Разработка пояснительной записки

Аннотация содержания методических указаний

Курсовая работа является самостоятельной реферативно-аналитической работой. Цель курсовой работы - отработка практических навыков аналитической работы. Это более сложный по сравнению с контрольной вид работы, требующий проявления творчества.

В методическом указании даны рекомендации по выполнению курсовой работы и раскрыта структура курсовой работы. Дается перечень тем курсовых работ, правила оформления, требования к защите и литература по тематике курсовых работ.


 

Основные положения

 

Квалификация (степень) магистра есть академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к практической и научно-исследовательской видам деятельности.

В связи с этим в процессе подготовки магистров центральное значение приобретает самостоятельная работа, которая направлена на формирование способности и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, проявлять авторский взгляд на изучаемую проблему.

Подготовка и защита курсовой работы по дисциплине «История и методология науки» является одним из контрольных мероприятий при изучении дисциплины и её обязательным условием.

Цель курсовой работы – ориентировать магистрантов на использование научных методов исследования (при написании магистерской диссертации и в процессе научно-учебной деятельности).

Основными задачами курсовой работы являются:

1. Определить степень усвоения студентом понятий и категорий методологии науки.

2. Раскрыть содержательную характеристику выбранной темы.

3. Рационально сочетать общетеоретические положения и практической деятельности в сфере сервиса.

4. Проверить умения формулировать основные выводы по результатам исследования выбранной темы.

Курсовая работа представляет собой результат выполнения следующих взаимосвязанных этапов:

1) выбор темы курсовой работы;

2) разработка пояснительной записки. В своем законченном виде пояснительная записка представляет собой развернутое содержание (структуры) курсовой работы, отражающее существенные вопросы выбранной темы;

3) сбор, анализ и обобщение материалов исследования. Результатом выполнения данного этапа является законченный предварительный вариант курсовой работы, в который могут вноситься только отдельные уточнения и изменения руководителем курсового проекта. Оформленная курсовая работа выносится на защиту;

4) формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

5) оформление курсовой работы;

6) защита курсовой работы на кафедре.

Курсовая работа выполняется студентами под руководством преподавателя кафедры. Чтобы подготовка курсовой была более плодотворной, целесообразно увязать тему и содержание с будущей магистерской диссертацией или со сферой его практической деятельности.

В зависимости от преимущественного использования тех или иных методов исследования выделяют два типа курсовых работ.

Теоретическая (реферативная) работа выполняется на основе анализа и обобщения источников научной и научно-методической литературы по выбранной теме.

Экспериментальная строится на основе специально организованного исследования студентом под руководством преподавателя.

В зависимости от направленности содержания можно подразделить работы на эмпирические, исторические и др.

Эмпирическая - на основе изучения и обобщения передового опыта практиков сервиса.

Историческая выполняется на основе изучения исторических материалов (включая архивные) развития какого-либо явления, связанного с возникновением и развитием видов сервиса.

Независимо от типа каждая курсовая работа содержит анализ источников литературы по теме исследования.

Курсовая работа реферативного типа строится на основе анализа источников литературы по выбранной теме (учебных пособий, монографий, авторефератов диссертаций, журнальных статей, сборников научных трудов, материалов научных конференций и т.п.). Главное требование к работе - ее содержательность, знание литературы, логичность и последовательность изложения, самостоятельность анализа и суждений, использование методов классифицирования, внешнее оформление. Работа реферативного типа имеет титульный лист, оглавление (содержание), введение, текст, написанный по главам, выводы и список литературы.

Во введении отражаются актуальность выбранной темы, мотивация ее выбора, цель и задачи исследования. Анализ источников литературы выступает как самостоятельный метод исследования. Изучаются прямые и косвенные материалы основной и смежных дисциплин по теме. В соответствии с задачами исследования весь собранный материал систематизируется и подразделяется на главы (при необходимости – параграфы), каждая из которых имеет свое название.

В настоящих методических рекомендациях содержатся конкретные рекомендации по каждому из этапов выполнения курсовой работы, что дает студентам возможность выполнять работу в соответствии с единообразными требованиями, концентрировать усилия на наиболее важных вопросах и, в конечном итоге, успешно защитить курсовую работу.

Обязательным элементом подготовки курсовой работы является консультирование студента преподавателем, ведущим данную дисциплину – согласно учебному плану по направлению подготовки по 2 часа на каждого студента.

В ходе консультаций преподаватель:

- дает рекомендации о привлечении дополнительных материалов, необходимых для правильного раскрытия темы;

- согласовывает содержание пояснительной записки курсовой работы;

- дает указания по внесению исправлений и изменений в предварительный вариант курсовой работы, как по содержанию, так и по оформлению.

Кафедра осуществляет организацию защиты курсовых работ в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций.

Методические указания являются основным регламентирующим документом по выполнению курсовой работы и составлены в соответствии с учебным планом направлению подготовки и на основе требований к содержанию и оформлению курсовых работ СТП УГТУ-УПИ I-96.

 

 


Выбор темы

 

Данный этап важен при подготовке курсовой работы. При выборе темы необходимо учитывать следующее:

1.. Этап выбора темы непосредственно связан с этапом сбора, анализа и обобщения материала. Если магистрант с начала выполнения курсовой работы четко представляет себе, на какой теме он может найти наиболее полный и содержательный материал, то эту тему и следует выбрать.

2. Не допускается наличие одинаковой темы у двух и более магистрантов одной учебной группы. Если магистранты предполагают писать курсовую работу по совпадающим вопросам, то в названии темы должны быть внесены соответствующие дополнения и уточнения.

3. Руководитель расписывается в бланке «Задания на выполнение курсовой работы», что является подтверждением согласования темы.

Общий перечень выбранных тем с фамилиями студентов, выполняющих соответствующие курсовые работы, утверждается заведующим профилирующей кафедрой.

4. Выполнение курсовой работы без назначения руководителя не допускается.

5. Вопросы о месте, времени и порядке консультирования со студентами решаются руководителем курсовой работы в рабочем порядке.

 

 

Разработка пояснительной записки

 

1. Целью составления пояснительной записки является изложение студентом предполагаемого подхода к раскрытию темы курсовой работы.

При составлении пояснительной записки следует стремиться к тому, чтобы в ней оптимально сочеталось изложение, как общетеоретических аспектов, так и прикладных вопросов (исследование конкретных ситуаций).

Одной из распространенных ошибок является одностороннее представление в пояснительной записке и в курсовой работе выбранной темы. Студент сосредотачивает внимание только на теории, и тогда тема рассматривается в отрыве от реальной практики, или, наоборот, в пояснительной записке отражаются только частные вопросы, но не формируются необходимые обобщение и выводы.

2. Пояснительную записку не следует понимать как содержание курсовой работы. Студент должен представлять себе пояснительную записку в виде следующей примерной схемы:

- состав разделов (глав) курсовой работы;

- основное содержание разделов;

- логическую взаимосвязь разделов.

Логика изложения представляет собой, как правило, самое слабое место во многих курсовых работах Характерным недостатком является отсутствие необходимой взаимосвязи между собой: материал каждого раздела изложен правильно, но переход от раздела к разделу не обоснован. В результате вместо цельного изложения темы получается набор разрозненных фрагментов. При подготовке пояснительной записки студенту рекомендуется использовать опыт составления структурно-логических схем: пояснительную записку можно рассматривать как развернутую структурно-логическую схему по выбранной теме.

3. Общим принципом построения пояснительной записки является последовательный переход от общего к частному. Проблемы исследования сначала рассматривается в целом, а затем детально анализируются методы и формы решения проблемы. Пояснительная записка должна в обязательном порядке включать в себя следующие элементы:

- титульный лист;

- задание на курсовую работу;

- содержание курсовой работы, включающее перечень всех разделов, подразделов;

- введение, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, объект, предмет, цели и задачи исследования;

- основная часть, которая должна включать в себя теоретический (критический обзор литературных данных по теме исследования), аналитический (выбор методов и инструментов исследования, собственно исследование) и практический (результаты исследования, подготовленные к публикации) разделы;

- заключение пояснительной записки должно содержать краткие выводы о результатах выполненной работы; предложения по использованию результатов работы на предприятиях сервиса;

- библиографический список;

- приложения, в том числе статья по итогам исследования.

Требования к оформлению пояснительной записки представлены разделе 5 «Оформление курсовой работы».

4. Пояснительная записка составляется магистрантом самостоятельно.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: