double arrow

Россия и СНГ: проблемы интеграции


Взяв курс на разрушение союзного государства, Б. Н. Ельцин надеялся, что негативные последствия распада СССР будут компенсированы созданием Содружества Независимых Государств. Соглашение о создании СНГ было подписано 8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом (Беларусь) на встрече лидеров России, Украины и Беларуси. Б. Н. Ельцин, Л. М Кравчук и С. С. Шушкевич договорились в рамках СНГ координировать внешнеполитическую деятельность, а также сотрудничать в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи, в области охраны окружающей среды, миграционной политики и борьбы с организованной преступностью.

13 декабря 1991 г. в Ашхабаде (Туркменистан) собрались лидеры пяти центрально-азиатских государств. Вначале они обсуждали вариант образования конфедерации туркестанских государств, но затем высказались за вхождение в состав СНГ.

После этого, 21 декабря 1991 г. в Алма-Ату, столицу Казахстана, приехали лидеры 11 стран бывшего СССР. К трем славянским и пяти центрально-азиатским республикам присоединились Азербайджан, Армения и Молдова. Из бывших советских республик во встрече не принимали участие лишь страны Балтии и Грузия[2]. На встрече были приняты Алма-атинский протокол, Декларация и ряд других документов. Алма-атинский протокол зафиксировал, что все подписавшие его 11 государств «на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств». Лидеры договорились создать высший орган Содружества – Совет глав государств, а также Совет глав правительств. Решением от 21 декабря 1991 г. Совет глав государств согласился с тем, чтобы Россия «продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях». Это означало, что Российская Федерация признавалась (продолжателем) прав и обязанностей бывшего СССР и существовавших до него РСФСР и Российской Империи.

Алма-атинская декларация констатировала, что «с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Тем самым бывшему СССР был вынесен окончательный приговор. Именно после алма-атинской встречи М. С. Горбачев 25 декабря сложил с себя полномочия Президента СССР и Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР.

Экономические отношения в рамках СНГ. Одной из первых проблем для СНГ стал вопрос о единой валюте. Вначале была попытка сохранить рубль в качестве единой валюты в рамках СНГ, но вскоре стала очевидной невыгодность этого решения, поскольку все республики были готовы бесконтрольно печатать рубли, что резко ускоряло темпы инфляции. С лета 1993 г. все страны стали переходить на собственную валюту. Это усилило распад единого экономического пространства бывшего СССР и затормозило товарооборот между странами содружества../../../../AppData/Local/Учебник Торкунова/1/www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/tork/19.php.htm - _ftn3#_ftn3. Экономически проиграли все страны, в том числе и Россия. Правительство Е. Т. Гайдара надеялось, что с распадом СССР Россия не утратит контроля над рынками сырья и сбыта в бывших союзных республиках, однако эти надежды не оправдались. Все страны стали искать рынки сбыта для своей продукции за твердую валюту, обрывая прежние экономические связи. Чтобы остановить этот процесс, в сентябре 1993 г. был подписан договор «Об экономическом союзе стран СНГ».Однако это был декларативный документ, который утверждаллишьконцепцию поэтапного формирования такого союза. На первом этапе предстояло создать зону свободной торговли, на втором – таможенный и платежный союзы, на третьем – общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а на заключительном этапе – валютный союз, т. е. проведение согласованной бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики. Договор подписали и к нему присоединились все страны СНГ кроме Украины, которая выбрала особый статус «ассоциированного члена». Однако шаги по формированию общего экономического пространства сделали только РФ, Белоруссия и Казахстан, подписавшие в январе 1995 г. правительственные соглашения о формировании единого Таможенного союза.

Со временем Б. Н. Ельцин осознал тяжелые последствия распада СССР и не хотел уходить с политической арены только как разрушитель союзного государства. В апреле 1997 г. Б. Н. Ельцин и президент Беларуси А. Г. Лукашенко подписали договор о союзе Беларуси и России, а в декабре 1999 г., незадолго до ухода Б. Н. Ельцина из Кремля, – договор «О создании союзного государства Беларуси и России».

В феврале 1999 г. лидеры Белоруссии, Казахстана, Киргизии, РФ и Таджикистана подписали новый договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве. Статьи февральского договора 1999 г. также представляли собой лишь очередные декларации о намерениях: «Стороны принимают на себя обязательство завершить формирование таможенного союза и создать на его основе единое экономическое пространство». Следует отметить, что число подписантов было меньше, чем в 1993 г. Договор скрепили подписями только пять членов СНГ. Остальные страны содружества к единому экономическому пространству не стремились.

Военное сотрудничество в СНГ. Уже 30 декабря 1991 г. на встрече глав государств СНГ были подписаны соглашения, которыми намечались пути решения вопросов о Вооруженных силах и пограничных войсках бывшего СССР. Последний министр обороны СССР Е. И. Шапошников предложил в течение 5 лет сохранить под единым командованием общие структуры обороны, а государствам СНГ до завершения трансформации единых вооруженных сил воздержаться от создания собственных. Однако план Шапошникова не нашел поддержки у руководства ряда государств. Страны СНГ пошли по пути раздела военного имущества СССР и создания собственных армий.

Тем не менее, ряд стран решили объединить свои оборонные усилия. 15 мая 1992 г. Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал этот договор 24 сентября 1993 г., Грузия – 9 сентября 1993 г., Беларусь – 31 декабря 1993 г. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г., был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 г. президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора.


Сейчас читают про: