В тесте работы встречаются много перечислений (перечней). Элементами перечней могут быть как законченные, так и незаконченные фразы.
Незаконченные фразы пишутся со строчных букв и могут быть обозначены арабскими цифрами с закрывающей скобкой, строчными буквами с закрывающей скобкой, знаками (дефисом, точкой, ромбом, квадратом и т.п.).
Арабские цифры с закрывающей скобкой применяют:
1) Когда в тексте необходимы ссылки на элементы перечня (ссылки проще делать на цифры, чем на какие-либо другие обозначения);
2) Когда число элементов велико (цифровая форма удобнее буквенной).
Строчные буквы с закрывающей скобкой применяют:
а)когда абзац с перечнем нумерован;
б)в тексте с перечнем много цифр.
Другие знаки применяют:
· когда перечень не требует запоминания элементов в определенном порядке;
· уже использованы арабские цифры и буквы для обозначения старших элементов перечня.
При оформлении перечислений, состоящих из неоконченных фраз, необходимо писать их после двоеточия; сами перечисления пишутся с маленькой буквы. Каждая часть перечисления пишется с новой строки и отделяется от другой части точкой с запятой— перечень с элементами-абзацами. Последняя часть перечня заключается точкой.
Например:
В процессе работы на ЭВМ у работника формируется целый ряд неблагоприятных факторов:
Ø труд, сопряженный высоким нервно-эмоциональным напряжением;
Ø монотонность производственного труда:
· однообразие операций по вводу или считываю информации;
· неизменная рабочая поза;
Ø специфические условия зрительной нагрузки;
Ø наличие электромагнитных излучений.
В том случае, когда перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами, начиная с прописных букв, отделяются друг от друга точкой.
Например:
В.Э.Фрейман [297] при разработке содержания обучения школьников учитывает разнообразные категории пользователей баз данных, отраженные в данной классификации. Им предложены требования к содержанию обучения:
1. Понятие базы данных следует рассматривать через призму развития средств организации данных.
2. Содержание обучения строится на основе обучения школьников решению информационных задач использования баз данных.
3. В связи с ориентацией обучения на подготовку конечных пользователей, необходимо основное внимание уделить овладению учащимися навыками работы на концептуальном уровне представления данных в базе.
4. В содержании обучения следует отобразить сущность технологического процесса работы с базой данных.
Текст всех элементов перечисления должен грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению. Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах или союзах (на, из, как, от и т.д.).
Пример неправильного оформления перечисления
С помощью этой формы пользователь может занести и удалить данные по:
· движению топлива;
· потреблению энергоносителей;
· расходу мазута и воды, выработке пара котельной.