Роман Брайана с метом 10 страница


Глава 8. Биология, биография и зависимость 261#

 

 

более вентральные регионы ПФК. Другими словами, чтобы не подчиняться властным командам компульсии, издаваемым дорсальной частью полосатого тела, зависимые люди вы­ нуждены полагаться на детские по своей сути стратегии контроля: Я не буду! Я не буду! Я даже не буду об этом думать! (Или как в знаменитом слогане войны с наркотиками: Про­ сто скажи нет.)

 

Н а деле это наихудший рецепт самоконтроля из возмож ­ ных, поскольку он ускоряет истощение эго. Элис описы ­ вает свои попытки предотвратить приступ обжорства как попытки не думать о белой обезьяне. Не слишком эффек­ тивно. Теперь вспомните, что истощение эго также сопро­ вождается рассогласованием между мотивационным ядром и дорсолатеральной ПФК, хотя это рассогласование меж­ ду функциями, а не между структурами, оно происходит за часы, а не за месяцы. Итак, истощ ение эго ослабляет контакт между импульсом и самоконтролем, как и зависи­ мость, и в основе и первого, и второго лежат одинаковые нейронные изменения, хотя с биологической и психологи­ ческой точек зрения они развиваются за разные промежут­ ки времени.

 

 

Подводя итог, сиюминутная привлекательность усиливает импульсы и переводит зависимость в компульсивную стадию, поддерживая привычки, связанные с немедленным полу­ чением желаемого. Тем временем неэффективные методы самоконтроля ускоряют истощение эго, освобождая эти привычки от остатков контроля дорсолатеральной ПФ К — капитанского мостика. Со временем картина нейронных сетей префронтальной коры становится такой, какая быва­ ет у детей, а не у взрослых. Истощение эго выигрывает очки,


#262 Биология ЖЕЛАНИЯ


 

а сиюминутная привлекательность выигрывает матч. Эти мозговые изменения приобретают огромный размах и под­

 

держиваются потерей альтернативных синаптических путей из-за продолжающегося уничтожения «лиш них» синапти­ ческих связей. С другой стороны, эти связи в любом случае не вечны. Уничтожение части связей позволяет мозгу по­ стоянно обновлять свой репертуар. Уменьшение объема серого вещества в нескольких кортикальных зонах приводит к более эффективной, оптимизированной работе мозга — хотя какие-то частности могут нам не нравиться, точно так же, как и в раннем подростковом возрасте. Но зависимость может быть кирпичной стеной или острым утесом; бешеный танец желания и самоконтроля означает страдания для многих и смерть для некоторых. В следующей главе я рас­ скажу, как можно избежать трагических последствий долго­ временной зависимости за счет смены вектора желания, а не уничтожения его биологических основ.

 

Что остается?

 

В конце главы я хочу отойти от хорошо доказанных и много­ кратно повторенных данных исследований нейробиологи-ческих основ зависимости, вступить на более умозрительную территорию и предложить некоторые уточнения нейронной карты зависимости, которую я начертил. М ногих из нас учили, что два полушария головного мозга — левое и пра­ вое — выполняют различные функции. У каждого полушария своя точка зрения, свой язык, свои обязанности. Без сомне­ ния, так оно и есть, но я до сих пор не рассказал о том, на чем конкретно специализируются полушария. Все довольно сложно. Давайте разделим кору по средней линии и поду­


Главл 8. Биология, БИОГРАФИЯ и зависимость 263#

 

 

маем, чем занято каждое полушарие, когда у людей развива­ ется зависимость.

 

Левое полушарие отвечает за аналитическое мышление, планирование, связное мышление и язы к /речь. Вообще язык — это необходимый код для всех этих «линейных» форм мысли. Инсульт или травма левополушарной ПФ К затрудняет речь и жестикуляцию до полного их отсутствия. Это оставляет нас одних во внутреннем мире, без нормаль­ ного общения. Это также затрудняет или делает невозмож­ ным планирование, формирование суждений или проду­ манное последовательное поведение. Л евое полушарие помогает нам придерживаться запланированного курса и оптимизировать результаты. Правополушарная ПФК, на­ против, не специализируется на речи. Она получает «зна­ чение» более спонтанно, обрабатывая информацию в целом, а не добывая его из фраз слово за словом. Часто считается, что правое полушарие обладает интуицией и более «эм о ­ ционально», возможно потому, что оно не может переклю­ читься и перестать чувствовать также, как левое полушарие, которое анализирует ситуации или рационализирует про­ блемы. Так как правое полушарие не умеет думать последо­ вательно, его чувство времени скорее циклично, чем линей­ но. О но может специализироваться на повторяю щ ихся временных паттернах, таких как переход от одного дня

 

к следующему или смена времен года, но не на планировании временного промежутка, включающего прошлое, настоящее и будущее.

 

Мы видели, что зависимость ведет к рассогласованию меж­ ду мотивационным ядром (полосатым телом, ОФК, минда­ линой), где желание получает оформление, и дорсолате­


#264 Биология ЖЕЛАНИЯ


 

ральной ПФ К, капитанским мостиком, отвечающим за способности различать, рассуждать, осознанно контроли­ ровать свое поведение. Мы также видели, что две ахиллесо­ вы пяты зависимости — это сиюминутная привлекатель­ ность (обесценивание отсроченного вознаграж дения)

 

и истощение эго и что оба этих вредителя возникают из-за одной и той же проблемы — относительно слабого участия дорсолатеральной ПФ К в самоконтроле. Картину дополня­

ют результаты только что рассмотренных нами исследований, которые указывают на дорсолатеральную ПФ К левого полу­ шария как на главное средство защиты от сиюминутной привлекательности, которое медленно развивается в детском

 

и подростковом возрасте. К зрелому возрасту эта защита становится прочной и успеш но держит оборону, когда взрослые решают отказаться от немедленного получения благ. Скорее всего, именно дорсолатеральная ПФК левого полушария начинает «ломаться» при длительной зависи­

 

мости. Такие предположения делались в нескольких иссле­ дованиях, но достоверных экспериментальных данных пока нет. Если эта гипотеза окажется правдой, каким образом она поможет нам в объяснении зависимости?

 

Она поможет нам понять, почему зависимым людям сложно не поддаться сиюминутной привлекательности — у них нет чувства линейности времени. Будущего благополучия воз­ можно достичь, только если человек в состоянии вообразить свое будущее. А для этого нужно чувство линейности вре­ мени — времени, которое движется вперед, как стрела. Но это чувство, за которое отвечает левое полушарие, может становиться довольно аморфным, когда дорсолатеральная ПФК этого же полушария оглушена напором желания, ко­ торое должно быть исполнено незамедлительно. Когда цели,


Глава 8. Биология, б и о г р а ф и я и з а в и с и м о с т ь 265#

 

 

связанные с зависимостью, становятся по большому счету единственными желаемыми целями, смотреть вперед, соб­ ственно, уже незачем, и становится не нужна способность предвидеть что-либо в будущем. Значит, нам нужно что-то особенное, какая-то связь между «теп ерь» и «п отом», чтобы мы могли пройти мимо манящей близкой цели ради возможности лучшего будущего. Это что-то иногда называ­ ют волей. Например, блестящая книга Джорджа Эйнсли 2001 года об обесценивании отсроченного вознаграждения и роли этого процесса в формировании зависимости на­ зывается «О тказ силы воли» (Breakdown of Will). Из-за того что сила воли отказывает нам, мы становимся подвержены дешевым спецэффектам ближней цели. И отказ может ука­ зывать на отсутствие связи между ПФК левого полушария и мотивационной корой.

 

 

Философы и нейробиологи неустанно твердят о существо­ вании свободы воли, но все мы знаем, каково это — стре­ миться к чему-то лучшему, чем то, что есть у нас сейчас. Мы знаем, что для этого нужны не только усилия, но и ви­ дение будущего — способность увидеть себя в ситуации, которая еще не существует. Дорсолатеральная ПФК — это единственная область мозга, сложная настолько, чтобы су­ меть представить будущее, оценить его и решить, стоит к нему стремиться или нет. Главная и особенная черта лево­ го полушария — это дорсолатеральная ПФК, умеющая ду­ мать прямолинейно — думать наперед.

 

Чтобы реализовать заложенный эволю цией потенциал, мотивационному ядру нужны связи со многими другими областями мозга. Но из всех областей, которые помогают нам разобраться с соблазнами в этом сложном мире, важнее


#266 Биология ЖЕЛАНИЯ


 

всего высшие слои («эли та») префронтальной коры с их исключительной способностью сравнивать, оценивать, рас­ суждать и делать выбор. Связи между мотивационными лимбическими структурами и дорсолатеральной ПФК обыч­ но развиваются и укрепляются не только в подростковом и раннем взрослом возрасте, но и в течение всей жизни, когда мы прельщаемся новыми благами. Зависимость из­ меняет эти связи, уводит их в тень. Пока зависимость суще­ ствует, такая реконфигурация синаптических паттернов сохраняется. Затем, когда зависимости больше нет, мозг снова меняется, воссоединяя мотивационные двигатели с капитанским мостиком, с которого мы можем видеть го­ ризонт.


 

Глава 9

 

ПОСЛЕ ЗАВИСИМОСТИ

 

Тема выздоровления после зависимости обсуждается до­ вольно бурно. Профессионалы медицинской сферы считают лекарственные препараты наилучшей защитой. Имеющиеся на сегодняшний день лекарства подавляют приступы тяги, смягчают симптомы отмены и борются с сопутствующими проблемами, например с депрессией. Однако лекарственные средства далеко не безопасны. Они действуют только при регулярном приеме, и некоторые из них, наоборот, продле­ вают зависимость, хотя и немного под другой личиной. Другие подходы к проблеме выздоровления в целом осно­ ваны на одном из следующих способов мышления: либо

 

«просто скажи нет» — то есть стисни зубы, подави влече­

 

ние и сохраняй сцепление с дорогой, либо культивируй в себе открытость, размышляй и меняй угол зрения. Как правило,

 

в реальной жизни выздоровление включает обе тактики на разных стадиях процесса, но если бы мне предложили вы­

брать самую важную, я бы указал на открытость, ведущую к смене угла зрения.

 

Я считаю, что отказ от зависимости — это процесс раз­ вития человека, по сути, это продолжение того процесса


#268 Биология ЖЕЛЛНИЯ


 

развития, которы й привел к зависим ости. М еханизмы этого процесса помогает объяснить нейробиология: то, как мозг трансформирует себя, и то, как привычки форми­ руются и перестраиваются. Если мы соединим нейробио-логические основы зависимости с историями людей, кото­ рые находились в этом состоянии и вышли из него, то значение наблю даемых нами структурны х изм енений мозга становится очевидным. И м енно эта мысль легла в основу структуры данной книги.

 

Нейропластичность

 

О нейропласт ичност и сегодня говорят много.Н орм анДойдж и другие авторы популяризировали это понятие,

хотя, на самом деле, она считается фундаментальной харак­ теристикой человеческого мозга уже более сотни лет. Доктор Эрик Кандел из Колумбийского университета получил Н о ­ белевскую премию в 2000 году (совместно с двумя другими учеными) за открытия, ставшие результатом многолетних исследований того, как изменяется мозг при обучении. Если вкратце, Кандел показал, что синапсы, через которые ней­ роны взаимодействуют между собой, меняются, когда не­ обходимо что-то запомнить. О н показал это на молеку­ лярном уровне, подтвердив знаменитую мысль Хебба, высказанную в 1940-х: нейроны, которые возбуждаются вместе, соединяю тся вместе («w h at fires together wires together»). И обучение и память опираются на эту базовую формулу. Изменения нейронных сетей, которые происходят в процессе обучения и запоминания, подразумевают нейро­ пластичность. Н ейропластичность — это необходимое начальное условие для любого процесса обучения. А к таким


Глава 9. После зависимости 269#

 

 

процессам, естественно, относится и развитие зависимости. Однако, с другой стороны, нейропластичность является трамплином для выздоровления.

 

Нейропластичность многократно усиливается, когда у че­ ловека имеется высокая мотивация к достижению чего-либо. Поэтому все учебные процессы должны иметь эмоциональ­ ную составляющую, эмоциональный заряд, и именно поэто­ му все укоренившиеся привычки, например зависимость, вырастают из крайне интенсивного желания. Ясно, что же­ лание заново пережить сильное удовольствие или облегче­ ние — это мотивационный въезд на широкую магистраль зависимости. Влияет ли мотивация так же сильно на выздо­ ровление? Насколько необходимо четко сфокусировать желание, чтобы найти съезд с магистрали?

 

В книге «Ж енщ ина, изменившая свой мозг» (The Woman Who Changed Her Brain) Барбара Эрроусмит описывает раз­

 

личные умственные упражнения, которые разработала сама для себя, чтобы справиться с тяжелыми нарушениями обу­ чаемости, бывшими у нее с детства. Она тренировалась до седьмого пота, образно говоря. В результате из школьницы, не понимавшей историю и самые простые предложения, она превратилась в писательницу и преподавательницу, осно­ вавшую в Северной Америке около 70 школ для детей с на­ рушениями обучаемости. С этой выдающейся женщиной мы познакомились в А встралии на книж ной ярмарке, и я уверен, что ее интуиция, креативность и решимость по ­ бедить свои проблемы с обучаемостью и есть как раз те факторы, благодаря которым выздоравливают зависимые люди. От нее я также услышал отличную фразу о нейропла­ стичности, необходимой для того, чтобы заменить плохие


#270 Биология ЖЕЛАНИЯ

 

привычки хорошими: «Что возбуждается вместе, то связа­ но вместе, а что возбуждается порознь, то и лежит порознь» (what fires together wires together, and what fires apart wires apart). Другими словами, для новых ментальных паттернов нужны новые маршруты синаптических связей.

 

В 1993 году Алекс Моджилнер с коллегами исследовали мозг людей с синдактилией. У человека с этим заболеванием имеется два или несколько сросшихся пальцев, которые могут двигаться только вместе. Моджилнер изучал сомато­

 

сенсорную кору таких людей до и после операции по раз­ делению пальцев, которая позволила им двигаться незави­ симо. Он обнаружил, что часть кластеров нейронов, которые всегда возбуждались вместе, после операции стали возбуж­ даться независимо друг от друга: «Н а дооперационных картах соматосенсорной коры область, связанная с подвиж­ ностью руки, была редуцирована и имела совершенно не­ типичную структуру. Через несколько недель после опера­ ции мы обнаружили реорганизацию соматосенсорной коры между областями, отстоящими друг от друга на 3 - 9 мм, коррелирующую с новым функциональным статусом раз­ деленных пальцев».1То есть мозг изменил нейронную сеть, разрушив тем самым сцепленную с ней привычку, которая была основана на неизбежном (из-за синдактилии) повто­ рении одного паттерна движения, и заменил ее новыми привычками, основанными на новых паттернах — паттернах независимого движения разделенных пальцев. И эти изме-

 

1 A. Mogilner, J. A. Grossman, U. Ribary, М. Joliot, J. Volkmann, D. Rapoport, R. W. Beasley, and R. R. Llinas, “Somatosensory Cortical Plasticity in Adult Humans Revealed by Magnetoencephalography,” Proceedings of the National Academy of Sciences 90, no. 8 (1993): 3593-3597.


Г л а в а 9. П о с л е з а в и с и м о с т и 271#

 

Рис. 5. Синдактилия.ИзA. Mogilner, J. A. Grossman, U. Ribary,М. JoLiot,J. Volkmann, D. Rapoport, R. W. Beasley, and R. R. Llinas, “Somatosensory Cortical Plasticity in Adult Humans Revealed by Magnetoencephalography,” Proceedings of the National Academy of Sciences 90, no. 8 (1993): 3593-3597

 

нения нейронной сети произошли всего через несколько недель после того, как эти новые паттерны стали доступны в результате операции. Может быть, выздоровление от за­ висимости идет по тому же пути?

 

Если вы думаете, что аналогия с синдактилией натянутая, то ошибаетесь, потому что это не аналогия. Именно так рабо­ тает нейропластичность, и неважно, с чем она имеет дело: с тяжелыми нарушениями обучаемости (при которых за­ тронута префронтальная кора) или с физической аномали­ ей, возникшей в ходе внутриутробного развития. Далее, используя пример с синдактилией, пластичность дорсола­ теральной ПФ К можно скорее недооценить, чем переоце­ нить. Напомним, что дорсолатеральная П Ф К — регион.


#272 Биология ЖЕЛАНИЯ

 

ответственный за осознанное принятие решений; рассуж­ дения и сознательный самоконтроль. Развитие нейронных сетей моторной коры завершается к периоду среднего дет­ ства (6 -12 лет); что неудивительно, так как к этому возрасту дети уже хорошо выполняют все возможные движения. Если моторная кора способна перестраиваться (хотя бы частич­ но) за несколько недель, уже после того, как созрела в детстве, представьте себе потенциал реорганизации дорсолатераль­ ной ПФК, области, которая остается пластичной десятиле­ тиями.

 

 

Когда люди выздоравливают после инсульта или черепно­ мозговой травы, подобная нейронная перестройка проис­ ходит во многих областях коры. Даже язык, одну из основ­ ных человеческих функций, можно выучить заново после тяжелой мозговой травмы, поскольку синаптические сети

в кортикальных областях, ранее занимавшиеся другими делами, могут перестроиться под новую функцию. Н апри­

 

мер, после инсульта, затронувшего речевые зоны левого полушария, правое полушарие часто повышает свое участие в выполнении речевых функций, что несказанно способ­ ствует их восстановлению. Таким образом, нейропластич-ные изменения могут произойти и происходят в реальной жизни с такой скоростью и силой, которую сложно себе вообразить.

 

Вернемся к зависимости. Люди учатся зависимости за счет нейропластичности, потому что именно за счет нее они

 

в принципе учатся чему угодно. Зависимость становится устойчивой и сохраняется, потому что пластичность до некоторой степени утрачивается. Продолжая аналогию со сросшимися пальцами, можно сказать, что зависимые люди


Глава 9. После зависимости 273#

 

 

больше не могут отделить желание собственного благопо­ лучия от ж елания принять наркотик, или выпить, или сделать что-то другое. Затем, когда они выздоравливают, посещая АА, АН, SMART Recovery или стоя голышом на балконе тридцать третьего этажа чикагского «Ш ератона» в феврале, их нейропластичность возвращается в норму. Мозг снова начинает меняться — возможно, радикальным образом. Как мы видели во всех пяти историях, их герои начали отличать один набор желаний от другого и выпол­ нять набор действий, специфичный для каждого из наборов желаний. Например,Джонни интерпретировал свое жела­ние алкоголя как поиск расслабления, которое вполне можно получить с помощью занятий йогой. Элис раздели­ ла свое пристрастие к еде на привычки, которые обозна­ чила как здоровые и нездоровые. Как и у участников ис­ следования Могильнера, в их мозге начали формироваться новые паттерны синаптических связей, которые позволи­ ли выполнить подобные разделения, сохранить их и полу­ чить новые возможности обретения личной свободы и жиз­ ненного благополучия.

 

Мораль здесь проста: выздоровление подразумевает огром­ ные изменения мышления и поведения, и такие изменения требую т развития нейронных сетей мозга. Без возмож ­ ности подстройки синаптических паттернов в соответствии

 

с актуальной ситуацией мы оставались бы теми, кто мы есть. Возникает вопрос: почему мы должны назвать этот процесс «выздоровлением», если это начало чего-то но ­

 

вого? (Я хочу подчеркнуть, что термины «выздоровление» и «рем иссия» стали привычными для зависимых, преодо­ левающих свои проблемы, и многие люди и организации используют выражение «в состоянии ремиссии» для обо­


#274 Биология ЖЕЛАНИЯ

 

значения достигнутых зависимым человеком успехов. Хотя, на мой взгляд; применение этих терминов м алообосно­ ванно из-за того; что они вызывают ассоциации с меди­ циной; я испытываю огромное уважение к применяющим их лю дям; реабилитационны м центрам или группам поддержки.)

 

Практические и нейронные пути выхода из зависимости

 

Пути, которыми люди приходят к зависимости и выходят из нее, сложны и таинственны; их нельзя описать, используя только слово «нейропластичность». В периоды зависимости головной мозг буксует. Самое беспристрастное, что можно сказать о нейропластичности в такие периоды, это то, что

 

ее невозможно обнаружить. Что же меняет ситуацию? Как людям удается перейти от «пробуксовки» к гибкости, ког­

да их нейронные пути, формирующие саморазрушительные привычки, активировались уже много тысяч раз? В этом разделе я расскажу о некоторых психологических краеуголь­ ных камнях, необходимых для преодоления зависимости, выделенных на основании опыта преуспевших в этом на­ чинании, и их вероятных нейронных основах. Здесь мы постараемся понять изменения мозга, позволяющие выйти из зависимости, опираясь на анализ жизненных историй людей, которые приобрели такой опыт.

 

Но прежде чем перейти к этому анализу и вытекающим из него выводам, я хочу обобщить все известное нам о нейро-психологических механизмах, которые я назвал столпами зависимости: сиюминутная привлекательность четко опре­


Глава Э. После зависимости 275#

 

 

деленных вознаграждений; истощение эго, возникающее в результате попыток противостоять искушению; личност­ ное развитие, сочетающее постоянные изменения и стабиль­ ность в голове конкретного человека.

 

Сиюминутная привлекательность играет решающую роль

 

в формировании зависимости. Мы, млекопитающие, часто считаем доступные незамедлительно вознаграждения более привлекательными, чем будущие вознаграждения большей ценности. Но сиюминутная привлекательность приводится

в действие поступлением дофамина в полосатое тело: воз­

 

награждения, которые можно получить немедленно, всегда привлекательнее отсроченных вознаграждений, и дофами­ новая схема в ходе эволюции развилась, чтобы мы извлекли выгоду из этого простого факта. П ри зависимости этот механизм коварно замыкается сам на себя. Когда связанные

 

с зависимостью вознаграждения захватывают дофаминовые нейронные сети, становится все сложнее вспомнить, какие они из себя — отсроченные вознаграждения. В этой ситуа­

 

ции вознаграждения, даваемые зависимостью, становятся единственным возможным вариантом. И что тогда? Тогда вы знаете, что вы в беде, пытаетесь противостоять искуше­ нию и сдержать постоянное желание получить еще. А это ведет к истощению эго. Истощение эго — как зависимость в миниатюре: потеря когнитивного контроля «сверху вниз», которая увеличивается, а не уменьшается в результате по­ пыток подавить импульсы. Истощение эго отражает разрыв соединения между капитанским мостиком — дорсолате­ ральной ПФ К — и мотивационными двигателями, располо­ женными в полосатом теле и вокруг него. Что самое важ­ ное — рассогласование и потеря нормальной коммуникации между этими системами мозга укореняется на уровне ней­


#276 Биология ЖЕЛДНИЯ

 

ронных сетей в результате уничтожения редко используемых синапсов, когда зависимость оформляется и кристаллизует­ ся за месяцы и годы.

 

Неудачные попытки выздоровления и так называемые сры­ вы легко объяснить падением самоконтроля, когда сиюми­ нутная привлекательность и истощение эго объединяются,

 

а доступ к капитанскому мостику из машинного отделения становится затруднен. Попытки подавить влечение к бли­

жайшим доступным вознаграждениям усиливают истощение эго, поэтому мы не можем устоять перед желанием, которое в противном случае могли бы обойти стороной. Но зависи­ мость развивается неторопливо, пускает глубокие корни

 

и базируется на уже существующих привычках, отражающих особенности мышления человека. Поэтому зависимость —

это одна из граней личностного развития, нередко являю ­ щаяся продолжением такого развития. Зависимые люди продолжают развиваться и менять свое «я», правда, как правило, на худший его вариант. Так зависимость становит­ ся частью личности, носящей на себе отпечаток постигнув­ ших ее неудач.

 

Перечисленные выше процессы взаимодействуют при фор­ мировании зависимости. Но как их взаимодействие изме­ няется, когда люди решают покончить с зависимостью?

 

Когда Натали оказалась в тюрьме, изнемогала от скуки и терзалась отчаянием, ей только и оставалось, что анали­ зировать, как же она дошла до такой жизни, и представлять себе варианты более счастливого будущего. Практически каждый день ее желания были подчинены почти исключи­ тельно поиску героина, который должен был снять тревогу и депрессию. Это трансоподобное состояние, сфокуси­


Глава 9. П о с л е зависимости 277#

 

 

рованное только на настоящем, разрушило ее способность видеть свою жизнь в перспективе. Она не могла увидеть, что героин служит той же цели, что и затворничество, побег в свою комнату и погружение в чтение, как было в детстве. Прошлое никогда ею толком не вспоминалось и не анали­ зировалось; будущее даже не стояло на ее повестке дня.

 

А затем она научилась медитировать. Она начала видеть нынешнюю себя через призму прошлого: всех тех одиноких лет, когда она пряталась в своей комнате, пытаясь избежать горячего нрава отчима и того неприятия, которого она ожидала от остальных. И она впервые увидела, что героин был решением давно существовавшей проблемы — таким

 

же ущ ербным реш ением, как и бегство в свою комнату в детстве. Это открытие позволило ей взглянуть на пробле­ му по-новому и уменьшило привлекательность самого нар­ котика. Оно не пришло бы к ней, если бы связь между ее дорсолатеральной ПФК, отвечающей за глубокие размыш­ ления и рассуждения, и мотивационными цепями, сформи­ рованными поведением, направленным на поиск наркотиков, не восстановились. Ей не удалось сложить все детали моза­ ики сразу, но она начала собирать ее по кусочкам еще в тюрь­ ме. Этого было достаточно для того, чтобы понять, чем ге­ роин был для нее. Достаточно, чтобы избегать его, чтобы оттолкнуть его от себя, когда она вернулась к обычной жизни.

 

 

Брайан начал видеть свое развитие в перспективе, когда по­ шел к психотерапевту. Он распознал свое увлечение метом как видоизмененную детскую потребность чувствовать себя независимым и умелым. Метамфетамин давал Брайану чув­ ства уверенности в себе и компетентности, те чувства, ко­


#278 Биология ЖЕЛАНИЯ

 

торые он никогда не испытывал при общении с другими людьми. Он научился видеть свое настоящее как продолже­ ние прошлого и сумел включить в свои размышления кар­ тину будущего; которая захватила его и привела на следу­ ющую стадию развития.

 

В период зависимости Брайан был ходячим выражением сиюминутной привлекательности. Малейший признак того,

что действие наркотика заканчивается; заставлял его тя­ нуться за трубкой. Как и у Натали, трансоподобное пре­ бывание в настоящем блокировало его связь с прошлым, поэтому он не мог охватить картину своей жизни целиком, вычленить ее из хаоса существования в конкретном мгно­ вении. Затем, с помощью психотерапевта, он начал строить мост из сегодня во вчера и в завтра, кирпичик за кирпичи­ ком, формируя будущее, которое было бы безопасным, благополучным и значимым для него и для остальных. Цель,

 

о которой он мечтал в прошлом, теперь стала достаточно привлекательной, чтобы добиваться ее в настоящем. П о ­

 

добный вид рефлексии возможен только при восстановле­ нии связей между дорсолатеральной П Ф К и полосатым телом. Брайану пришлось думать, воображать, сравнивать

 

и решать, что делать, когда он все еще чувствовал привычный жар желания. Только в том случае, если обе системы акти­

 

вируются одновременно, между ними могут образоваться новые соединения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: