Исследование школьных знаний и навыков

Исследования учебных знаний по математике

Таблица 87

В таблице даны варианты заданий для исследования уровня овладения прямым и обратным числовым рядом в пределах 20, знание места числа в числовом ряду. Задания выполняют устно (ребенок показывает указкой порядок соединения и называет пропущенные в «домиках» числа) или письменно (ребенок соединяет карандашом числа и вписывает пропущенные числа в «домики»).

Таблица 88

В таблице даны разные по характеру задания. С их помощью молено определить понимание инструкции, знание числового ряда; сформированность разрядного строения числа; уровень овладения понятиями «больше», «меньше»; действиями сложения и вычитания в пределах 20. Обследующий читает задания. Ребенок отвечает в устной форме.

Таблицы 89, 90

На таблицах изображены цифры и предметы. Перед ребенком кладут (поочерёдно) таблицы, затем указывают на ту или иную цифру и просят ребенка указать соответствующее ей количество предметов. Затем называют предметы и просят указать соответствующие их количеству цифры.

Выявляют наличие понятия о числе, осознанность овладения счетными операциями, понимание цифры и количества.

Таблица 91

В таблице даны примеры на сложение и вычитание (в разных вариантах). Задания могут выполняться в устной форме (в зависимости от подготовки ребенка). Одно из заданий необычно по форме, поэтому требуется предварительное разъяснение. До начала обследования таблицу надо разрезать на четыре части и наклеить на картон.

При помощи этой таблицы определяют овладение счетными операциями в пределах 100, умение производить арифметические действия без опоры на наглядность, понимание взаимосвязи между компонентами сложения и вычитания, способ решения упражнений. Может быть определен этап обучения, на котором ребенок стал испытывать особенные затруднения. Это может быть, например, этап усвоения состава числа, счет с переходом через разряд и др.

Исследование школьных знаний и навыков

Исследования учебных знаний по математике

Таблицы 92, 93

Перед ребенком кладут (поочередно) таблицы, на которых даны разные по форме задания. С помощью этих таблиц выявляют понимание инструкции, уровень овладения понятиями «больше», «меньше», «поровну» («одинаково»), тип счета (визуально, на пальцах, присчитывание по 1 и т. д.), знание именованных чисел. Задания выполняют в устной форме.

Таблица 94

Ребенку предъявляют таблицу и просят выполнить находящиеся в ней задания.

С помощью этой таблицы определяют знание детьми денежных обозначений, понимание состава числа и умение выполнять счетные операции. Задание выполняют устно.

Таблица 95

Ребенку предъявляют таблицу, на которой дан наглядный материал для составления и решения примеров. Примеры можно составить и решать в устной форме.

С помощью этих таблиц выявляют понимание смысла задания и степень овладения операциями сложения и вычитания в пределах 10.

Таблицы 96, 96-А, 97, 98, 98-А, 99

На лицевой части таблицы 96 нарисовано несколько предметов, на обороте шесть примеров (табл. 96-А). Картинку разрезают по пунктирам на шесть частей. На отдельном листе (табл. 97) даны ответы.

Ребенок должен решить примеры и положить их лицевой стороной вверх на ответы, помещенные в таблице 97. Поскольку форма задания необычна, ребенку можно оказать помощь. Затем следует предложить выполнить аналогичное задание (табл. 98—99) с целью выяснения обучаемости ребенка.

Исследование школьных знаний и навыков

Исследования учебных знаний по математике

Таблица 100

Ребенку предъявляют таблицу с текстовыми задачами. На основании наблюдений за деятельностью ребенка можно сделать вывод о сознательном или механическом подходе к их решению, об овладении понятиями «на столько-то меньше, больше, дороже, дешевле и т. д.». Кроме того, выявляют умение производить анализ содержания, составлять план решения задачи, выделять главный вопрос, влияние речи на решение задачи. Задачи 10, 11 (с недостающими данными) дают ребенку с целью проверить, обладает ли он сознательным подходом к предложенному ему заданию. Если ребенок не понимает, ему задают вопрос: «Можно ли решить эту задачу?»

Задания дети могут выполнять в устной или письменной форме.

Таблица 101

На таблице даны три задачи. К задачам имеются иллюстрации. Ребенок должен составить условие задачи и решить ее.

В процессе наблюдения за действиями ребенка выявляют понимание им задания, способность анализировать условия и самостоятельно составлять задачи по краткой записи; соблюдать необходимую логическую последовательность; обосновывать решение; вычислительные умения.

Задачи дети могут решать устно или письменно.

Таблицы 102, 103

Ребенку показывают таблицы, на которых изображено несколько часов, показывающих разное время.

С помощью этих таблиц выясняют умение обследуемого ребенка определять время на часах.

Таблица 104

Прежде чем предлагать таблицу, перед ребенком раскладывают несколько геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и просят назвать их. Затем дают таблицу и просят назвать известные ему геометрические фигуры, из которых состоят изображенные предметы.

С помощью этих заданий выясняют знание детьми геометрических фигур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: