double arrow

Решите кроссворд. Вставьте пропущенное слово по вертикали и дайте его определение.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Учебный год

Задания с ключами и критериями оценивания для 11 класса

Задание № 1

Что является лишним в ряду? Лишнее подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Ассистент, доцент, профессор, академик.

2. Англичане флегматичны, немцы педантичны, китайцев больше всего в мире, французы гурманы.

3. Взаимодействие «лицом к лицу», интимные отношения между членами группы, большая численность группы, сильная идентификация с группой.

Ответ:

1. Академик (1 балл) – звание действительного члена организации ученых – академии наук (+1 балл) остальные должности преподавателей высшей школы (+1 балла).

2. Китайцев больше всего в мире (1 балл) научный факт (+1 балл), остальные – этнические стереотипы (+ 1 балла).

3. Большая численность группы (1 балл) – черта характерная для вторичных групп (+1 балл), остальные – характеризуют первичную группу (+ 1 балла)

Критерии оценки:

За каждый верный ответ – максимум 3 балла в зависимости от полноты обоснования. Максимальная оценка за задание – 9 баллов.

Задание № 2

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. «Свобода, равенство, братство!» Этот лозунг взывает к нормам.

2. Пожатие руки как форма приветствия –это культурный комплекс.

3. Ребенок, который назло маме, нарушает всякие запреты, проявляет контраформизм.

4. Монастырь – это пример тоталитарной группы.

5. Социальная группа отличается от социальной категории тем, что она более прочна.

6. Социальные отношения – это отношения между социальными институтами.

7. Аккультурация – это то же самое, что социализация.

8. Два основных класса в полярной модели капитализма – это правящие и те, кем правят.

9. Хорошим примером нонконформизма может служить плагиатор.

10. Вторичное рекрутирование в социальное движение – это включение в движение, переживающее в данный момент успехи, людей, действующих по оппортунистическим мотивам.

 

Ответ:

                   
Нет Нет Да Да Нет Нет Да Нет Нет Да

Критерии оценки:

По одному баллу за каждый правильный ответ, итого 10 баллов

 

Задание № 3

Выберете и вставьте в текст пропущенные слова и словосочетания из приведенного ниже списка. Вы можете изменять их по падежам соответственно контексту.

Слова для справок:

Издержки, интервенция, нефть, переработка, потребление, доллар, производство, свободное плавание, профицит, спрос, дефицит

 

Ответ:

Курс доллара к рублю на Московской бирже превысил 40 рублей. Аналитики отмечают, что основное давление на рубль исходит сейчас от цен на нефть, которые находятся на годовых минимумах, а также из-за дефицита американской валюты в условиях оттока капитала из России. Ранее Центральный банк подтвердил намерение перейти к режиму свободного плавания рубля к концу текущего года, расширив плавающий коридор и отказавшись от интервенций внутри него, сообщает Reuters.

Критерии оценки:

Каждое правильное соотнесение 2 балла. Максимальная оценка – 10 баллов.

Задание № 4

Из нескольких вариантов ответа выберите все верные ответы. Запишите их в таблицу.

1. Потенциальный объем ВВП в экономике – это выпуск, который был произведен:

а) если бы в экономике не было безработицы;

б) если бы в экономике трудовые ресурсы использовались на 100 %;

в) если бы экономика функционировала при естественной норме безработицы;

г) если бы уровень фрикционной безработицы был равен нулю.

 

2. Пропорция, в которой налоговое бремя распределяется между потребителями и производителями товара, облагаемого налогом, определяется:

а) решением правительства, установившего налог на товар;

б) только эластичностью спроса по цене;

в) только эластичностью предложения товара;

г) эластичностью спроса по цене и эластичностью предложения.

 

3. При расчете ВВП нельзя суммировать:

а) потребительские расходы и валовые инвестиции;

б) прибыли корпорации и косвенные налоги;

в) правительственные закупки, зарплату и жалование;

г) добавленные стоимости в различных областях.

 

4. Инженер не работал месяц в связи с переездом в другой город. Это непосредственно увеличило:

а) структурную безработицу;

б) фрикционную безработицу;

в) скрытую безработицу;

г) циклическую безработицу.

 

5. Какая комбинация мероприятий государственной политики может привести к снижению уровня инфляции, если в экономике наблюдается полная занятость, но высокий уровень инфляции:

а) сокращение государственных расходов и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг;

б) увеличение государственных расходов и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг;

в) увеличение налогов и покупка Центральным банком государственных ценных бумаг;

г) снижение налогов и покупка Центральным банком государственных ценных бумаг.

6. Стереотип – это:

а) определенное состояние мысли;

б) вид действия;

в) упрощенный и односторонний образ действительности;

г) определенная установка;

д) идеальный тип.

 

7. «Эффект Матфея» (в соответствии с Евангелием) описывает:

а) процесс секуляризации;

б) появление ереси;

в) обращение (в веру) этнического меньшинства;

г) сочетание общественных приоритетов и привилегий;

д) распространение догматизма и нетолерантности.

 

8. Социальный престиж определяется:

а) объемом власти;

б) общественным уважением;

в) влиянием;

г) связями;

д) уровнем дохода.

 

9. Общая черта пророков, лидеров, героев, демагогов – это:

а) мудрость;

б) дальнозоркость;

в) правдивость;

г) харизма;

д) конформизм.

 

10. Действие отличается от поведения тем, что оно:

а) более длительное;

б) имеет мотивационное значение;

в) имеет характер самоцели;

г) импульсивно;

д) проявляется в социальных движениях.

 

Ответ:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
в г в б а в г б г б

Критерии оценки:

За каждый правильно решенный тест – 2 балла. Правильным является ответ, в котором указан только верный вариант и не указано ни одного неверного. Любая неточность – 0 баллов.

Максимальная оценка – 20 баллов.

 

Задание №5

Решите задачу.

Решением Московского районного суда города Кирова брак между супругами Рониными был расторгнут. Судом было определено совместное проживание детей с отцом. Не согласившись с решением суда, Ронина сообщила, что намерена обжаловать указанное решение, однако через два дня Ронин скончался, не оставив завещания.

Определите доли в составе наследства следующих лиц, при условии, что иных наследников в Ронина нет:

А) супруги Ронина

Б) сына Ронина от брака с Рониной

В) дочери Ронина от брака с Рониной

Г) матери Ронина

Д) брата Ронина

Ответ обоснуйте

Ответ:

½ супруге Ронина, и далее оставшаяся ½ часть имущества на четверых, кроме брата (вариант по ¼ наследства всем, кроме брата тоже допускается). – 2 балла

Мать, дети и супруга относятся к 1-ой очереди наследников по закону (ст.1142 ГК РФ). Но перед этим необходимо выделить ½ доли супруги как совместно нажитого имущества. – 2 балла

В соответствии с п.1 ст.25 СК РФ при расторжении брака в судебном порядке брак прекращается со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. – 2 балла

В соответствии с абз.1 ч.1 ст.209 ГПК РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. В соответствии со ст.338 ГПК РФ кассационная жалоба может быть подана в течение 10 дней, следовательно, на момент смерти Ронина его брак с Рониной не был расторгнут, поскольку соответствующее судебное решение не вступило в законную силу. – 4 балла

 

Критерии оценки:

Максимальная оценка – 10 баллов.

Задание № 7

Решите кроссворд. Вставьте пропущенное слово по вертикали и дайте его определение.

 

По горизонтали:

  1. Психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его последствиям.
  2. Распоряжение гражданина своим имуществом на случай смерти, а также сам документ, которым оно оформляется.
  3. Должностное лицо, назначаемое в какой-нибудь район другого государства для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, научных, культурных и прочих связей между государствами.
  4. Один из соучастников преступления, склоняющий другое лицо к преступлению путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
  5. Вводная часть законодательного или иного правового акта, декларации или международного договора, в которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта.
  6. Процедура по проверке не вступивших в законную силу судебных актов вышестоящим судом, определенная процессуальным законодательством.
  7. Кража по «Русской правде».

 

Ответ:

      1. в и н а              
2. з а в е щ а н и е            
      3. к о н с у л            
4. п о д с т р е к а т е л ь    
  5. п р е а м б у л а          
6. а п е л л я ц и я            
7. т а т ь б а                  

Вексель – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное обязательство лица, его выдавшего, об уплате означенной суммы денег по требованию или в определенный срок поименованному в векселе лицу или другому, указанному им лицу.

 

Критерии оценки:

За каждое правильно угаданное слово по горизонтали – 1 балл.

За угаданное слово по вертикали – 1 балла, за его верное определение – 3 балла.

Максимальная оценка – 11 баллов.

 

Задание № 8

Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения.

Критерии оценки:

Жюри при проверке руководствуется оценкой работы по следующим критериям:

1. Раскрытие обоснованности выбора темы. (2 балла)

2. Знание социальных фактов. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом. (3 балла)

3. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.). (4 балла)

4. Аргументированность суждений и выводов, их четкость и их соответствие поставленным автором перед собой задачам. (4 балла)

5. Знание мнений ученых-обществоведов. (4 балла)

6. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме. (4 балла)

7. Свободная композиция и непринужденность повествования. (3 балла)

8. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы. (3 балла)

9. Оригинальность решения проблемы, аргументации. (3 балла)

Максимальная оценка – 30 баллов.

Темы:

1. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. (Карл Маркс)

2. Погоня за прибылью — единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают. (Фридрих Хаек)

3. Нормальное состояние экономики» существует только в экономических учебниках. (Джоан Робинсон)

4. Нововведения подобны новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой. (Френсис Бэкон)

5. В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло. (Лев Толстой)

6. Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть. (Альберт Эйнштейн)

7. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. (Дмитрий Лихачев)

8. Если общество нее ценит личность, оно вооружает ее правом враждебного отношения к обществу. (Максим Горький)

9. Основы прав не вечны, а идут, изменяясь с историческим развитием. (Александр Герцен)

10. Строгий закон виноватых творит. (Русское изречение)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: