пустые села могли быть использованы под жилье для строителей.

17 марта 1942 года ГКО утвердил проект Волжской рокады. А строительство тем временем уже разворачивалось – были проведены новые подъездные грунтовые дороги, укреплены существующие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: