Экономическая реформа и ее результаты

Сразу после прихода к власти М. С. Горбачев поставил задачу ускорения социально-экономического развития страны. Решение задачи было возложено на правительство СССР, которое возглавил Н. И. Рыжков. Стратегия ускорения нашла свое отражение в новом пятилетнем плане экономического и социального развития СССР на 1986–1990 гг. План 12-й пятилетки предусматривал резкое увеличение капитальных вложений в машиностроение с тем, чтобы обновить техническую базу промышленности. Новая база должна была обеспечить производство товаров широкого потребления высокого качества и тем решить проблему растущего недовольства населения качеством отечественных товаров. План предусматривал и существенное увеличение расходов на социальное развитие.

Итоги 1986 г. оказались успешными: произведенный национальный доход вырос на 4,1 % при плане 3,9 %; объем промышленности – на 4,9 % при плане 4,3 %. Собрали хороший урожай хлеба – 210 млн т. Однако наряду с успехами возникли и очень серьезные проблемы. Весной 1986 г. случилась крупнейшая авария на атомной станции в Чернобыле, которая потребовала огромных незапланированных расходов (за 1986–87 гг. ее ликвидация обошлась в 8 млрд р.). В 1986 г. по инициативе Горбачева началась в принципе необходимая антиалкогольная кампания, но проводилась она непродуманно: государственный бюджет понес потери от сокращения продажи водки, а в стране выросла нелегальная торговля спиртосодержащими суррогатами.

Серьезными были потери доходов и во внешней торговле: в 1986 г. мировые цены на нефть упали с 28 до 13 долларов за баррель. Несмотря на недобор доходов, в 1986 г. были перевыполнены плановые задания по росту зарплаты рабочих и служащих и доходов колхозников. Эти прибавки финансировались и за счет роста государственного внутреннего долга. В 1986 г. он вырос со 140 до 165 млрд р.

На январском пленуме 1987 г. М. С. Горбачев сделал акцент на необходимость перестройки хозяйственного механизма и общества в целом. В июне 1987 г. пленум ЦК принял концепцию создания планово-рыночной экономики. В центре реформы стоял закон о государственном предприятии, согласно которому предприятия переходили на: самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление. Министерства могли использовать только экономические рычаги: госзаказ, кредиты, налоговую политику. Реформа предусматривала переход от распределения ресурсов на оптовую торговлю. Предприятия, получив существенные права, пошли по пути увеличения зарплаты своим работникам. В 1987 г. вклады населения в сберкассы выросли на 24 млрд р. Запасы товаров в розничной торговле сократились на 4,4 млрд р. Увеличив доходы населения, реформа не дала пропорционального увеличения эффективности производства.

Итоги 1988 г. в промышленности были близки к контрольным цифрам пятилетки, но показатели сельского хозяйства за два года не выросли.

В мае 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон о кооперации, разрешивший создание кооперативов для производства товаров широкого потребления. Кооперативы получили налоговые льготы и должны были стимулировать инициативу и дополнительную занятость трудоспособных граждан. Однако на практике большинство кооперативов создавались при государственных предприятиях с участием администрации и стали каналом для перекачки безналичных средств со счетов предприятий в наличные деньги кооперативов. Неконтролируемый рост зарплаты и других денежных доходов населения ускорился.

Таким образом, итогом реформ к 1989 г. стало: 1) разбалансирование потребительского рынка и «проедание» товарных и финансовых резервов, 2) финансовые потери от антиалкогольной кампании составили 36 млрд р., 3) ликвидация последствий аварии в Чернобыле стоила более 10 млрд р., 4) потери от падения мировых цен на нефть – 40 млрд р., 5) дополнительные расходы в социальной сфере (повышение пенсий и зарплаты – 18 млрд р.). Кроме того, в декабре 1988 г. случилось сильное землетрясение в Армении, на ликвидацию последствий которого ушло 10 млрд р. Страна стала жить в долг как никогда прежде. Динамика внутреннего долга такова: 1985 г. – 140 млрд; 1986 г. – 165 млрд; 1987 г. – 220 млрд; 1988 г. – 310 млрд; 1989 г. – 400 млрд; 1990 г. – 540 млрд; 1991 г. – 1 триллион р. Динамика роста внешнего долга представлена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Внешний долг СССР (млрд долл.)

Годы              
Внешний долг, всего 28,3 30,7 38,3 42,2 53,9 59,8 95,3
Долгосрочный долг 21,4 23,3 29,7 31,0 35,7 48,0 55,0
Краткосрочный долг 6,9 7,4 8,6 11,2 18,2 11,8 12,6
Долг бывшим соц. странам             27,7
Про Сроченные платежи по внешнему долгу         0,7 10,5 24,8

В 1990–1991 гг. рост сепаратизма вел к срыву платежей в союзный бюджет со стороны республик: СССР не смог вовремя выплачивать долги, наращивая просроченную задолженность. Обращает на себя внимание и резкий рост долга бывшим социалистическим странам. Он связан с двумя факторами. Во-первых, после распада СЭВ бывшие социалистические страны Восточной Европы стали поставлять в СССР товары широкого потребления за доллары. Во-вторых, после распада СССР правительство России по предложению Е. Гайдара согласилось пересчитать все текущие долги СССР этим странам из инвалютных рублей (условной расчетной валюты, существовавшей внутри СЭВ) в доллары, что резко увеличило сумму долга. Следует отметить, что СССР в свою очередь кредитовал другие страны мира на 80 млрд долл., но эти долги было трудно вернуть.

Таким образом ослабив административные рычаги экономического управления, руководство страны не смогло создать им адекватной замены. Трудная экономическая ситуация была создана как просчетами в сфере экономики, так и проходившими в стране политическими реформами. В свою очередь ситуация в экономике отразилась и на политических процессах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: