1 ступень (1 – 4 класс):
Для учащихся первой ступени организуются «Веселые старты» между двумя сборными командами. Каждая команда придумывает название, девиз и приветствие на тему здоровья, здоровьесбережения. В программу «Веселых стартов» включены следующие задания:
1. Разминка.
Организатор просит поочерёдно называть названия цветов, которые встречаются в нашей местности, названия птиц нашего региона, назвать обитающих в данной местности насекомых, зверей. Команда, давшая последней ответ, получает балл.
2. Конкурс «Готовимся к походу».
Команде выдается рюкзак (его можно заменить любой сумкой), набор посуды (чашка, кружка, ложка, фляга, спички и другие предметы, необходимые в походе). Команда выстраивается в ряд, перед первым участником лежит рюкзак. В 15 - 20 шагах от обеих команд находятся предметы. Каждому игроку необходимо добежать, взять один предмет, вернуться, положить его в рюкзак и дотронуться рукой до следующего игрока — "сдать" эстафету. Затем бежит следующий участник.
Командам дается по три очка за быстроту и за аккуратную укладку рюкзака.
3. Конкурс «Сбей кегли».
В качестве кеглей можно использовать пластиковые бутылки, в которые для устойчивости налито немного воды.
Перед каждой командой — по 3 - 5 бутылок. Сбивать можно палкой или бутылками, кидать — один раз. Каждая команда получает столько очков, сколько сбила бутылок.
4. Эстафета.
Прыжками через обруч продвигаться вперёд до условленного места и обратно. Передать обруч - "сдать" эстафету – следующему участнику. Оценивается быстрота и правильность выполнения задания.
5. Конкурс «Юный ботаник».
Задание выполняет вся команда. Команде раздаются рисунки с изображением части растений. Они перемешаны и содержат лишние или части другого растения. За 5 минут участники должны «сложить» растение, назвать его и кратко рассказать о нём. Максимальный балл – 5.
6. Конкурс «Бег в мешках».
Эстафета на скорость. Участники прыгают в мешках до финиша, возвращаются обратно, передают мешок следующему игроку и т.д. Команда - победительница получает три очка, проигравшая — одно очко.
7. Конкурс «Привал».
Всей командой исполнить песню, подходящую по смыслу к сегодняшнему празднику. Оценивается качество исполнения, оригинальность.
8. Конкурс «Болотные кочки».
Командам выдаётся по две фанерные дощечки ("кочки"), участники соревнуются в парах. На старте игроки встают на одну дощечку, в руках держат вторую. Земля выполняет роль "болота". Нужно пробежать по "кочкам", не попав в "болото". По команде игроки кладут перед собой дощечку, переходят на неё, берут ту, на которой стояли, кладут впереди себя, переходят и т.д. Очко получает команда, игрок которой быстрее дошёл до финиша, при этом не наступив на землю (не попав в "болото"). Если же игрок шагнёт мимо "кочки", очко автоматически получает команда соперников.
9. Эстафета.
По команде направляющие бегут к флажкам, берут мяч и стараются попасть в обруч. Оценивается количество попаданий и скорость выполнения задания.
В конце игры «Весёлые старты» подводятся итоги соревнования, награждение команд.
Для ребят начальной школы организуется завтрак на траве. После завтрака ребятам предлагаются игры: «Третий лишний», «Комический футбол», «Кошки – мышки», «Весёлые номера». Девочки участвуют в конкурсе на лучший венок. Завершается праздник осмотром своей территории, уборкой мусора. Организованно ребята возвращаются в школу и расходятся по домам.
2 ступень (5 – 7 класс) и 3 ступень(8 – 11 класс):
Для учащихся второй ступени дистанция прохождения спортивно – туристической полосы уменьшается. Всем участникам разрешается дополнительная тренировка перед прохождением этапов.
Участники проходят испытание в спортивно-туристической эстафете и в конкурсной программе.
Спортивно-туристическая эстафета состоит из следующих этапов:
см. Приложение 1
1.Установка палатки. Этап позволяет оценить слаженность команды и ее умение обращаться с туристическим снаряжением. По команде включается секундомер. Оценивается правильность установки палатки и скорость выполнения задания (правильно разложить палатку, закрепить с помощью колышков дно палатки, поставить стойки, закрепить колышками крышу палатки; палатка должна быть надёжно закреплена без прогибов и складок).
Правильная установка оценивается в 5 баллов
Штрафы – за каждое нарушение минус 1 балл
2.Конкурс «Айболит» (для учащихся 3 ступени). Переноска пострадавшего на медицинских носилках, дистанция 6 м. Учащиеся на этом этапе применяют знания по оказанию первой медицинской помощи. Условно пострадавшего укладывают на носилки и переносят по этапу. Оценивается: правильность положения пострадавшего на носилках, во время движения пострадавший находится головой вперёд, и эта часть носилок должна быть приподнята.
Правильное выполнение оценивается в 5 баллов. Штрафы – за каждое нарушение минус 1 балл.
3.Конкурс «Аптека в лесу» (для учащихся 2 ступени). Участники должны найти по пути прохождения маршрута лекарственные растения и рассказать кратко об области их применения.
Правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество 5 баллов. Штрафы – за не неправильный ответ минус 1 балл
4. Ориентирование. На этом этапе требуется проявить свои знания и умения в способах ориентирования на местности и нахождения своего местоположения относительно сторон света с помощью компаса и по местным признакам. Команда выполняет нахождение заданного направления указанным судьёй способом, комментируя при этом свои действия.
Правильное выполнение оценивается в 5 баллов
Штрафы – за каждое нарушение минус 1 балл
5. Конкурс «Охотничий». Стрельба из лука по мишеням (попасть в нарисованный на бумаге круг). Этап позволяет проявить такие качества, как ловкость, меткость, сноровка. На стрельбу даётся два выстрела пробный и зачётный
Правильное попадание оценивается в 1 балл. Максимальная сумма пять баллов
6. «Мышеловка». Проползание по-пластунски под горизонтальным завалом.
Проползти под горизонтально натянутыми верёвками, не касаясь их. Высота препятствия 50 см., дистанция – 6 м. Участники соревнуются в скорости, точности прохождения этапа под препятствием.
Правильное выполнение оценивается в 5 баллов
Штрафы – за касание колышка или верёвки минус 1 балл
7. Разбор палатки. Заключительный этап, по которому фиксируется время прохождения всех этапов. (Извлечь колышки, натягивающие крышу, вытащить стойки, извлечь колышки, закрепляющие дно палатки, свернуть палатку; колышки и стойки аккуратно сложить; оценивается правильность и быстрота).
Правильная разборка оценивается в 5 баллов
Штрафы – за каждое нарушение минус 1 балл