Число степеней свободы (n) – это число свободно варьирующих единиц в составе выборки. Оно равно числу классов вариационного ряда минус число условий, при которых он был сформирован. К числу таких условий относятся объём выборки (n), средние и дисперсии.
Число степеней свободы у выборочного ряда определяется:
n = n – 1, где n – общее число элементов ряда (выборки).
При наличии не одного, а нескольких ограничений свободы вариации, число степеней свободы определяется по формуле:
ν = n – k, где k – число ограничений свободы вариации.
Для таблицы экспериментальных данных число степеней свободы определяется следующим образом:
ν = (c – 1) (n – 1), где c – число столбцов, а n – число строк таблицы (число испытуемых).
Для ряда статистических методов подсчёт числа степеней свободы оказывается необходимым и рассчитывается по-своему.
Понятие нормального распределения.
В статистике под рядом распределения понимают распределение частот по вариантам. Распределением признака называется закономерность встречаемости разных его значений.
|
|
Особое место в статистике занимает нормальное распределение. График нормального распределения представляет собой колоколообразную кривую. Форма и положение графика определяется только двумя параметрами: средней (µ) и стандартным отклонением (σ).
Для нормального распределения характерно совпадение величин средней арифметической, моды и медианы. Равенство этих показателей указывает на нормальность данного распределения.
Ещё одна особенность нормального распределения: чем больше величина признака отклоняется от среднего значения, тем меньше буде частота встречаемости (вероятность) этого признака в распределении. «Нормальным» распределение названо потому, что оно наиболее часто встречалось в естественнонаучных исследованиях и казалось «нормой» распределения случайных величин.
-4σ |
-3σ |
-2σ |
-σ |
μ σ 2σ 3σ 4σ |
В психологии нормальное распределение используется при разработке и применении тестов интеллекта и способностей. Для показателей интеллекта IQ нормальное распределение имеет µ = 100, а σ = 16 для большинства возрастных групп.
Однако, для других психологических категорий (личностная и мотивационная сфера) применение нормального распределения оказывается дискуссионным.
При нормальном распределении экспериментальных данных применяются особые методы статистической обработки.
Кроме нормального существуют и другие распределения. При обработке экспериментальных данных целесообразно проводить оценку характера распределения. Это поможет решить вопрос о возможности применения того или иного статистического метода.
|
|
Вопросы для обсуждения
1. Мода и правила её нахождения. Какая выборка называется мономодальной, бимодальной, полимодальной?
2. Что можно назвать модой признака «оценка за экзамен в последнюю сессию» в вашей группе?
3. Медиана и правила её нахождения.
3. Среднее арифметическое, взвешенная средняя. Преимущества и недостатки средних значений при характеристике выборки.
4. Разброс выборки. Связь между размахом выборки и силой варьирования признака.
5. Дисперсия и стандартное отклонение. Их смысл и правила вычисления.
6. Число степеней свободы и правила его вычисления.
7. Распределение признака. Ряд распределения.
8. Нормальное распределение, его особенности. Распространённость нормального распределения в психологии.
ТЕМА №4. Общие принципы проверки статистических гипотез.