5.1. Установите регуляторы тока тепловых реле в положения, соответствующие номинальному току нагревательных элементов I н.э. и запишите этот ток.
5.2. Для заданных значений кратности тока перегрузки (табл.9.2) вычислите и запишите токи перегрузки I.
Таблица 9.2. | ||||
Кратность тока перегрузки I / Iн.э. | 1,5 | 1,7 | 2,0 | 2,4 |
Ток перегрузки I, А | ||||
Номер реле и нагревател. элемента | ||||
Время срабатывания, с |
5.3. Опыты следует проводить на непрогретых нагревательных элементах в таком порядке:
- включить сеть, с помощью автотрансформатора по возможности быстро установить по амперметру заданный ток перегрузки и засечь время, в процессе опыта поддерживать постоянную величину тока;
- при отключении теплового реле записать время срабатывания в таблицу 9.2;
- отключить сеть и подсоединить к схеме следующий нагревательный элемент, провести опыт при другом токе перегрузки. После срабатывания реле нажмите кнопку "Возврат".
|
|
5.4. Пользуясь защитной характеристикой (рис.9.1), сделайте выводы о правильности настройки тепловых реле. Если время срабатывания какого-то элемента не соответствует норме, его можно отрегулировать винтом 3 (рис. 9.2). При этом изменяется расстояние между биметаллической пластиной 2 и нагревательным элементом I.
Рис. 9.3. Принципиальная схема для определения времени срабатывания теплового реле
Рис. 9.4. Устройство монтажной панели и монтажная схема для определения времени срабатывания теплового реле
Контрольные вопросы
1. Какие регулировки имеет тепловое реле?
2. Как выбрать и настроить тепловое реле? Для заданного электродвигателя выберите тепловое реле.
3. Каковы преимущества и недостатки тепловых реле?
Лабораторная работа 10. ИССЛЕДОВАНИЕ АППАРАТОВ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГА-ТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРЕВА ИЗОЛЯЦИИ И ОБРЫВА ФАЗЫ
1. Цель работы: изучить назначение, устройство, принцип действия, правила выбора и настройки аппаратов защиты электродвигателя от перегрева изоляции и обрыва фазы.
Задание
2.1. к самостоятельной работе:
- изучить устройство и принцип действия аппаратов защиты УВТЗ-5 и ФУЗ-М[13,14];
- ознакомиться со схемами включения аппаратов (рис. 10.1, 10.2);
- вычертить принципиальную схему (рис. 10.4) и таблицу 10.2;
2.2. к работе в лаборатории:
- ознакомиться с конструкцией и записать паспортные данные аппаратов УВТЗ-5 и ФУЗ-МЗ;
- собрать монтажную схему и провести испытание;
- сделать письменные выводы о достоинствах и недостатках изученных аппаратов.
|
|
Общие сведения
Все основные аварийные режимы электродвигателей (обрыв фазы, незапуск, перегрузка, заторможение во время работы, нарушение условий охлаждения) вызывают перегрев статорной обмотки и могут привести к ее сгоранию.
Изученные в предыдущих работах аппараты защиты (автоматические выключатели с тепловыми расцепителями, тепловые реле) контролируют ток и в результате большой тепловой инерции, значительного разброса параметров не обеспечивают своевременное отключение двигателя. Если же его перегрев вызван не увеличением тока, а ухудшением охлаждения (загрязнен корпус, отсутствует вентилятор, температура окружающей среды выше допустимой +400С), вообще не могут отключить двигатель.
В сельском хозяйстве 40...50% электродвигателей сгорает из-за обрыва одной из фаз сети.
Встроенная температура защита (УВТЗ) отключает электродвигатель, если температура изоляции обмотки превышает допустимую величину. В качестве датчиков используются полупроводниковые сопротивления (позисторы), которые устанавливаются в каждую фазу статора. Позисторы выпускаются на допустимые температуры наиболее распространенных классов изоляции двигателей: А-105°С, В-130°С, F-155°C. Превышение температуры вызывает резкое увеличение сопротивления позистора и с помощью электронного блока управления вызывает отключение магнитного пускателя в цепи двигателя.
Промышленность выпускает устройства встроенной температурной защиты типа УВТЗ-1М, АЗП, УВТЗ-5. Однако, в результате температурной инерции датчиков устройства УВТЗ-1М не всегда успевают отключить двигатель, если он не запустится из за обрыва фазы, заклинивания или понижения напряжения в сети.
Устройство УВТЗ-5 (рис.10.1) состоит из усовершенствованной схемы температурной защиты, собранной на транзисторах VT1...VT5, и схемы контроля фаз, состоящей из трех одинаковых резисторов R1, R2 и R3.
Резисторы соединены звездой. Их нулевая точка N' через первичную обмотку трансформатора TV связана с нулевым проводом сети N, а начала - сфазами А, В, С.
В нормальныхусловиях напряжение между N` и N равно нулю.
Ток от выпрямителя VD1...VD4 поступает на схему через катушку KV герконового реле. При этом транзисторы VT1, VT2 и VT5 и тиристор VS закрыты, а транзисторы VT3 и VT4 открыты. Герконовое реле включено и через его замкнутые контакты 9-10 запитана катушка магнитного пускателя управления электродвигателем.
При обрыве фазына первичной обмотке трансформатора TV появляется напряжение. Транзистор VT5 открывается, а VT4 закрывается, тиристор VS открывается и шунтирует катушку KV. Это приводит к размыканию контактов 9-10 и отключению электродвигателя.
При аварийном увеличении температуры обмоток по сигналу позисторов Rt, соединенных с клеммами 6 и 7, открывается транзистор VT2 и закрывается VT4. Тиристор VS открывается и шунтирует катушку реле KV, что также приводит к отключению электродвигателя. Тип позисторов выбирают по классу изоляции двигателя.
Фазочувствительное устройство защиты ФУЗ-М (рис. 10.2) служит для отключения двигателя при обрыве фазы и перегрузке. Состоит из двух фазовращающих трансформаторов тока ТА1 и ТА2, электронной схемы и электромагнитного реле KV.
Рис. 10.1 Принципиальная схема устройства защиты УВТЗ – 5
Угол сдвига между токами в цепи трехфазного электродвигателя в нормальных условиях равен 120 градусам (рис. 10.3, а), а при обрывеодной фазы цепь превращается в однофазную и токи в проводах равны и противоположно направлены (рис. 10.3,6). Угол сдвига между ними увеличиться до 180 градусов.
Каждый из трансформаторов имеет две первичные обмотки, включенные встречно в разные фазы сети. В зависимости от величины и направления токов в обмотках изменяются магнитные потоки в их сердечниках. Соответственно изменяются величина и фаза напряжений U1 и U2 во вторичных обмотках.
|
|
Рис. 10.2 Принципиальная схема устройства защиты ФУЗ – М.
Катушка реле КV подключена к выводам 1 и 2 вторичных обмоток. В нормальном режиме, когда все фазы сети исправны и двигатель не перегружен, ток в катушке реле ниже тока срабатывания. При обрыве фазы или перегрузке он возрастает. Тогда реле срабатывает и своими размыкающими р-р контактами отключает цепь управления магнитного пускателя.
Устройства ФУЗ-М выпускаются пяти типоразмеров (таблица 10.1).
а) б)
Рис. 10.3. Векторные диаграммы токов в нормальных условиях (а) и при обрыве фазы С (б).
Таблица 10.1.
Тип устройства | Диапазон рабочего тока, А | Номинальный ток двигателя при делении шкалы резистора R 13, А | ||
-0,35 | + 0,35 | |||
ФУЗ-М 1 | 1...2 | 0,98 | 1,5 | 2,03 |
ФУЗ-М2 | 2...4 | 1,95 | 4,05 | |
ФУЗ-МЗ | 4...8 | 3,9 | 8,1 | |
ФУЗ-М4 | 8...16 | 7,8 | 16,2 | |
ФУЗ-М5 | 16...32 | 15,6 | 32,4 |
Типоразмер ФУЗ-М выбирают по номинальному току двигателя так, чтобы он находился в пределах диапазона рабочего тока. Точная установка тока производится с помощью переменного резистора R13 (рис.10.2), находящегося под крышкой устройства. При установке на деление –0,35 получаем минимальный ток диапазона, в положении I - средний, в положении +0,35 - максимальный ток.
Устройство ФУЗ-М мгновенно срабатывает при обрыве фазы, за 30...50 с - при перегрузке по току на 50% и за 8...12 с - при заторможенном роторе электродвигателя.