Пояснительная записка. Настоящий проект ФЗ "об особом природном ресурсе России - ископаемых остатках мамонтовой фауны" подготовлен с целью

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСОБОМ ПРИРОДНОМ

РЕСУРСЕ РОССИИ - ИСКОПАЕМЫХ ОСТАТКАХ МАМОНТОВОЙ ФАУНЫ"

 

Настоящий проект ФЗ "Об особом природном ресурсе России - ископаемых остатках мамонтовой фауны" подготовлен с целью:

- реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в части развития малого и среднего бизнеса, сокращения бюрократических препятствий, оперативного решения вопросов рационального пользования и охраны природных ресурсов, привлечения инвестиций в научное, геологическое изучение, переработку ископаемой мамонтовой кости, создания новых рабочих мест в северо-восточных и арктических регионах для постоянного населения Российской Федерации;

- формирования специального законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по специфическим (особым) природным ресурсам России, исключающего формализм, учитывающего их особенности рационального пользования;

- наделения предусмотренных Конституцией Российской Федерации полными системными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по распоряжению местными природными ресурсами, влияющими на социально-экономическое развитие территорий;

- содействия международным организациям по защите животного мира, в частности слонов, носорогов, путем поставки бивней мамонтов и других ресурсов мамонтовой фауны на международный рынок.

В преамбуле Закона указывается, что "настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с владением, пользованием и распоряжением особым (специфическим) природным ресурсом России - ископаемыми остатками мамонтовой фауны на территории Российской Федерации", основными ресурсами которых Российская Федерация в лице арктических территорий Республики Саха (Якутия) владеет монопольно.

В общих положениях даются основные понятия, используемые в настоящем Законе (статья 2), государственного фонда ресурсов мамонтовой фауны (статья 3), особого статуса ископаемых остатков мамонтовой фауны и законодательства Российской Федерации о регулировании связанных с ними отношений (статья 4).

Указаны признаки самого природного ресурса и особенности их распространения, использования, которые позволяют их отнести к особому (специфическому) природному ресурсу России. Как и в других законах о природных ресурсах определены виды ресурсов мамонтовой фауны, которые классифицированы по их использованию (статья 5):

1) ископаемая мамонтовая кость (бивни мамонта), рог носорога;

2) трупные остатки мамонта и другие трупные остатки мамонтовой фауны;

3) скелетные остатки мамонта и другие скелетные остатки мамонтовой фауны;

4) зубы мамонта и других видов ископаемых хоботных животных.

Инновационным в законопроекте является введение понятий:

а) "попутный сбор ресурсов мамонтовой фауны" - вид пользования природными ресурсами на севере России, осуществляемый юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами в процессе хозяйственной деятельности, не связанной с промышленным промыслом ресурсов мамонтовой фауны, включающей также традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера (охотничий и рыбный промысел, оленеводство, коневодство), имеющую более 300-летнюю историю;

б) "промышленный промысел ресурсов мамонтовой фауны" - вид пользования природными ресурсами, осуществляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи, направленный на получение коммерческого дохода, в том числе скупка бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны у населения.

В целях дистанцирования от Закона РФ "О недрах", где существуют участки недр, в настоящем Законе применяется "участки местонахождений ресурсов мамонтовой фауны, предоставляемые в пользование" - участок земной поверхности, включая водные акватории, сложенные рыхлыми отложениями плейстоценового - современного возраста в виде земельного (водного) отвода - геометризованного блока земной поверхности, доступной для научного, геологического изучения, поисков и сбора бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны с ограниченным применением технических механизмов и без существенного нарушения целостности недр (статья 2). Это связано с тем, что ресурсы мамонтовой фауны, находящиеся в недрах in situ (первичном коллекторе), практически недоступны технически для их изучения, промысла, экономически неэффективны, экологически опасны.

Определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере регулирования отношений пользования ресурсами мамонтовой фауны (статьи 6 - 8). При этом, с учетом незначительности общего дохода от использования ресурсов мамонтовой фауны, в частности, ископаемой мамонтовой кости - основного вида используемого ресурса мамонтовой фауны (до 100 млн. рублей), основные полномочия по регулированию пользования и распоряжения переданы на уровень субъектов Российской Федерации (статья 7) и муниципальных образований на уровне районов (городских округов) (статья 8).

Настоящий Федеральный закон является рамочным, основные полномочия федеральных органов управления - разработка и утверждение особых стандартов (норм, правил) рационального пользования и охраны ресурсов мамонтовой фауны, учитывающих их специфику и региональные особенности распространения и использования, определение общей государственной политики изучения, пользования и охраны ресурса, организация экспорта через международные аукционы.

С учетом распространения этого специфического ресурса в районах Крайнего Севера страны, в законопроект включена норма Конституции Российской Федерации о том, что разграничение предметов ведения и полномочий может быть осуществлено по соглашениям (договорам): "Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений пользования ресурсами мамонтовой фауны субъектам Российской Федерации по соглашению с соответствующими субъектами Российской Федерации с учетом региональных особенностей нахождения и пользования ресурсов мамонтовой фауны" (статья 6).

К полномочиям муниципальных образований, которые наиболее приближены и заинтересованы в рациональном пользовании этим специфическим природным ресурсом, переданы полномочия распоряжения этим природным ресурсом в виде выдачи разовых разрешений на попутный сбор ресурсов мамонтовой фауны на землях общего пользования в порядке, установленном исполнительными органами субъектов Российской Федерации (статья 8). Такой вид пользования невозможно организовать из центра России и субъекта Российской Федерации, земли общего пользования могут быть определены оперативно и контролироваться только на муниципальном уровне без организации дополнительных служб по земельным отношениям.

Кроме этого, законодательством рекомендуется оставлять все налоги и платежи за пользование этим ресурсом в местные бюджеты - стимулирующий фактор для муниципальных образований.

Основным направлением государственного регулирования отношений в сфере пользования ресурсами мамонтовой фауны определено обеспечение стабильного постоянного их сбора, выходящих ежегодно на дневную поверхность в силу естественных природных процессов, - как основной показатель рационального пользования, а также те мероприятия, направленные на достижение этого показателя (статья 9).

Законопроектом установлены региональные особенности пользования ресурсами мамонтовой фауны на территории Российской Федерации, которые определены как факторы некоторого ограничения и специфики пользования ресурсами мамонтовой фауны, получения специальных разрешений уполномоченных органов управления (статья 10).

В главе 2 в статьях 11 - 13 определены виды пользования участками местонахождения ресурсов мамонтовой фауны, в том числе попутный сбор населением (как в процессе другой хозяйственной деятельности, включая традиционное природопользование, как охотничий, рыбный промысел, оленеводство, коневодство, так и по разовым разрешениям на землях общего пользования), промышленный промысел - основные виды, влияющие на объемы и полноту сбора ресурсов мамонтовой фауны, также пользователи и сроки пользования местонахождениями ресурсов мамонтовой фауны.

В статьях 14 - 19 главы 2 и главе 3 определены принципы и порядок пользования ресурсами мамонтовой фауны, оформления лицензий (разрешений): а) геологическое изучение для оценки ресурсов мамонтовой фауны, промышленный промысел ресурсов мамонтовой фауны, сбор коллекционных палеонтологических материалов, организация особо охраняемых палеонтологических объектов осуществляются по лицензиям подобно Закону РФ "О недрах", при этом лицензирование проводится в заявительном порядке, кроме участков местонахождений ресурсов мамонтовой фауны, имеющих учтенные государственным балансом ресурсы ископаемой мамонтовой кости и на территории островов северных арктических морей; б) работы, связанные с региональным геологическим изучением, научными исследованиями без существенного нарушения целостности недр, осуществляются без лицензий путем постановки указанных работ на учет в уполномоченном органе управления природными ресурсами субъекта РФ; попутный сбор ресурсов мамонтовой фауны собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков осуществляется в уведомительном порядке с постановкой на учет в уполномоченном органе управления природными ресурсами субъекта РФ в установленном порядке; попутный сбор ресурсов мамонтовой фауны физическими лицами (населением) на землях общего пользования в пределах муниципального образования проводится по разовым разрешениям муниципальных органов с постановкой на учет этих разрешений.

Также определены права и обязанности пользователей ресурсами мамонтовой фауны (статья 26), право собственности на собранную ископаемую мамонтовую кость и другие ресурсы мамонтовой фауны, первый товарный продукт, облагаемый налогом на добычу полезных ископаемых (статья 27). Проектом Закона определено, что "на уникальные ископаемые мамонтовые кости и другие ресурсы мамонтовой фауны приоритетное право выкупа имеет государство в лице органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации как собственники природных ресурсов. Они могут быть выкуплены через уполномоченные органы исполнительной власти и государственные учреждения".

Трупные и скелетные остатки мамонтовой фауны, имеющие научную и культурную ценность определены достоянием Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, находка которых вознаграждается государством.

Транспортировка осуществляется собственниками ресурса или их представителями с учетом ветеринарных и иных ограничений (статья 28).

В следующих главах определены формы обеспечения государственного регулирования рационального пользования ресурсами мамонтовой фауны, ответственность органов власти и должностных лиц в реализации этой политики.

Принятие ФЗ "Об особом природном ресурсе России - ископаемых остатках мамонтовой фауны" не влечет дополнительных затрат федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Требуется принятие нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по утверждению особого порядка пользования ресурсами мамонтовой фауны (стандартов), которые должны учесть всю специфику ресурса и их применения в условиях современной России, международного сотрудничества в области охраны животного мира.

 

ПЕРЕЧЕНЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: