1. Цель работы: научиться выбирать и настраивать тепловое реле.
Задание
2.1. к самостоятельной работе:
- изучить регулировки тепловых реле различных типов (лабораторный стенд, плакаты);
- описать правила выбора и настройки теплового реле [1,11,13, 14];
- вычертить принципиальную схему испытания теплового реле (рис. 9.3).
2.2. к работе в лаборатории:
- собрать монтажную схему (рис.9.4);
- рассчитать и записать в таблицу 9.2 значение токов перегрузки, а также определенное экспериментально время срабатывания теплового реле;
- нанести полученные данные на график типовой защитной характеристики реле (рис.9.1) и сделать выводы о настройке реле.
Общие сведения.
Тепловое реле должно быть выбрано и настроено на номинальный ток электродвигателя. Вследствие значительной тепловой инерции реле не может отключаться при кратковременных больших толчках тока (например, при пуске, при коротком замыкании). Это, с одной стороны, предохраняет электродвигатель от ненужных отключений при кратковременных, но не опасных для него толчков нагрузки, а с другой – опасно, так как ток короткого замыкания быстро разрушает изоляцию двигателя и электропроводки.
Защитная характеристика теплового реле (рис.9.1) является зависимостью времени срабатывания t от кратности тока перегрузки относительно номинального I / IH, то есть того, на который реле настроено. Область А соответствует времени срабатывания реле, нагревательный элемент которого имел начальную температуру окружающей среды. Область Б получена для прогретого номинальным током нагревательного элемента, после чего создают перегрузку.
Защитная характеристика теплового реле приблизительно соответствует характеристике электродвигателя: чем больше перегрузка, тем быстрее он нагревается и тем меньше допустимое время работы с перегрузкой. Но если электродвигатель и тепловое реле находится в разных температурных условиях (например, электродвигатель внутри животноводческого помещения, а пускозащитная аппаратура - снаружи), правильно отрегулировать тепловое реле почти невозможно.
Выбор и настройку теплового реле производят следующим образом. По номинальному току двигателя Iн.дв выбирают типоразмер теплового реле (табл.9.1). Затем подбирают и устанавливают в реле ближайшие к току двигателя нагревательные элементы. Они выпускаются сменными, и номинальный ток нагревательного элемента Iн.э. указан на одном из его контактов (рис.9.2). После этого регулировочным винтом настраивают реле на номинальный ток двигателя.
У тепловых реле ТРН при установке указателя на нулевую отметку шкалы 5 настройка соответствует I н.э. Поворот винта 6 на одно деление в сторону «+» повышает ток на 5% от I н.э., а в сторону «-» снижает его на 5%. Пределы настройки составляют ± 25% от тока установленного нагревательного элемента.
В тепловых реле РТТ и РТЛ нагревательные элементы устанавливаются на заводе-изготовителе и шкала настройки дается в амперах.
Рис. 9.1. Защитная характеристика теплового реле ТРН-25: А-для холодного реле, Б-для прогретого номинальным током
Таблица 9.1. | |||
Тип реле | Максимальное значение тока реле, 1н, А | Диапазон регулировок от 1н,% | I н.э. сменных нагревательных элементов, А |
РТТ-11 | ±15 | 0,2;0,25;0,32;0,4;0,5; 0,63;0,8;1,0;1,25;1,5; 2,0;2,5;3. 2;4;5;6.3;8;10 | |
РТТ-21 | ±15 | 6,3; 8; 10; 12,5; 16;20; 25; 32; 40; 50; 63 | |
ТРН-10 | ±25 | 0,5;0,63;0,8;1;1,25;1,6; 2; 2,5; 3,2; 4,5; 6,3; 10 | |
ТРН-25 | ±25 | 5; 6,3; 8; 10; 12,5; 16; 20;25 | |
ТРН-40 | ±25 | 12,5; 16; 20; 25; 32; 40 |
Рис. 9.2. Регулировочные устройства теплового реле ТРН: 1- нагревательный элемент; 2-биметаллическая пластина; 3-винт индивидуальной настройки времени срабатывания каждой биметаллической пластины; 4 - кнопка "возврат"; 5 - шкала; 6 - регулировочный винт; 7 - обозначение номинального тока нагревательного элемента