Особенности глобализации

 

В процессе глобализации можно выделить три основных направления различных подходов политологов и экономистов:

1) гиперглобалистское — представители К. Оман, Ф. Фукуяма, Р. Райх;

2) скептическое — представители С. Хатингтон, П. Хирст, Г. Томпсон, С. Краснер, Дж. Сгиглиц;

3) трансформационное - Д. Хелд, А. Мак-Гру, Дж. Розенау.

Первое из них (гиперглобалистское) связано с абсолютизацией процесса стирания границ и исчезновения культурных различий между странами. Определяющим становится свободное движение капитала, товаров и информации в рамках единого глобального рынка, процесс формирования которого идет еще с 70-х годов XX века. Главную роль играют финансовые рынки и ТНК. На замену традиционным национальным государствам приходят «региональные государства» и «естественные экономические зоны», масштабы которых формируются потребностями глобальной экономики. Представители гиперглобализма предсказывают полную культурную диффузию, сопровождающуюся потерей государствами своих основных функций, а в будущем отмиранием национальных государств вообще.

Критиками гиперглобализма являются представители скептического направления.

Обобщая позиции представителей скептицизма, можно их свести к следующим основным тезисам:

- достижение общего культурного объединения в конечном итоге невозможно;

- происходящее в современных условиях транснациональное движение товаров, рабочей силы, капитала имеет свои взлеты и падения, прогресс и регресс.

Как отмечает С. Хантингтон, процессы, идущие в современном мире, способствуют больше размежеванию и конфликту, чем культурной солидарности мира.

К числу возможных причин подобных конфликтов С. Хантингтон относит целый ряд проблем современной международной политики:

- усиление влияния на формирование глобальной политики таких международных организаций, как ООН. МВФ, Всемирный банк;

- соперничество в военной сфере:

- изменения в соотношениях экономических потенциалов стран, что находит свое проявление в усилении разногласий по вопросам международной торговли, иностранных инвестиций и т.д.;

- межэтнические конфликты (проявляющиеся, в частности, в попытках государств, представляющих одну цивилизацию, защитить родственное ему население в странах, относящихся к иной цивилизации);

- проблемы ценностей и культуры (когда государство пытается искусственно навязывать свои ценности и культуру народу, относящемуся к иной цивилизации);

- возникающие в некоторых случаях территориальные проблемы, в которые оказываются вовлечены ведущие страны мира.

С. Хантингтон рассматривает восемь цивилизаций современного мира: западную, конфуцианскую, японскую, мусульманскую, индийскую, славянско-православную, латиноамериканскую и африканскую. При этом главной линией международных конфликтов, по его мнению, в будущем будет конфликт между западной и остальными цивилизациями.

Представители скептицизма полагают, несмотря на достигнутый уровень интернационализации экономики, мировая экономика еще не стала полностью глобализированной. Аргументы: количество ТНК невелико, международные потоки товаров, услуг, капитала больше концентрируются внутри группы ведущих развитых стран (США — Западная Европа- Япония). Необходимо, чтобы методы и формы управления экономикой были едиными. Для этого должны решаться задачи стабилизации валютных курсов, поддержки индустриальных регионов и повышения их конкурентоспособности. В современном мире уже ни одно государство не может в одностороннем порядке осуществлять полный контроль над процессами, протекающими как за рубежом, так и на собственной территории, возникает необходимость совместных действий, заключения международных соглашений и создания международных организаций. При этом особую значимость приобретает принцип «взаимного признания», соблюдение которого облегчает заключение международных соглашений, устанавливающих единые правила для всех государств.

Значительной спецификой по сравнению с положениями сторонников гиперглобализма или «скептиков» обладают позиции представителей так называемого «трансформационного» направления. Они выступают против одностороннего и упрощенного понимания глобализации, полагая, что это сложный и многосторонний процесс, протекающий во всех сферах общественной жизни. Как пишет, в частности, Д. Хелд, глобализация — это «не единое состояние и не линейный процесс», а «многоплановый феномен, охватывающий разные сферы деятельности и взаимодействия», при этом «порождающий в каждой из них разнообразные формы связей». Глобализация реорганизует силу, функции и власть национальных правительств. Процесс глобализации — это сложный процесс, который имеет свою логику развития. Соответствующие изменения должны происходить как в деятельности национальных государств, так и в самой системе, и в направлениях деятельности современных международных организаций [3].

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: