Трудовой потенциал. Рынок труда

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Рабочая тетрадь

для студентов экономического факультета направления «Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций»; направления «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент»

 

 

Краснодар

КубГАУ


Рецензент:

Л. А. Белова – профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности Кубанского госагроуниверситета, канд. экон. наук

Экономика труда: рабочая тетрадь / Г. Н. Литвиненко. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 74 с.

Рабочая тетрадь разработана с целью обучения студентов методикам исследования механизма дей­ствия социальных гарантий в сфере труда и социальной защиты работников от конъюнктуры рынка; определения, ана­лиза и планирования показателей и резервов роста производи­тельности и эффективности труда, уровня и динамики заработной платы на предприятиях различных организационно–правовых форм собственности и методов хозяйствования, источников формирова­ния фонда оплаты труда, эффективное его использование, материального стимулирования; прогно­зирования состояния рынка труда, современных тенденций в разви­тии трудовых ресурсов и в занятости.

Предназначена для студентов экономического факультета направления 38.03.01 «Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций»; направления 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент».

Рассмотрена и одобрена методической комиссией экономического факультета Кубанского государственного агарного университета протокол № 8 от 06.04.2015.

 

Председатель

методической комиссии А. В. Толмачев

 

© Литвиненко Г. Н., 2015

© ФГБОУ ВПО «Кубанский

государственный аграрный

университет», 2015


ВВЕДЕНИЕ

В современных экономических условиях изучение проблем эко­номики труда основано на фундаментально новых концептуальных представлениях о функционировании и эффективности труда, фор­мировании и регулировании трудового потенциала, а также на ана­лизе реальных экономических и социальных процессов, происхо­дящих в сфере труда в условиях развития рыночных отношений в российской экономике.

Принципы рыночной экономики активно проявляются в про­цессе привлечения и использования рабочей силы, внедряются в системы социально–трудовых отношений, организации и оплаты труда, формирования и использования доходов работников, повы­шения уровня и качества жизни населения.

Знания в области экономики труда имеют не только теоретиче­ское, но и практическое значение, поскольку они необходимы в подготовке специалистов высшей квалификации в области управ­ления, менеджмента, научных и практических работников, адапти­рованных к рынку труда вне зависимости от сферы их будущей про­фессиональной деятельности.

В этой связи необходимо уметь определять, рассчитывать, ана­лизировать и планировать показатели и резервы роста производи­тельности и эффективности труда, уровня и динамики заработной платы на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности и методов хозяйствования, источники формирова­ния фонда оплаты труда и эффективное его использование; прогно­зировать состояние рынка труда, современные тенденции в разви­тии трудовых ресурсов и в занятости; исследовать механизм дей­ствия социальных гарантий в сфере труда и социальной защиты работников от конъюнктуры рынка; правильно использовать в оте­чественной практике зарубежный опыт формирования и регулиро­вания социально–трудовых отношений, заработной платы, доходов населения.


Теоретические основы современной экономики труда

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте сущность экономических категорий «труд», «труд», «деятельность», «работа».

2. Формы проявления процесса труда.

3. Назовите основные общественные функции труда.

4. Что представляют собой потребности, интересы, мотивы и стимулы и как они связаны с трудовым поведением человека?

5. Что такое общественная организация труда? Каковы основные элементы, формирующие это понятие?

6. Назовите и охарактеризуйте основные типы общественной организации труда.

7. Что понимается под разделением труда? Назовите основные формы разделения труда.

8. Каковы основные виды общественного разделения труда?

9. Дайте определение понятия «рабочая сила». Назовите основные фазы воспроизводства рабочей силы, раскройте их содержание.

10. Назовите и охарактеризуйте типы воспроизводства рабочей силы.

11. В чем сущность управления трудом?

12. Назовите основные типы, формы и методы управления трудом в обществе.

13. Охарактеризуйте различные типы общественной организации труда по показателям.

Тесты

1. Труд – это …

а) это одна из форм существования людей, процесс проявления внутренней (психической) и внешней (физической) активности, направленный на удовлетворение каких–либо потребностей;

б) пассивный процесс, связанный с периодами восстановления работоспособности (сон, отдых), а также с периодами вынужденного (болезнь) или добровольного бездействия;

в) это процесс сознательной, целенаправленной, созидательной, легитимной деятельности людей по производству материальных и духовных благ, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.

2. Элементы трудового процесса (более 2 ответов):

а) средства труда;

б) продукт труда;

в) потребители;

г) предметы труда;

д) субъект труда.

3. Формы проявления трудового процесса (более 2 ответов):

а) ручная;

б) биологическая;

в) организационно–технологическая;

г) организационно–экономическая;

д) организационно–социальная;

е) физиологическая.

4. Сущность созидательной функции труда – …

а) труд выступает как способ удовлетворения потребностей;

б) в труде и с помощью труда человечество познает как законы природы, так и законы своего развития;

в) основой удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей является производство материальных и духовных благ;

г) труд лежит в основе всего общественного развития – он определяет социальный статус человека, формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия;

д) человек в ходе подготовки к труду и в самом процессе трудовой деятельности приобретает знания и профессиональные навыки, осваивает способы общения и взаимодействия, формирует себя как личность и как члена общества, постоянно развивается и совершенствуется.

5. Процесс создания условий, побуждающих индивидов действовать определенным образом называется …

а) стимулом;

б) мотивом;

в) мотивацией;

г) стимулированием.

6. Функции, которые выполняют люди в процессе труда… (более 2 ответов):

а) управленческая;

б) мировоззренческая;

в) логическая;

г) контрольно–регулирующая;

д) потребительская;

е) исполнительская.

7. Общественная организация труда, или социально–трудовые отношения по поводу занятости, эффективности труда и его оплаты является…

а) объектом экономики труда;

б) предметом экономики труда;

в) субъектом экономики труда;

г) методом экономики труда.

8. Микроэкономика труда, мезоэкономика труда, макроэкономика труда – это…

а) объекты экономики труда;

б) предметы экономики труда;

в) субъекты экономики труда;

г) методы экономики труда.

9. Экономика труда – это наука, изучающая … (более 2 ответов)

а) механизмы формирования и эффективного использования трудового потенциала общества, региона, предприятия;

б) системы функционирующие в условиях на­чальной неопределенности и изменяющихся внешних условиях;

в) существование организации в течение определенного времени;

г) закономерности развития общественной организации труда;

д) социально–трудовые отношения по поводу занятости, эффективности труда и его оплаты.

10. Общественная организация труда –…

а) механизм формирования и эффективного использования трудового потенциала предприятия;

б) прогнозирование трудовых и социальных показателей развития экономики;

в) совокупность форм и методов привлечения людей к труду, разделения и кооперации труда, воспроизводства рабочей силы и распределения результатов труда, характерных для той или иной общественно–экономической формации;

г) система производственных отношений, которая заключается в определенной системе взаимодействия работников со средствами производства – предметами и средствами труда.

11. При каком типе общественной организации труда происходит купля–продажа рабочей силы в форме найма работодателем работника?

а) первобытнообщинном;

б) рабовладельческом;

в) феодальном;

г) капиталистическом;

д) социалистическом;

е) полиформическом.

12. Квалификационное разделение труда ……

а) обусловлено особенностями конкретного технологического процесса и предполагает специализацию работников на выполнении отдельных стадий производственного процесса;

б) предполагает специализацию работников на изготовлении определенных видов продукции;

в) определяется различием работ по их сложности;

г) выделяет отдельные профессии и специальности.

13. Простое воспроизводство характеризуется…..

а) возрастанием совокупной способности к труду в обществе, регионе;

б) сокращением совокупной способности к труду за счет снижения этих способностей у индивидуальных носителей рабочей силы и уменьшения числа этих носителей;

в) сохранением совокупной способности работников к труду в неизменном масштабе.

14. Кооперирование – это…

а) организация производственных связей между предприятиями, отраслями, территориями страны, а также между странами в целях совместного производства продукции или выполнения работ на основе общественного разделения труда и специализации производства;

б) объединение разных видов конкретного труда;

в) всеобщая форма, которая лежит в основе всех общественных устройств, направленных на повышение производительности общественного труда, и которая в каждой из них получает дальнейшую спецификацию.

15. По каким признакам осуществляется и классифицируется кооперирование? (более 2 ответов)

а) производственному;

б) экономическому;

в) физическому;

г) отраслевому;

д) территориальному;

е) международному;

ж) управленческому.


2 Социально - трудовые отношения

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое социально-трудовые отношения?

2. Какие элементы формируют социально-трудовые отношения как систему?

3. Кто является субъектом социально-трудовых отношений?

4. Охарактеризуйте уровни социально-трудовых отношений.

5. Что является предметом социально-трудовых отношений?

6. Каковы типы социально-трудовых отношений?

7. Каковы основные факторы формирования и развития социально-трудовых отношений?

8. Каковы основные элементы механизма регулирования социально-трудовых отношений?

9. В чем сущность социального партнерства?

10. Назовите основные принципы социального партнерства.

11. Охарактеризуйте важнейшие формы социального партнерства.

12. Назовите основные цели и задачи МОТ.

13. Каковы методы работы МОТ?

Доклады

1. Причины создания Международной Организации Труда.

2. Социальное партнерство.

3. Опыт развития социального партнерства за рубежом.

4. Роль МОТ в регулировании социально-трудовых отношений.

5. Проблемы становления социального партнерства в РФ.

Тесты

1. К субъектам социально-трудовых отношений относятся (более 2 ответов):

а) государство;

б) работодатели;

в) наемные работники;

г) территориальное образование;

д) факторы развития.

2. На каком из уровней социально-трудовых отношений проявляются взаимосвязи между профессиональными союзами работников?

а) групповом;

б) смешанном;

в) индивидуальном;

г) нет правильного варианта ответа.

3. Тип отношений, основанный на стремлении человека к самореализации, личной ответственности за достижение своих целей и за свои действия при решении социально-трудовых проблем – это…

а) субсидиарность;

б) дискриминация;

в) солидарность;

г) патернализм;

д) социальное партнерство;

е) нет правильного варианта ответа.

4. Система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений – это…

а) социальная защита;

б) социальная политика;

в) социальная помощь;

г) социальная поддержка;

д) социальное партнерство.

5. Глобализация экономики (более 2 ответов):

а) сопровождается ростом взаимозависимости национальных финансовых рынков;

б) резко ограничивает возможность формирования макроэкономической политики на национальных уровнях;

в) высвобождает экономические силы, которые препятствуют равенству возможностей в социально–трудовых отношениях;

г) направлена на повышение уровня и качества жизни граждан на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения;

д) представляет собой процесс стирания национальных границ в интересах транснациональных корпораций.

6. Безработица является негативным последствием…

а) солидарности;

б) глобализации экономики;

в) развития общественного труда;

г) патернализма;

д) социального партнерства;

е) конкуренции.

7. К социальным нормативам относятся (более 2 ответов):

а) МРОТ;

б) минимальный размер пенсии;

в) потребительская корзина;

г) прожиточный минимум.

8.Стратегическое социально-экономическое направление, выбранное правительством страны для всестороннего развития граждан, обеспечивающее им достойный уровень и условия жизни и труда, их социальную защищенность – это…

а) социальная защита;

б) социальная политика;

в) социальная помощь;

г) социальная поддержка;

д) социальное партнерство.

9. Принципы социального партнерства (более 2 ответов):

а) взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

б) обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

в) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

г) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

д) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

е) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

10. Сферы деятельности МОТ (более 2 ответов):

а) заработная плата;

б) нормотворческая деятельность;

в) права человека;

г) безработица;

д) окружающая среда;

е) трипартизм.


Трудовой потенциал. Рынок труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: