Если должен – значит, МОГУ: иначе невозможно быть должным сделать то, что ты не можешь

И вот эти требования к себе вгоняют нас в невротическое чувство вины (то есть переживание чувства вины там, где объективной вины нет), в переживание собственной плохости, никчемности, никуда не годности и т.п. И эти переживания удивительным образом не имеют ничего общего со смирением (знанием своей меры) и, как правило, совсем не приближают нас к Богу.

Так вот – важно признать правду о себе, и она может быть даже более болезненной, чем переживание бесконечной виноватости по поводу и без повода. Правду о своем бессилии, о своей малости, беспомощности, слабости. Правду о том, что я чего только не делал, а мое сердце так и не стало мягче, добрее, в нем так и не прибавилось любви, хотя, может быть даже, я делал много дел любви, творил дела милосердия, помогал и служил ближним, но внутри так и не смог себя изменить. И может быть – о ужас – никогда не смогу. Не смогу прибавить в себе любви, и вместе с ней прощения, как не могу прибавить себе сантиметр роста (Мф. 6:27).

 

Если я считаю, что могу взять себя в руки и резко исправиться (миф о всемогуществе), то я буду ждать того же и от других и, соответственно, буду их осуждать (а себя обвинять). Моя любовь на этом этапе условна, то есть зависит от условий, и еще она требовательна, ее пока трудно назвать принимающей (я должен, он должен, все друг другу что-то должны, и неважно при этом, могут ли). Такое отношение к себе и другим пока не приближает меня к смирению и прощению, зато отлично вгоняет в невроз.

 

Если я понимаю, что я реально очень мало что могу, а может быть, и совсем ничего не могу сам, то тогда я понимаю, что и другой, так же, как и я, мало что или почти ничего не может.

И тогда я перестаю его осуждать. И могу увидеть, что и я, и он – в одной лодке. Это приближает меня к прощению, потому что я начинаю видеть, что, скорее всего, обидчик сделал мне больно не специально, не со зла, и, скорее всего, в тот момент времени он просто не мог поступить иначе по каким-то своим причинам, которые я, может быть, пока не вижу.

 

= = =

 

«Простить непростимое»

http://www.pravmir.ru/prostit-neprostimoe/

 

Если человек не может стать другом, простить совершённое против него преступление, — то пусть хотя бы не желает отомстить.

 

Ещё раз повторю: главное — не озлобляться. По крайней мере, стараться, стремиться к этому.

 

Человек задаётся вопросом: «Как я могу простить?» А как бы ты хотел, чтобы тебя простили? Мы столько совершаем грехов, столько проступков, что за это давно нужно было бы наказать, но мы хотим, чтобы лично нас Господь помиловал. Это как в детстве. Как бы ребёнок ни нашкодил, он всегда думает: всё, я так больше никогда не буду! Никогда не буду обманывать маму, баловаться. Прошло время, успокоился — и опять началось. Студент не подготовился к экзамену — просит: «Господи, хоть бы пронесло!» Экзамен прошёл успешно — снова всё по-прежнему. Ведь пронесло же! А поблагодарить Бога мы забываем.

 

С одной стороны — мы все люди, состоящие из тела и души. Душа нам одно говорит, тело — другое. Что главное для человека? Он должен выбрать. Если для него главное Царствие Небесное — он должен стать на путь христианства, если же главное отмщение — он станет на этот путь.

 

Для того чтобы получить любой плод, нужно приложить труд. Труд христианина в чём заключается? В том, чтобы мы меньше согрешали и больше исповедовали свои грехи.

 

= = =

«Обидел я тебя? Так это тебе для смирения»

http://www.pravmir.ru/razvestis-ne-razvestis-1/

 

В философии существует золотое правило этики и серебряное правило этики. И мне очень жаль, что этого порой не знают не то что прихожане – даже некоторые священники. Серебряное правило: как вы не хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы не поступайте с ними. А золотое правило: как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. По сути, Ветхий Завет – о серебряном правиле. Там очень много заповедей с приставкой не: не делай того, не делай этого. А золотое правило в чистом виде сформулировано в Нагорной проповеди: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). В чистом виде.

Значит, если мы понимаем, что Новый Завет – это золотое правило, то нужно помнить еще одну вещь. В чём разница между этими двумя правилами? Серебряное правило – это то, что я обязан требовать от себя и вправе требовать от других. Именно требовать от других. То есть я вправе сказать: «Не делайте мне зла, у-у-у-у!» А в золотом правиле другой принцип: я могу (или как христианин, по-хорошему, должен) требовать его от себя, но я не вправе требовать его от других. То есть я не вправе потребовать: «А ну-ка! Делайте мне добро! Вы обязаны!» Добро может сделать человек только сам, добровольно. И поэтому Нагорная проповедь и другие новозаветные правила обращены к каждому человеку, отдельно взятому. Но не к обществу, не к коллективу, не «вы все обязаны делать вот так!», а если не делаете, то есть такая-то система наказаний.

 

= = =

 

Как простить обиду?

http://www.pravmir.ru/ya-xochu-prostit-ili-ya-prostil/

 

По человеку сразу видно: простил или не простил.

 

Прощение обиды – дело трудное, требующее усилий.

 

Нужно в начале принять решение – хочу простить.

Ты должен приложить усилия и сознавать, что результат – от Господа. От нас – усердие, от нас – цель, от нас – целеустремлённость, от нас – труд, а результат – от Господа.

 

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матфей 6:14,15).

 

По сравнению с тем, что мы должны Богу, долги других нам – пустяки.

 

= = =

 

«Чулпан Хаматова: Меня очень сложно обидеть по-настоящему»

http://www.pravmir.ru/chulpan-hamatova-menya-ochen-slozhno-obidet-po-nastoyashhemu/

 

Этот человек, который меня обижает, просто не знает как по-другому.

 

– Как жить человеку, который, как вы, не принадлежит ни к какой партии, ни к одному лагерю, и которого за это, соответственно, со всех сторон обвиняют?

– Радоваться жизни и не обращать внимания. Это в первый раз больно. Второй раз уже чуть меньше, третий – еще. На 105-й раз ты уже просто привыкнешь и не заметишь.

Ну, конечно, это требует работы над собой. Опыт изо всех сил не доказывать что-то другим – приобретенный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: