| Наблюдаемые признаки и | Степень выраженности | |
| состояние ребенка | ||
| небольшая | средняя | |
| Окраска кожи, лица, шеи | Небольшое покраснение лица, выражение спокойное | Значительное покраснение лица, выражение напряженное |
| Потливость | Незначительная | Выраженная потливость лица |
| Дыхание | Несколько учащенное ровное | Резко учащенное |
| Движения | Бодрые, задания выполняются четко | Неуверенные, нечеткие. Появляются дополни- тельные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других — заторможенность |
| Самочувствие | Хорошее, жалоб нет | Жалобы не усталость. Отказ от дальнейшего выполнения заданий |
Таблица 16
Картотека упражнений
| 1982. |
Таблица 14
Оптимальная продолжительность занятия и количество участвующих в нем детей, одномоментно выполняющих упражнения
| Возраст (месяцы) | Число детей | Продолжительность занятия (минуты) |
| 14—18 18—24 24—36 | 2___ 4 4—6 | 8—10 10—12 „ 12—15—18 |
Важным показателем нормальной физической нагрузки является поведение ребенка, поэтому воспитателю должны быть известны внешние признаки утомления.
Если у кого-либо из детей признаки утомления явно выражены, ребенка следует посадить на стул и дать отдохнуть, поставив об этом в известность медработника; в случае утомления большинства детей надо уменьшить число повторений движений, исключить наиболее трудные.
Следует заметить, что ребенок раннего возраста отказывается выполнять упражнения в основном при слишком большой нагрузке или тогда, когда ему легко и неинтересно. Во всех случаях необходимо обязательно пересмотреть наиболее трудные занятия, вплоть до замены комплекса.
Для этого целесообразно иметь картотеку упражнений.
| Рисунок или описание упражнений | : Возраст ребенка | Пособие | На какую мышечную группу действует | Воспитательные и физиологические задачи |
Пользуясь такими карточками, легко составить новый гимнастический комплекс, а также произвести замену упражнений в готовом комплексе.
Оборудование, необходимое для занятий гимнастикой в детском учреждении и в домашних условиях1






