Выборка и её репрезентативность.
Генеральная совокупность – всеобъемлющая группа объектов какой-либо природы.
Примеры: женщины; первоклассники; спортсмены; люди, побывавшие в космосе и т.д.
Теоретически считается, что объём генеральной совокупности не ограничен. Практически – всегда ограничен и может быть различным.
Полное (сплошное) исследование – психологическое исследование, в ходе которого подвергаются изучению все представители генеральной совокупности.
Позволяет получить исчерпывающую информацию, но чаще всего нереально. Обычно проводится частичное (выборочное) исследование.
Частичное (выборочное) исследование – психологическое исследование, в ходе которого подвергаются изучению только некоторые представители генеральной совокупности (выборка).
Выборка – любая подгруппа элементов (испытуемых, респондентов), выделенная из генеральной совокупности для проведения исследования.
Респондент – испытуемый, отдельный индивид из выборки, с которым работает психолог.
|
|
Объём выборки - число респондентов в выборке. Обозначается буквой n (или N). Различают малую выборку (до 30 респондентов), среднюю (от 30 до 100), большую (свыше 100 респондентов).
Репрезентативная (представительная) выборка – такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности представлены приблизительно в той же пропорции и с той же частотой, с которой данный признак выступает в данной генеральной совокупности. (Это меньшая по размеру, но точная модель генеральной совокупности).
Виды соотношений выборок
1) Независимые (несвязные) выборки. Если процедура эксперимента и полученные результаты одной выборки не оказывают влияния на особенности протекания процедуры и результаты другой выборки.
2) Зависимые (связные) выборки. Если процедура эксперимента и полученные результаты одной выборки оказывают влияние на другую выборку. Одна и та же выборка, на которой дважды проводилось психологическое обследование (пусть даже разных психологических качеств, особенностей), является зависимой (связной).