Роман Брайана с метом 11 страница

 

Вот как устроен мозг. «Что возбуждается вместе, то связано вместе, а что возбуждается порознь, то и лежит порознь». Новые ш ирокие дороги прокладываются, когда человек представляет себе новые, еще не испробованные пути, ве­ дущие к отсроченному удовлетворению на долгий период


Глава 9. После з а в и с и м о с т и 279#

 

 

жизни, удерживает созданную картину в голове и хочет ее реализовать. Именно тогда появляется объездной путь, по ­ зволяющий отклониться от знакомой дороги, ведущей к не­ медленному получению удовлетворения. Так начался путь Брайана от жертвы к врачевателю — человеку, который стал заботиться о животных, основал терапевтическое сообще­ ство для зависимых в сельской местности и открыл собствен­ ный лечебный центр в Кейптауне.

 

По-видимому, и Натали и Брайан начали перерастать свою зависимость, когда смогли переосмыслить свою жизнь, свя­ зать свое прошлое с настоящим состоянием и представить себе будущее, крайне отличающееся от настоящего. Я счи­ таю, что именно такая рефлексия и новое видение ситуации помогли им преодолеть сиюминутную привлекательность наркотиков. В результате им больше не нужно было из по­ следних сил бороться со своими порывами час за часом и день за днем. Это сильно снизило истощение эго, что позволило им изменить поведение и начать полагаться на контроль

 

«сверху вниз». Теперь они смогли продвинуться на пути

 

к обретению чувства безопасности, рождающегося из ока­

 

зания поддержки самому себе, и ощущения осмысленности происходящего, которое появляется только со временем

 

и связано с достижениями. Они смогли обнаружить сдвиг в направлении их личностного развития: формирование новых психических привычек, новых привычек поведения

 

и нового осознания себя, своей сущности.

 

Пока зависимые не начинают мыслить подобным образом, их фиксация на настоящем сохраняется из-за постоянных выбросов дофамина. Они пойманы в быстро вращающуюся спираль из желания и получения, получения и потери. Сию ­


#280 Биология ЖЕЛАНИЯ

 

минутная привлекательность — это не просто обесценива­ ние будущих благ; в случае зависимости это дно ущелья, разделяющего личностное развитие человека на неизученное прошлое и невоображаемое будущее. Это место, где люди могут жить долгое время. Да что там, они могут в нем и уме­ реть. Или найти способ из него выбраться. Для этого нужно соединить зазубренные половины жизни — прошлое и бу­ дущее, — изучив и изложив историю своего развития и прод­ лив видение будущего не на следующие несколько часов, а на месяцы и годы вперед.

 

Аналогичное превращение произошло и с другими героями моего повествования. Донна обнаружила, сколько сил она тратила на ведение двойной жизни. Она изучила ту ничей­ ную землю, на которой обитала, между властью и подчине­ нием, между осуществлением желаемого и отчаянием. Это был ключевой компонент ее терапии — толчок к тому, чтобы начать делиться с малознакомыми людьми неизучен­ ными ею самой секретами. Джонни прошел стационарное лечение, АА и курс психотерапии, чтобы навсегда перестать пить. Ш агая по этим ступенькам, он раскапывал страхи, от которых до тех пор спасался бегством. Детокс был только первой фазой его вы здоровления. Он смог удержаться в трезвости, так как разобрался в том, каков он есть сейчас, каким он был в детстве и каким он может надеяться стать без алкогольного дурмана. История Элис сложнее. Она не могла жить без строгих правил самоконтроля. Однако эти жесткие правила самоограничения шли ей только во вред, привели на опасную территорию анорексии и возвращались замкнутыми циклами от соблюдения строгой диеты до об­ жорства. В группе поддержки для женщин с нарушениями пищевого поведения Элис нашла нить, ведущую от непере­


Г л а в а 9. П о с л е з а в и с и м о с т и 281#

 

 

носимого настоящего к возможному, интересному и при­ ятному будущему. Когда Элис вообразила себе эту нить, она нашла осуществимую цель и смогла задать вектор движения вперед.

 

 

Прошлое, настоящее и будущее:

создание связной истории

 

Хочу поделиться с вами результатами одной оригинальной и глубоко эмоциональной научно-исследовательской про­ граммы, реализованной Майклом Чандлером и его помощ ­ никами в Университете Британской Колумбии.1 Ученые изучали общины коренного населения в западной Канаде. Очень быстро они наткнулись на невероятно высокий по­ казатель самоубийств среди подростков — в 500 -800 раз выше среднего показателя по стране, — который был харак­ терен для многих общин. Но не для всех. В некоторых об­ щинах он был нулевым. «Когда эти общины были объеди­ нены в группы по признаку членства в одном из 29 племенных советов в провинции, показатели варьировали

 

<... > от нуля (в 6 племенных советах) до 633 самоубийств на 100 000». В чем было отличие между общинами, где под­

 

росткам незачем было жить, и общинами, где им незачем было умирать?

 

Ученые начали опрашивать детей. Они собирали истории. Они просили подростков рассказать о своей жизни, своих целях, о том, как они представляют себе свое будущее. И они

 

1 См. Michael J. Chandler and Christopher Lalonde, “Cultural Continuity as a Hedge Against Suicide in Canada’s First Nations,” Transcultural Psychiatry 35, no. 2 (1998): 191-219.


#282 Биология ЖЕЛАНИЯ

 

обнаружили, что молодежь из общин с большим количеством самоубийств ничего толком не могла рассказать. Они были неспособны поведать о своей жизни связно, с логической последовательностью событий. У них не было четкого пред­ ставления о своем прошлом, о детстве и о живших до них поколениях. А их попытки обрисовать возможное будущее были плохо сформулированы и бедны по содержанию. Они просто не могли представить свою жизнь как связную исто­ рию. Отвечая на вопросы касательно их жизни, они делали долгие паузы, говорили незаконченными предложениями. У них не было ничего, кроме настоящего, ничего, чего мож­ но было бы ждать, поэтому многие из них заканчивали жизнь самоубийством.

 

Вскоре Чандлер со своей группой обнаружил глубинные социальные причины, составлявшие разницу между эти ­ ми общинами. У подростков, которые могли рассказать историю своей жизни, неразрывность прош лого-насто-ящего-будущего уже была встроена в чувство собствен ­ ного «я» благодаря структуре общ ества. П лем енны е советы были активными и эффективными органами управ­ ления. Старш их почитали, и на них лежала ответствен ­ ность обучить детей тому, кто они и что они. Язык и тра ­ диции племени сохранялись на протяжении десятилетий.

 

И молодые люди видели себя как часть общей истории,

 

в которую их ж изни укладываю тся и для которой они значимы. Н апротив, общества с высоким уровнем само­

убийств утратили свои традиции и ритуалы. Д ети ели

 

в «М акдоналдс» и много смотрели телевизор. Их жизни были островкам и в затерянном мире. О ни просто не имели значения. Было только будущее, только безликая местность сегодняшнего дня.


Глава 9. После зависимости 283#

 

 

Я вспоминал об этом исследовании несметное количество раз с тех пор, как начал изучать зависимость и выздоровление от нее. Мне совершенно ясно, что людям необходимо видеть свою жизнь в развитии, в движении вперед, от наполненно­

 

го значимыми событиями прошлого до перспективного будущего. Они должны видеть себя идущими куда-то, геро­ ями повествования, значимыми фигурами. При зависимости неуемная тяга к получению удовольствия немедленно про­ делывает дыру в потенциальном богатстве времени. С точки зрения психологии это результат регулярно воспроизводи­ мых циклом сиюминутной привлекательности и истощения эго. Но детали выглядят более убийственно. Если мы углу­ бимся в подробности, то увидим, как затягивается узел из желания, получения и потери, как сужается перспектива и уходит смысл, как неумолимо безрассудное увлечение на­ дежными, доступными, но ужасно докучливыми вознаграж­ дениями — вознаграждениями, которые оставляют только пустоту и тягу после своего ухода. Зависимый человек живет

 

в гробнице настоящего времени, мертвого, поскольку оно утратило связи с историей.

 

С точки зрения нейробиологии, как мы видели, это состо­

 

яние соответствует разрыву функциональной связи между мотивационны м ядром мозга (полосатым телом, О Ф К и миндалиной) и капитанским мостиком (дорсолатераль­ ной П Ф К). В силу этого рассогласования поведением движет желание, и оно, независимое от размыш лений, общей перспективы и целей высокого порядка, выполня­ ется за счет многократного повторения коротких циклов. Ж елание ревет и требует немедленного удовлетворения, но его естественные партнеры — это рассудительность и руководство действиями, планирование и восприятие


#284 Биология ЖЕЛАНИЯ

 

ситуации в перспективе — способности; которые форми­ руются у дорсолатеральной ПФК в детском и подростковом возрасте. Если партнерство распалось; его необходимо восстановить.

 

Исследование Чандлера дает еще один важный вывод для нашего понимания зависимости; который я хочу предложить здесь в качестве пищи для размышлений. Несколько специ­ алистов по зависимостям предположили; что ограничиваю­ щие социальные условия и отчуждения от собственной культуры — это главные элементы для развития зависимо­ сти. Брюс Александер; проводивший исследования «кры ­ синого парка развлечений» (мы говорили о нем в главе 1), выдвинул социальную теорию зависимости в своей книге 2008 года «Глобализация зависимости» {The Globalization ofAddiction), в которой исследовал социальные неблагопри­ятные условия и их негативные воздействия на человека.1 Карл Харт (о котором также шла речь в главе 1) показал; по каким причинам представители национальных меньшинств; живущие в гетто; начинают принимать наркотики. Они де­ лают это, потому что другие альтернативы кажутся недо­ ступными или малозначимыми. Очевидно, что у этих по­ пуляций есть общие черты с общинами с высоким уровнем самоубийств из исследования Чандлера — потеря стабиль­ ной культурной концепции, которая придавала бы смысл каждой отдельной жизни.

 

Однако чувство дезорганизации необязательно фатально. Изоляция характерна для зависимости, и поэтому все груп­ пы поддержки ею занимаются. Везде, от терапевтических

 

1 Bruce Alexander, The Globalization of Addiction (Oxford: Oxford University Press, 2008).


Главл 9. После зависимости 285#

 

 

сообщ еств до встреч в церковных подвалах, поддержка

 

и ободрение, оказываемые другими выздоравливающими от зависимости, помогают людям разобраться с зависимо­

 

стью за счет того, что люди делятся своими историями и вместе стремятся к лучшему будущему. Общение и общ ­ ность взглядов помогают выстроить нечто вроде культуры вокруг проблем, с которыми борется зависимый человек. По-видимому, создание общей картины должно быть на­ правлено на появление чувства временной последователь­ ности, которое действует, как подпорка, для истории раз­ вития личности, и именно его наличие или отсутствие влияет на уровень самоубийств среди подростков коренных народностей.

 

 

Создание будущего:

своя история и уверенность в себе

 

Способность видеть свою жизнь линейно, как последова­ тельность событий, отсутствует при зависимости. А потеря последовательной истории собственной жизни согласуется

 

с частичным рассогласованием дорсолатеральной ПФ К и мотивационной коры при доминировании сиюминутной привлекательности и долговременной зависимости. Пусть мой анализ работы дорсолатеральной ПФК левого полу­

 

шария несколько умозрителен, тем не менее он может помочь понять, что функционирует неправильно, когда люди не могут отказаться от зависимости. У них не только затруднен доступ к воспоминаниям, целям и планам, но и ощущение времени как линейного процесса, соединяющего прошлое

 

с настоящим, заменено чувством цикличного времени —

 

в этом видна работа правого полушария. Зависимые не могут


#286 Биология ЖЕЛАНИЯ

 

представить себе будущее как развитие настоящего, для них оно сводится только к повторению настоящего. Если эта картина зависимости нарисована корректно, то воссоеди­ нение дорсолатеральной ПФК левого полушария с мотива­ ционным ядром — это лучший, а по факту единственный, способ, который позволит использовать желания и способ­ ность к планированию для постройки дороги из настояще­ го в будущее.

 

Когда у зависимого получается соединить себя настоящего с собой прошлым, увидеть, что сформировало его, и пред­ ставить себя в том будущем, которое ему нравится, степень его потрясения невероятна. Это как переход от разрознен­ ных ощущений к осознанию себя целостной личностью. Как будто вы автор и адвокат своей собственной жизни. Это переход в реальность.

 

Теперь представьте, как это повлияет на способность до­ верять своим мнениям, оценкам, инстинктам и достижениям. Человек перестает выбирать саморазрушение, он выбирает то, что делает его лучше, более устойчивым и самодостаточ­ ным. Значимость этого превращения невозможно переоце­ нить. Зависимые могут годами жить без малейшего доверия к себе. Как верить, что можно быть другим, когда действи­ тельность предопределяет, что ты останешься прежним? Как верить, что можно достичь лучшей жизни для себя, а не довольствоваться тем, что доступно прямо сейчас, если вы уже проскакивали этот поворот миллион раз?

 

Чувствовать связь между собой нынешним, собой прошлым

 

и собой в будущем — бесценно. Но когда она отсутствует долгое время, возможно даже всю жизнь, ее не так-то легко обрести. Это требует общей перспективы, которой можно


Глава 9. После з а в и с и м о с т и 287#

 

 

достичь, только соотнося будущее с настоящим. И это тре­ бует еще одной вещи, одного фундаментального ресурса: самого желания. Невозможно оказаться в желанном месте без решимости и надежды и — самое главное — без силь­ ного желания туда попасть.

 

Перенастройка желания

 

Важность рефлексии и переоценки ситуации никогда не игнорировалась специалистами. Когнитивно-поведенческая терапия, предотвращение срывов, основанное на осознан­ ности, мотивационное консультирование и лечебные про­ граммы, состоящ ие из некоторой комбинации этих тех­ ник, — все они нацелены на использование саморефлексии

 

и переоценку собственной жизни. Двенадцать шагов АА также способствуют переоценке существующих проблем

 

и поддерживают решимость сохранять достигнутые изме­

 

нения. Подходы, основанные на инсайт-терапии, направле­ ны непосредственно на переосмысление прошлого, что должно помочь пациенту понять свои проблемы в настоя­ щем. Но ни в одном из этих подходов не уделяется достаточ­ но внимания ни тому, как время сжимается при зависимости, ни восстановлению связи между прошлым, настоящ им и будущим.

 

По моему мнению, механизм переоценки невозм ож но полностью понять без анализа того, как работает сиюми­ нутная привлекательность, когда приближение доступной цели вбрасывает дофамин прямо в мотивационное ядро мозга и время сокращается до кратких мгновений настоя­ щего. Таким образом, нейрофизиологическое объяснение зависимости указывает на близкую взаимосвязь между


#288 Биология ЖЕЛАНИЯ

 

способностью к переоценке, сиюминутной привлекатель­ ностью и желанием. Нейрофизиология показывает, каким образом сиюминутная привлекательность получает силу от дофамина и от желания. Невозможно вбить клин между желанием и целями, связанными с зависимостью, пока они контролируют дофаминовый насос, особенно когда прочие цели утратили свою ценность и привлекательность или кажутся недоступными. Если желание нельзя отключить или отвлечь от целей зависимости, сиюминутных целей, тогда его нужно связать с целями, несовместимыми с за­ висимостью, такими как свобода от страдания, реализация жизненных целей, возмож ность построить отнош ения, основанные на любви, чувство цельности и любовь к себе — все, чего можно достичь в трезвости. А если человек не

 

в состоянии вообразить себе эти цели из-за зацикленности на настоящем, то нужно соединить вместе историю жизни человека и его желание: историю — чтобы сместить вни­

 

мание на долгосрочные цели, а желание — чтобы реали­ зовать эти цели.

 

Не бывает историй без эмоциональной составляющей. Их не интересно было бы читать. У нас не было бы стимула переходить к следующему абзацу или следующей главе. Реальные истории тоже нельзя удержать в воображении, если не вкладывать в них чувства. Желание — самое мощное из этих чувств. Ключ к преодолению зависимости — это перенастройка желания, его смещение с целей, дающих не­ медленное облегчение, на цели отдаленного будущего. Как

 

и в случае изменений мозга, которые повлекла за собой операция по разделению сросш ихся пальцев, импульсы,

 

идущие по нейронным цепям, начинающимся в мотиваци­ онном ядре, должны теперь активировать сразу две нейрон-


Глава 9. После зависимости 289#

 

 

ные сети, работа которых приводит к совершенно различным результатам. В дальнейшем один набор синапсов нужно будет усилить, а другому дать уйти в небытие. Что возбуж­ дается порознь, то и лежит порознь.

 

Самосовершенствование — основная цель немедицинских подходов к выходу из состояния зависимости. Например, SMART Recovery— это терапевтический подход, объединя­ ющий когнитивно-поведенческие методы и межличностное общение в группах. Эта организация стимулирует самосо­ вершенствование и изменение себя, и ее наставники обучают методам развития этих способностей. Техники мотиваци­ онного консультирования (которые также используются

 

в SM ART) были разработаны специально для того, чтобы укреплять мотивацию клиента и направлять ее на выбранные им цели в атмосфере поддержки и участия. Однако в этом

 

и других современных подходах мотивация укрепляется ког­

 

нитивными средствами. Клиенты должны объяснять, почему они сделали именно такой выбор, оценивать его предполо­ жительные последствия, сравнивать эти последствия и решать, каких целей они будут добиваться, а каких— нет. Кроме того, их просят анализировать и изменять устоявшуюся систему взглядов. Техники с когнитивной составляющей, конечно, полезны, но они теряют силу, когда не учитывают примитив­ ную реальность сиюминутного желания. Как мы видели, то, что кажется хорошим в какой-то момент времени, может оказаться бессмысленным и неважным в следующий момент. Вот почему желание должно быть связано с выбором, а связать их можно только в конкретный момент.

 

Единственный способ наладить новые соединения между мотивационным ядром и дорсолатеральной П Ф К — это


#290 Биология ЖЕЛАНИЯ

 

активировать их одновременно. Нейроны, которые возбуж­ даются вместе, соединяю тся вместе. Что возбуждается вместе, то связано вместе. Ж елание должно воспламенить полосатое тело, в то время как суждения и перспектива (видение общей картины) должны быть зафиксированы ПФК. Этот рецепт напоминает мне змею, глотающую свой хвост: наш мозг может вообразить себе будущее, простира­ ющееся довольно далеко, но получить доступ к мозгу можно в конкретный момент, поскольку его химический и струк­ турны й состав меняется очень быстро. Если зависимый сможет воссоздать историю себя, пусть даже очень краткую, в разгар такого момента, тогда желание может, как статиче­ ское электричество, перескочить на новые возможности

 

и поджечь их увлеченностью. Это сложное жонглирование.

 

И хотя нет одного-единственного рецепта того, как заставить это сработать, есть несколько способов дать жонглеру наи­

 

лучший шанс из возможных.

 

 

Помочь бросить

 

Как подробное ознакомление с сиюминутной привлека­ тельностью, отсутствием коммуникации между разными структурами мозга и историей своей жизни расш иряет количество методов борьбы с зависимостью? Нейрофизио­ логия не нужна для признания роли саморазвития в лечении зависимости. И люди часто справляются со своей зависи­ мостью совершенно безо всякого лечения. Н о отказу от зависимости можно помочь, в рамках лечебной программы или вне их, если мы серьезно отнесемся к тому, что проис­ ходит в нашем мозге, если мы признаем силу чувств, их быстрое возникновение, их моментальное приспособление


Глава 9. После зависимости 291#

 

 

ко времени и обстоятельствам и их исключительную спо­ собность концентрировать внимание. Наука о мозге по ­ могает нам понять; как работает желание и как оно соеди­ няет нас с нашими целями; как новыми; так и старыми. Я считаю, что любой рецепт изменений можно улучшить, добавив эти знания.

 

Чтобы понять, что может дать этот подход зависимым, пытающимся завязать, давайте посмотрим на ошибки ме-дикализации, которые обусловлены широким распростра­ нением модели зависимости как болезни. Как отмечалось

 

в начале этой главы, медикализация зависимости имеет кое-какие преимущества. Прежде всего, среди них следует назвать разработку лекарственных средств, уменьшающих синдром отмены и приступы тяги. Хотя эти меры и вре­

 

менные, они пом огаю т продерж аться в самые темные времена. Также благодаря модели болезни врачи и общество в целом стали более просвещенно относиться к зависимо­ сти как к очень характерному для человека явлению с чет­ кими биологическим и основам и, что способствовало предложению лечения страждущим. Однако лечебные под­ ходы, базирую щ иеся на модели болезни, слишком н е ­ эффективны. Зависимые не расстаются со своей привычкой, несмотря на все усилия врачей. Лекарства могут помочь преодолеть симптомы, но они не вызывают желания из­ мениться и не показывают дороги к новой жизни после выхода из зависимости. Что еще хуже, жесткие однотипные методы и организации, блюдущие в первую очередь соб­ ственные интересы, часто превращают «лечение» в тупик или вращающуюся дверь для людей, ищущих помощи. Идея этой книги в том, что медикализация и модель болезни из­ жили себя.


#292 Биология ЖЕЛАНИЯ

 

Чтобы недостатки медикализации стали для вас очевидны, вспомните, что зависимость можно победить, только соеди­ нив желание с лично сформулированными, ориентирован­ ными на будущее целями. Помогает ли медицинский взгляд на лечение достичь этого? Нет, даже наоборот, такое лечение почти всегда проводится какой-то организацией, а органи­ зации мастерски лишают зависимых решимости, которую те копили, чтобы постучаться в дверь за помощью. Обычно им говорят, что перезвонят, если только их не отправили лечиться по решению суда, что с самого начала исключает решимость и намерения. Затем им назначают время, когда прийти. А задержку легко оправдать: «М ы хотим убедиться, что вы действительно готовы». Наконец, недели спустя, их включают в лечебную программу. Это если им посчастливи­ лось дождаться своей очереди в государственном учрежде­ нии или у них достаточно денег, чтобы позволить себе об­ ратиться в частную клинику. Им выделяют койко-место. Забавно, ведь они получили кровать, потому что просили помощи, но на кроватях люди спят и лежат, когда болеют

 

и не могут встать; это не место, где чувствуешь себя бодрым

 

и инициативным. Затем, если за время ожидания их реши­

 

мость угасла не совсем, ее убивает сама философия оказания помощи. Зависимые становятся пациентами, а пациенты не участвуют в принятии решений касательно своего курса лечения и выздоровления. Пациенты следуют предписаниям врача, авторитетного лица, который лучше разбирается

 

в болезни и в том, что следует делать. Личному намерению нет места в лечебной программе.

 

Если вы думаете, что я сгущаю краски, то послушайте рас­ сказы зависимых, прошедших через институциональное лечение, или прочитайте впечатляющие истории, собранные


Глава 9. После зависимости 293#

 

 

Энн Флетчер в книге «В рехабе» (Inside R ehab)1. Даже за­ висимые, твердо решившие завязать, страдают от обезличи­ вающих условий, пассивности и подчинения облеченных властью лицам, отсутствия интереса у персонала к их мнению

 

и исключения из оценки того, что они делают, как они это делают и когда можно прекращать. Вначале им говорят: «М ы должны разобрать вас, чтобы потом собрать заново». Как утверждает Мэтт Роберт, друг и бывший зависимый, ведущий групп в организациях и общинах, эту фразу можно часто услышать при прохождении лечебной программы. Это де­

 

лается не из плохих побуждений. Они просто ошибаются. Защитники модели болезни, такие как Дэвид Сэк и иже с ним (о Сэке шла речь в главе 1), настаивают, что «больш ой процент зависимых продолжает употреблять после про ­ хождения курса лечения, независимо от употребляемого ими вещества».2 По их мнению, такие данные доказывают, насколько серьезна болезнь «зависимость». А раз она так серьезна, вход следует пустить всю тяжелую артиллерию — что означает больше финансирования и больше койко-мест. Но очевидный вывод в том, что такое лечение зависимости просто-напросто неэффективно. А раз оно основано на модели болезни, значит, по всей видимости, модель оши­ бочна.

 

 

Какие альтернативы медицинскому подходу может пред­ ложить подход, основанный на понимании зависимости как части развития и учитывающий силу мгновенного желания для принятия человеком решения о завязке? Самое важное,

 

1 Anne М. Fletcher, Inside Rehab: The Surprising Truth About Addiction

 

Treatment— and How to Get Help That Works (New York: Viking, 2013).

 

2 David Sack, “Addiction Is a Disease and Needs to Be Treated as Such,” Room for Debate blog, New York Times, February 11, 2014.


#294 Биология ЖЕЛАНИЯ

 

здесь не ставится в центр одна-единственная стратегия, организация, техника или философия. Любое предложение

 

о помощи, которое делается зависимым тогда, когда они готовы завязать, делается в выгодный момент, когда оно может принести наибольшую пользу. Для этой цели лучше подходят общественные группы, поскольку у них нет толстых крепостных стен, которые нужно одолеть, очереди под две­

 

рью и финансового минного поля, которое нужно пересечь. Их регламент не такой жесткий, чтобы уничтожить личную инициативу аддикта. Когда желание готово «перепрыгнуть» от цели немедленно получить облегчение к цели лучшего будущего, лечение может начаться. О но должно быть на­ правлено не на вызов желания — только фрустрация и стра­ дания могут его вызвать, а на создание образа будущего и его поддержание. Я сравнил групповые процессы при выздо­ ровлении с социальной картиной, которая помогала канад­ ским подросткам коренных народностей выстраивать лич­ ную историю и представлять себе перспективное будущее. В общественных группах, включая АА и SMART Recovery, такая картина создана и ожидает людей, готовых завязать (хотя могут отсутствовать другие важные ресурсы). Формат групповых встреч часто подразумевается и в условиях ле­ чебных учреждений, но будут ли они доступны в тот момент, когда зависимый готов на решительный шаг, отдано на волю случая. Хотя групповые собрания могут помочь, они могут помочь не всегда и, безусловно, не являются единственным методом. Психотерапевт, который готов начать именно тогда, когда зависимый готов остановиться, может быть чрезвычайно полезен. Лечение требует всего лишь внимания со стороны другого человека, который может поддержать, возможно, точнее сформулировать и в идеале расширить


Глава 9. После зависимости 295#

 

 

личную историю, приводимую в действие энергией высокой волны желания измениться.

 

Лучше всего сработает то, что доступно в тот момент, когда широкие проспекты синаптических связей желания вступа­ ют в контакт с регионами мозга, отвечающими за смену ракурса, угла зрения и видов на будущее. Это может быть присутствие друга, сопровождающего на первую встречу группы, работающей по 12-шаговой программе, как было с Брайаном в тот момент, когда он понял, что с него доволь­ но. Или внимание психотерапевта, который по-настоящему понимает, где вы побывали и куда хотите прийти, как было с Донной в поворотный момент ее безысходного положения. Это даже может быть трагичное по своей сути заключение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: