Россия и страны СНГ: проблемы интеграции

Одной из главных внешнеполитических задач В. В. Путин считал развитие процесса «многоуровневой и разноскоростной интеграции на постсоветском пространстве».

ЕврАзЭС. Важным шагом на этом пути стал договор «Об учреждении Евразийского экономического сообщества» (ЕврАзЭС), который был подписан 10 октября 2000 г. в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Так в рамках СНГ появилась более узкая организация стран, заинтересованных в экономической интеграции. В октябре 2007 г. лидеры Белоруссии, Казахстана и России подписали договор о создании Таможенного союза. Он создавался поэтапно почти четыре года, и только с 1 июля 2011 г. на внутренних границах России, Белоруссии и Казахстана был снят контроль за передвижением товаров. Устранение таможенных барьеров сразу дало ощутимый эффект. С 1 января 2012 г. были введены в действие соглашения о создании Единого экономического пространства – общего рынка трех упомянутых стран, в рамках которого обеспечивалось свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

ЕАЭС. На основе таможенного союза и единого экономического пространства трех стран в декабре 2010 г. было решено создать более тесную форму интеграции – Евразийский экономический союз с амбициознойцелью превратить его в «мощное наднациональное объединение, способное стать одним из полюсов современного мира». В мае 2014 г. в Астане главы государств Казахстана, России и Беларуси подписали договор «О Евразийском экономическом союзе» (ЕАЭС), который вступил в силу с 1 января 2015 г. Второго января 2015 г. к союзу присоединилась Армения, а 8 мая – Киргизия. В связи с созданием ЕАЭС 10 октября 2014 г. в Минске главы государств–членов ЕврАзЭС приняли решение о ликвидации Евразийского экономического сообщества. ЕАЭС имеет большой потенциал развития.

ОДКБ. Как было отмечено ранее, в апреле 1999 г. президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора «О коллективной безопасности» (1992) на следующие пять лет. Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора. В мае 2002 г. в Москве было принято решение о создании на базе договора «О коллективной безопасности» Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) как полноценной международной организации, военно-политического союза. В августе 2006 г. к ОДКБ присоединился Узбекистан, однако в июне 2012 г. Ташкент принял решение придерживаться нейтралитета в международных делах и приостановил членство Узбекистана в ОДКБ. Этот шаг отражал сложные отношения Узбекистана с Таджикистаном, Киргизией и Казахстаном, а также желание президента Узбекистана И. Каримова иметь особые отношения с США.

4 февраля 2009 г. в Москве лидеры стран ОДКБ одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования для отражения военной агрессии, проведения операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Ст. 1 договора содержит обязательство государств воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами. Положения ст. 2 и 4 предусматривают приведение в действие механизма совместных консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности, а также обязательства о взаимопомощи, в том числе военной, в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН в случае совершения акта агрессии против любого из государств – участников договора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: