Финансовый кризис 1998 г.: причины и следствия

В 1997 г. по официальным данным Госкомстата впервые за годы реформ ВВП не сократился, а вырос на 0,9 %, объем промышленного производства вырос на 2 %, продукция сельского хозяйства – на 1,5 %, реальные денежные доходы населения – на 6,9 %. Правительство объявило о начале экономического роста, однако, реальная картина была намного сложнее.

Действительно, часть предприятий приспособилась к рынку, что привело к остановке спада и даже некоторому росту производства. Однако большая часть предприятий едва выживала. Это было связано с рядом причин. Во-первых, многие новые собственники приватизированных предприятий не вкладывали деньги в их развитие, а стремились как можно быстрее выжать из этой собственности доход, продавая ликвидные ресурсы и вывозя деньги за рубеж. Предприятия, лишенные ресурсов для модернизации, не могли конкурировать с импортной продукцией, которая заполонила отечественный рынок после отмены государственной монополии внешней торговли в 1992 г. Конкурировать могли только предприятия, которые производили и экспортировали нефть, газ и другое сырье.

Наполнение государственного бюджета во многом зависело от доходов, получаемых от экспорта энергоносителей и другого сырья, но их было мало, поэтому страна все увеличивала свой долг. Так, стабильно рос внешний долг России, который складывался из новых долгов, взятых в постсоветский период, и долга, доставшегося в наследство от СССР. Россия приняла на себя долги СССР, но с началом реформ не могла их оплачивать, что привело к росту советских долгов за счет штрафов и процентов. С учетом новых российских долгов долговое бремя выросло с 95 млрд долл. в 1991 г. до 127 млрд долл. к концу 1996 г.

Пирамида ГКО. Еще быстрее рос внутренний долг. В 1992 г. правительство Е. Т. Гайдара практически ликвидировало весь внутренний долг СССР, превратив в копейки сбережения населения, размещенные в сберегательных кассах Сбербанка СССР. Но с 1993 г. правительство стало продавать государственные краткосрочные обязательств – ГКО. Через короткий срок (от нескольких дней до 1 года) государство выкупало эти обязательства, и при этом держатели получали очень высокий процент прибыли. Выкуп или погашение ГКО прежних выпусков осуществлялся из суммы, вырученной за продажу очередной порции ГКО. Фактически государство строило «финансовую пирамиду». В 1996 г., в год президентских выборов ГКО размещали под 200 % годовых. К концу этого года внутренний долг составил около 250 трлн р. или 45 млрд долл. по текущему валютному курсу. В 1997 г. ГКО стали продавать «нерезидентам», т. е. иностранным банкам. Вскоре они контролировали не менее 30 % рынка. Это поставило всю пирамиду в зависимость от иностранного капитала.

Несмотря на то, что государство много брало в долг на внешнем и внутреннем рынках, эффективность использования получаемых средств была невысокой, поскольку в существенной степени они разворовывались. По итогам изучения ситуации за 1995–97 гг. эксперты Главного управления МВД по экономическим преступлениям пришли к выводу, что «60–70 % российских коммерческих и государственных кредитов либо растаскиваются, либо растрачиваются впустую и не погашаются».

В 1997 г. вновь резко обострилась проблема невыплаты заработной планы. Все предвыборные финансовые обещания президента оказались не выполненными. Весь 1997 г. в стране шли локальные забастовки и другие акции протеста. Депутаты от левых фракций в Думе готовили почву для вынесения вотума недоверия правительству. Профсоюзы наметили на апрель 1998 г. проведение всероссийской акции протеста против невыплаты зарплаты.

Отставка правительства. Президент решил упредить такой ход событий и 23 марта 1998 г. издал указ об отставке правительства В. С. Черномырдина, что сбило накал профсоюзной акции. Президент предложил Думе на пост Председателя Правительства кандидатуру С. В. Кириенко, молодого политика, не имевшего опыта управления страной. 10 апреля Дума большинством голосов отклонила его кандидатуру. В этот же день президент вновь предложил кандидатуру С. В. Кириенко и на встрече с Г. Н. Селезневым, – Председателем Государственной думы – сказал, что он как глава государства «использует свое конституционное право», если нижняя палата парламента не утвердит С. В. Кириенко. Согласно Конституции, троекратное отклонение внесенной президентом кандидатуры премьера влечет за собой досрочный роспуск Думы и новые парламентские выборы, а назначение Председателя Правительства РФ в такой ситуации осуществляется президентом единолично. Однако и второе голосование по кандидатуре С. В. Кириенко не дало положительного результата. Он даже получил на 28 голосов меньше, чем в первый раз. Узнав о результатах голосования, президент тут же подписал новое, третье представление Думе кандидатуры С. В. Кириенко на пост премьера. На этот раз Дума проголосовала «за», опасаясь роспуска.

Финансовый кризис. В августе разразился финансовый кризис: рухнула финансовая пирамида, построенная правительством, которая обеспечивала кажущееся улучшение экономической ситуации. По данным известного экономиста А. Н. Илларионова, если в 1993–1994 гг. из каждых 100 р., вложенных в рынок ГКО, государство использовало на свои нужды 74 р., то в 1997 г. только 15 р., а в 1998 г. – 0 р., т. е. деньги, полученные Минфином от размещения очередной партии ГКО, шли уже только на выкуп старых ГКО. Вкладчики осознали, что пирамида ГКО развалилась, и стали уходить с этого рынка. Чтобы расплатиться с иностранными инвесторами, правительство взяло новый долг, который был использован и для выкупа ГКО у сотни представителей новой российской элиты. После этого деньги закончились, и 14 августа правительство приняло решение прекратить выплаты по ГКО, отпустить курс рубля по отношению к доллару и начать переговоры по реструктуризации внешнего и внутреннего долга. Для частных банков был установлен мораторий на выплату обязательств и долгов нерезидентам в течение 90 дней. Тем самым правительство взяло на себе ответственность за долги этих банков. В результате таких действий курс рубля резко упал, цены стремительно понеслись вверх. Страна оказалась на грани социального взрыва.

Б. Н. Ельцин отправил С. В. Кириенко в отставку и пригласил на пост премьера В. С. Черномырдина. Однако Дума дважды отклонила его кандидатуру, и Б. Н. Ельцин уже не решился предлагать его в третий раз. Тогда возникла компромиссная кандидатура Е. М. Примакова, известного еще со времен СССР политика, бывшего члена Политбюро ЦК КПСС в эпоху «перестройки». Еще накануне президентских выборов 1996 г. Б. Н. Ельцин отправил в отставку непопулярного министра иностранных дел РФ А. В. Козырева и пригласил на этот пост Е. М. Примакова. Теперь Б. Н. Ельцин выдвинул Е. М. Примакова на пост главы правительства, и Дума сразу утвердила эту кандидатуру.

Е. М. Примаков сформировал свое правительство, пригласив в качестве вице-премьера представителя КПРФ Ю. Д. Маслюкова, бывшего в 1985–1991 гг. первым заместителем Председателя Совета Министров СССР.

Экономическая политика нового правительства принесла успех. Он выражался в быстром росте отечественного товарного производства, который был стимулирован сокращением импорта. Дорогой доллар делал импорт очень дорогим, и спросом стали пользоваться отечественные товары. Деятельность правительства Е. М. Примакова получила поддержку в Думе со стороны левых и центристских фракций.

1998 г. заканчивался в ситуации, когда оформилась новая расстановка политических сил: правительство впервые получило поддержку со стороны левой части думы, резко вырос личный рейтинг Е. М. Примакова, и многие аналитики заговорили о конце «эпохи Ельцина».

«Отечество». В этих условиях московский мэр Ю. М. Лужков создал общественно-политическое движение «Отечество» и начал резко критиковать курс реформ, проводившийся под руководством Б. Н. Ельцина. Новое движение и растущая популярность Ю. М. Лужкова вызвала озабоченность Кремля. Не меньшую озабоченность вызывал и высокий рейтинг Е. М. Примакова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: