Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Учебный год
Задания с ключами и критериями оценивания для 11 класса
Задание № 1
Что является лишним в ряду? Лишнее подчеркните и объясните, почему вы так решили.
1. Ассистент, доцент, профессор, академик.
2. Англичане флегматичны, немцы педантичны, китайцев больше всего в мире, французы гурманы.
3. Взаимодействие «лицом к лицу», интимные отношения между членами группы, большая численность группы, сильная идентификация с группой.
Ответ:
1. Академик (1 балл) – звание действительного члена организации ученых – академии наук (+1 балл) остальные должности преподавателей высшей школы (+1 балла).
2. Китайцев больше всего в мире (1 балл) научный факт (+1 балл), остальные – этнические стереотипы (+ 1 балла).
3. Большая численность группы (1 балл) – черта характерная для вторичных групп (+1 балл), остальные – характеризуют первичную группу (+ 1 балла)
Критерии оценки:
За каждый верный ответ – максимум 3 балла в зависимости от полноты обоснования. Максимальная оценка за задание – 9 баллов.
Задание № 2
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1. «Свобода, равенство, братство!» Этот лозунг взывает к нормам.
2. Пожатие руки как форма приветствия –это культурный комплекс.
3. Ребенок, который назло маме, нарушает всякие запреты, проявляет контраформизм.
4. Монастырь – это пример тоталитарной группы.
5. Социальная группа отличается от социальной категории тем, что она более прочна.
6. Социальные отношения – это отношения между социальными институтами.
7. Аккультурация – это то же самое, что социализация.
8. Два основных класса в полярной модели капитализма – это правящие и те, кем правят.
9. Хорошим примером нонконформизма может служить плагиатор.
10. Вторичное рекрутирование в социальное движение – это включение в движение, переживающее в данный момент успехи, людей, действующих по оппортунистическим мотивам.
Ответ:
Нет | Нет | Да | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Да |
Критерии оценки:
По одному баллу за каждый правильный ответ, итого 10 баллов
Задание № 3
Выберете и вставьте в текст пропущенные слова и словосочетания из приведенного ниже списка. Вы можете изменять их по падежам соответственно контексту.
Слова для справок:
Издержки, интервенция, нефть, переработка, потребление, доллар, производство, свободное плавание, профицит, спрос, дефицит
Ответ:
Курс доллара к рублю на Московской бирже превысил 40 рублей. Аналитики отмечают, что основное давление на рубль исходит сейчас от цен на нефть, которые находятся на годовых минимумах, а также из-за дефицита американской валюты в условиях оттока капитала из России. Ранее Центральный банк подтвердил намерение перейти к режиму свободного плавания рубля к концу текущего года, расширив плавающий коридор и отказавшись от интервенций внутри него, сообщает Reuters.
Критерии оценки:
Каждое правильное соотнесение 2 балла. Максимальная оценка – 10 баллов.
Задание № 4
Из нескольких вариантов ответа выберите все верные ответы. Запишите их в таблицу.
1. Потенциальный объем ВВП в экономике – это выпуск, который был произведен:
а) если бы в экономике не было безработицы;
б) если бы в экономике трудовые ресурсы использовались на 100 %;
в) если бы экономика функционировала при естественной норме безработицы;
г) если бы уровень фрикционной безработицы был равен нулю.
2. Пропорция, в которой налоговое бремя распределяется между потребителями и производителями товара, облагаемого налогом, определяется:
а) решением правительства, установившего налог на товар;
б) только эластичностью спроса по цене;
в) только эластичностью предложения товара;
г) эластичностью спроса по цене и эластичностью предложения.
3. При расчете ВВП нельзя суммировать:
а) потребительские расходы и валовые инвестиции;
б) прибыли корпорации и косвенные налоги;
в) правительственные закупки, зарплату и жалование;
г) добавленные стоимости в различных областях.
4. Инженер не работал месяц в связи с переездом в другой город. Это непосредственно увеличило:
а) структурную безработицу;
б) фрикционную безработицу;
в) скрытую безработицу;
г) циклическую безработицу.
5. Какая комбинация мероприятий государственной политики может привести к снижению уровня инфляции, если в экономике наблюдается полная занятость, но высокий уровень инфляции:
а) сокращение государственных расходов и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг;
б) увеличение государственных расходов и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг;
в) увеличение налогов и покупка Центральным банком государственных ценных бумаг;
г) снижение налогов и покупка Центральным банком государственных ценных бумаг.
6. Стереотип – это:
а) определенное состояние мысли;
б) вид действия;
в) упрощенный и односторонний образ действительности;
г) определенная установка;
д) идеальный тип.
7. «Эффект Матфея» (в соответствии с Евангелием) описывает:
а) процесс секуляризации;
б) появление ереси;
в) обращение (в веру) этнического меньшинства;
г) сочетание общественных приоритетов и привилегий;
д) распространение догматизма и нетолерантности.
8. Социальный престиж определяется:
а) объемом власти;
б) общественным уважением;
в) влиянием;
г) связями;
д) уровнем дохода.
9. Общая черта пророков, лидеров, героев, демагогов – это:
а) мудрость;
б) дальнозоркость;
в) правдивость;
г) харизма;
д) конформизм.
10. Действие отличается от поведения тем, что оно:
а) более длительное;
б) имеет мотивационное значение;
в) имеет характер самоцели;
г) импульсивно;
д) проявляется в социальных движениях.
Ответ:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
в | г | в | б | а | в | г | б | г | б |
Критерии оценки:
За каждый правильно решенный тест – 2 балла. Правильным является ответ, в котором указан только верный вариант и не указано ни одного неверного. Любая неточность – 0 баллов.
Максимальная оценка – 20 баллов.
Задание №5
Решите задачу.
Решением Московского районного суда города Кирова брак между супругами Рониными был расторгнут. Судом было определено совместное проживание детей с отцом. Не согласившись с решением суда, Ронина сообщила, что намерена обжаловать указанное решение, однако через два дня Ронин скончался, не оставив завещания.
Определите доли в составе наследства следующих лиц, при условии, что иных наследников в Ронина нет:
А) супруги Ронина
Б) сына Ронина от брака с Рониной
В) дочери Ронина от брака с Рониной
Г) матери Ронина
Д) брата Ронина
Ответ обоснуйте
Ответ:
½ супруге Ронина, и далее оставшаяся ½ часть имущества на четверых, кроме брата (вариант по ¼ наследства всем, кроме брата тоже допускается). – 2 балла
Мать, дети и супруга относятся к 1-ой очереди наследников по закону (ст.1142 ГК РФ). Но перед этим необходимо выделить ½ доли супруги как совместно нажитого имущества. – 2 балла
В соответствии с п.1 ст.25 СК РФ при расторжении брака в судебном порядке брак прекращается со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. – 2 балла
В соответствии с абз.1 ч.1 ст.209 ГПК РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. В соответствии со ст.338 ГПК РФ кассационная жалоба может быть подана в течение 10 дней, следовательно, на момент смерти Ронина его брак с Рониной не был расторгнут, поскольку соответствующее судебное решение не вступило в законную силу. – 4 балла
Критерии оценки:
Максимальная оценка – 10 баллов.
Задание № 7
Решите кроссворд. Вставьте пропущенное слово по вертикали и дайте его определение.
По горизонтали:
- Психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его последствиям.
- Распоряжение гражданина своим имуществом на случай смерти, а также сам документ, которым оно оформляется.
- Должностное лицо, назначаемое в какой-нибудь район другого государства для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, научных, культурных и прочих связей между государствами.
- Один из соучастников преступления, склоняющий другое лицо к преступлению путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
- Вводная часть законодательного или иного правового акта, декларации или международного договора, в которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта.
- Процедура по проверке не вступивших в законную силу судебных актов вышестоящим судом, определенная процессуальным законодательством.
- Кража по «Русской правде».
Ответ:
1. | в | и | н | а | |||||||||||
2. | з | а | в | е | щ | а | н | и | е | ||||||
3. | к | о | н | с | у | л | |||||||||
4. | п | о | д | с | т | р | е | к | а | т | е | л | ь | ||
5. | п | р | е | а | м | б | у | л | а | ||||||
6. | а | п | е | л | л | я | ц | и | я | ||||||
7. | т | а | т | ь | б | а |
Вексель – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное обязательство лица, его выдавшего, об уплате означенной суммы денег по требованию или в определенный срок поименованному в векселе лицу или другому, указанному им лицу.
Критерии оценки:
За каждое правильно угаданное слово по горизонтали – 1 балл.
За угаданное слово по вертикали – 1 балла, за его верное определение – 3 балла.
Максимальная оценка – 11 баллов.
Задание № 8
Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения.
Критерии оценки:
Жюри при проверке руководствуется оценкой работы по следующим критериям:
1. Раскрытие обоснованности выбора темы. (2 балла)
2. Знание социальных фактов. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом. (3 балла)
3. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.). (4 балла)
4. Аргументированность суждений и выводов, их четкость и их соответствие поставленным автором перед собой задачам. (4 балла)
5. Знание мнений ученых-обществоведов. (4 балла)
6. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме. (4 балла)
7. Свободная композиция и непринужденность повествования. (3 балла)
8. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы. (3 балла)
9. Оригинальность решения проблемы, аргументации. (3 балла)
Максимальная оценка – 30 баллов.
Темы:
1. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. (Карл Маркс)
2. Погоня за прибылью — единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают. (Фридрих Хаек)
3. Нормальное состояние экономики» существует только в экономических учебниках. (Джоан Робинсон)
4. Нововведения подобны новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой. (Френсис Бэкон)
5. В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло. (Лев Толстой)
6. Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть. (Альберт Эйнштейн)
7. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. (Дмитрий Лихачев)
8. Если общество нее ценит личность, оно вооружает ее правом враждебного отношения к обществу. (Максим Горький)
9. Основы прав не вечны, а идут, изменяясь с историческим развитием. (Александр Герцен)
10. Строгий закон виноватых творит. (Русское изречение)