В детстве чувство несправедливости доводило меня до состояния бешенства. Мне нужно было доказать, что я права. Другим

Мне нужно было, чтобы мою правоту признали другие: подруги, одноклассники и даже учителя. Я не допускала мысли, что у других может быть иная точка зрения. Сейчас, по сравнению с детством, это атрофировалось и я понимаю, что чувство справедливости, которое есть у меня, совершенно не обязано перекликаться с тем, что есть у других.

 

= = =

 

«Обида: для чего она нужна и почему мы ее боимся»

http://www.pravmir.ru/zachem-nuzhna-obida/

 

Любое чувство выполняет какую-то функцию. В том числе – обида.

«Я никогда не обижаюсь» - ничего в этом нет хорошего.

Обида – сигнал, что что-то не так в отношениях.

Это сигнал неоправданных ожиданий.

Адекватны ли они? Известны ли они человеку?

Обида может быть нужна для манипуляции другим. Я обижаюсь, потому что ты не такой. Вот станешь таким как я хочу – тогда и будем дружить.

Обида может быть уместна. Когда другой знал мои ожидания, понял, согласился и нарушил договоренность. Но у него могли быть особые обстоятельства.

Обижать – способ привлечь внимание.

 

Прощение не несет в себе обесценивание того вреда, того зла, которое человек нам причинил. И прощаем мы человека, личность.

Мы не должны в угоду человеку или для сохранения отношений отказываться от обличения каких-то пороков или грехов, проступков и злонамеренных действий. Поэтому здесь очень важно отделять прощение от обличения. Причем, в обличении необходимо назвать вещи своими именами.

 

Прощение не зависит от того, признает ли другой человек, что то, что он сделал – зло, и что это зло сделал он, хочет ли он, чтобы я его простила, а зависит от того, хочу ли я дальше носить зло на другого человека. Причем, не его зло, а мое зло – то, что я на него злюсь, то, что я его осуждаю, то, что я его не принимаю.

 

На самом деле прощение требует очень большого мужества и внутренней силы. Ведь мы должны сделать внутреннее усилие для того, чтобы отделить ту боль, которую мы испытали, от отношения к человеку.

 

И прощение не означает автоматически примирения: если я человека простила, то я с ним и дальше буду прекрасно общаться. Человек может совершить по отношению ко мне такой поступок, который делает дальнейшее общение с ним невозможным. То есть, если я простила, это не значит, что я дальше с ним буду дружить как прежде, что в наших отношениях ничего не изменится. Иногда меняется и меняется кардинально.

 

Выгод у обиды очень много. Быть обиженным, быть жертвой – это сразу «нимб» над головой, «крылья» за спиной расправляются. Это самоутверждение на фоне «плохих», «ужасных» других, которые такие злые, такие нехорошие, бесчувственные.

 

Критерии того, что прощение состоялось, могут быть только внутренние.

 

Если говорить о наших реакциях на хамство, с которым мы можем столкнуться в общественном транспорте, в магазине и в каких-то других местах, то здесь речь идет, скорее, не об обиде. Потому что обида в большей степени относится к личным отношениям, эмоциональным связям. А в транспорте и магазине ситуация обезличивания, там оскорбление может быть не лично ко мне направлено, но ко мне как к члену общества, как к пассажиру или покупателю. Поэтому там, скорее, будет не обида, а реакция раздражения, неприятия.

 

Дать отпор хаму, хулигану – помощь ему. Он сталкивается с адекватной границей в моем лице, перестает быть неадекватно безграничным.

 

Часто, сталкиваясь с обидчивыми людьми, мы начинаем лицемерить, заниматься человекоугодием и думать, что это проявление нашей добродетели, что мы таким образом о нем заботимся: угождая и обслуживая его обидчивость, мы делаем для него доброе дело. Но это не так.

Лицемерие и человекоугодие не могут быть добродетелями, какими бы мотивами они не были вызваны, точно так же, как наша «терпеливость».

Чем отличается такая «терпеливость» от терпимости? Терпеливость – это когда я внутри все свои чувства зажала. Причем, чувства какие? Недовольство, мягко говоря, несогласие, неприятие, иногда даже ненависть. А снаружи я киваю, я улыбаюсь, соглашаюсь, я не говорю ничего против. Но это не имеет никакого отношения к добродетели терпимости. Потому что терпимость – это внутреннее принятие без возмущения, гнева и осуждения другого человека.

Часто результат терпеливости – это сплетни. Потому что здесь я вытерпела, выдержала, «не показала вида», но потом я иду в то место, где я чувствую себя в большей безопасности, и там я уже все выскажу, что я думаю по поводу поведения другого человека. Поэтому подобное угодничество к добру не приводит.

 

= = =

«Благословенная обида и Рождество Богородицы»

http://www.pravmir.ru/blagoslovennaya-obida-i-rozhdestvo-bogoroditsyi/

 

Обида может быть во благо, если «разбудит» человека.

Обида может быть очень энергичным переживанием.

 

= = =

 

«Нужно очень захотеть простить обидчика»

http://www.pravmir.ru/svyashhennik-dimitrij-turkin-nuzhno-ochen-zaxotet-prostit-obidchika/

 

Нужно постараться увидеть перед собой не обидчика, а человека, который согрешает по немощи своей.

 

= = =

 

«Ник Вуйчич: в детстве я не мог простить Бога и врачей»

http://www.pravmir.ru/nik-vuychich-v-detstve-ya-ne-mog-prostit-boga-i-vrachey/

 

Если кто-то виноват в том, что со мной происходит, то, выходит, я не хозяин своего будущего?

 

Не самые лучшие проявления другого можно воспринимать как проявление его внутренней боли, неудовлетворенности жизнью и т.п.

 

= = =

 

«Простить – означает поверить»

http://www.pravmir.ru/protopresviter-aleksandr-shmeman-prostit-oznachaet-poverit/

 

Что такое прощение? Это вовсе не обычная наша снисходительность: «Ты, мол, так плох и слаб, что уж с тебя требовать!» Снисходительность основана на презрении, в лучшем случае – на равнодушии. Но прощение не есть и оправдание зла. С этой точки зрения, пословица «Все понять – все простить» – не христианская пословица. От того, что мы понимаем причины, приведшие к злу, зло не перестает быть злом, не становится добром. Зло никогда нельзя оправдать. Это значило бы снять с человека ответственность, лишить его свободы. Каковы бы ни были объяснения и оправдания, сколько бы ни было так называемых «смягчающих обстоятельств», свободный человек не хочет такого прощения – прощения, которое означало бы, что он всего лишь игрушка каких-то сил и причин, над которыми сам не властен.

 

Глубина, красота и, можно сказать, парадокс христианского прощения в том, что в нем нет как раз ни йоты презрения и снисходительности. Оно основано на убеждении, что, сколько бы ни падал, сколько бы ни порабощал себя злу человек, не в этом падении и порабощении настоящая его сущность. Иными словами, христианское прощение основано на любви. А любовь – это и есть, прежде всего, вера в человека, и притом в каждого, вера в то, что каждый имеет в себе – пусть глубоко погребенное и забытое – светлое стремление, чистую первооснову личности.

 

= = =

 

«Нисхождение во ад. Почему Бог попускает страдание и смерть?»

http://www.pravmir.ru/nisxozhdenie-vo-ad-pochemu-bog-popuskaet-stradanie-i-smert/

 

Что мы знаем о Боге? Лишь то, что явил нам Христос (Ин 1,18). А Он явил нам, кроме всего прочего, и свою оставленность Богом и людьми – именно в этой оставленности Он более всего соединяется с нами.

 

= = =

 

Некоторые другие статьи на эту тему:

http://www.pravmir.ru/esli-tebya-udaryat-po-pravoy-shheke/

http://www.pravmir.ru/a-ya-ego-prostil/

http://www.pravmir.ru/kak-prostit-teh-kogo-proshhat-ne-pozvolyaet-serdtse/

http://www.pravmir.ru/prostit-sebya/

http://www.pravmir.ru/proshhenie-2/

http://www.pravmir.ru/maslenitsa-razorvat-grehovnuyu-svyaz-obidyi/

http://www.pravmir.ru/neproshhenie-sud-bez-advokata/

http://www.pravmir.ru/esli-obideli-v-xrame-1/

http://www.pravmir.ru/zabit-ob-obide/

http://www.pravmir.ru/blazhenneyshiy-mitropolit-onufriy-mozhet-li-rozhdestvo-prekratit-mezhdousobitsu-zachem-proshhat-obidchika-i-kak-borotsya-s-otchayaniem/

http://www.pravmir.ru/konstantin-habenskiy-prostit-znachit-idti-dalshe/

http://www.pravmir.ru/prosit-proshenija-v-sms/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: