ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие
Краснодар
Содержание
| Введение………………………………………………………………..…. | ||
| 1 Предмет психологии, ее методы……………………………………..... | ||
| 1.1Становление психологии как науки …….……………………... | ||
| 1.2 Методы научно-психологических исследований……..…….... | ||
| 2 Психология личности………………………………………………….. | ||
| 2.1 Понятие о личности…………………………………………….. | ||
| 2.2 Структура личности…………………………………….............. | ||
| 3 Индивидуально-типологические особенности личности…………..... | ||
| 3.1 Темперамент…………………………………………………...... | ||
| 3.2 Характер………………………………………………………..... | ||
| 3.3 Способности…………………………………………………….. | ||
| 4 Психология познавательных процессов…………………………….... | ||
| 4.1 Сенсорно-перцептивные процессы…………………………..... | ||
| 4.2 Мнемические процессы……………………………………….... | ||
| 4.3 Интеллектуальные процессы………………………………....... | ||
| 4.4 Внимание……………………………………………………....... | ||
| 5 Психология деятельности…………………………………………….... | ||
| 5.1 Деятельность, поведение, действия и поступки…………….... | ||
| 5.2 Общение………………………………………………………..... | ||
| 5.3 Учебная деятельность…………………………………………... | ||
| 6 Эмоционально-волевая сфера личности…………………………….... | ||
| 6.1 Эмоции и чувства……………………………………………...... | ||
| 6.2 Воля…………………………………………………………….... | ||
| 7 Планы практических занятий………………………….... | ||
| 8 Список рекомендуемой литературы…………………………………... | ||
| 9 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения……………………………...... | ||
| 9.1 Внимание……………………………………………………....... | ||
| 9.2 Изучение особенностей характера личности………………..... | ||
| 9.3 Мышление и взаимосвязь познавательных процессов……...... | ||
| 9.4 Темперамент…………………………………………………...... | ||
| 9.5 Профессиональные интересы личности……………………...... | ||
| 9.6 Семья как психолого-педагогическая проблема…………........ | ||
| 9.7 Память. Определение индивидуальных особенностей и типа памяти………………………………………………………................ | ||
| 9.8 Эмоции и чувства…………………………………….................. | ||
| 9.9 Структура личности……………………………………….......... | ||
| 9.10 Самооценка и групповая оценка личности………………....... | ||
| 10 Вопросыпо курсу…………………………………………………...... Заключение ………………………………………………………….... |
Введение
Психология и педагогика - область знания, изучающая закономерности формирования психики, функции психики в регулировании поведения человека, а также принципы педагогической социализации личности, что позволяет рассматривать изучение психологии и педагогики как важное звено гуманитарной подготовки студентов.
Цели дисциплины. Цель курса «Психология и педагогика» -- познакомить студентов с научной психологией и педагогикой; помочь им разобраться в своей собственной психической деятельности: понимать мотивы своих и чужих действий, научиться регулировать свои эмоциональные состояния, избавляться от комплексов, выходить из стрессов и депрессий; активизировать познавательные усилия студентов: воспитать внимание, развить память, мышление, воображение; совершенствовать навыки общения и влияния на межличностном уровне, на уровне группы и в управленческой сфере.
Задачи дисциплины определяются требованиями к знаниям, умениям и в целом к образованности будущего специалиста, изложенными в "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" (Москва, 2000 г.).
Будущий специалист отвечает следующим требованиям:
-способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;
- способен приобретать новые знания, продолжать обучение, используя современные информационные образовательные технологии;
-понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющие конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
-способен поставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных наук;
-готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
-методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
Будущий специалист должен:
-знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимания роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к себе и к другим;
-иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
-понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также образовательных механизмов в поведении человека;
-уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
-понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
-знать формы и средства, методы педагогической деятельности;
-владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных систем, ситуаций, определения и решения педагогических задач.
Курс "Психология и педагогика" органически связан с философией, культурологией, историей, социологией и другими предметами, с помощью которых осуществляется процесс гуманизации и гуманитаризации высшего образования.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ МЕТОДЫ
Психология (от греч. Psyche – душа, Logos – ученье, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
«Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется десятилетиями, но ее основная проблема занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны и тысячелетия практического познания психологии людей – с другой»[1].
Предмет и задачи психологии в разные времена и разными учеными мыслились по-разному. Для того, чтобы увидеть, как трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии на каждом этапе ее развития, необходимо обратиться к истории психологической науки.






