Как же возникает тревожность?

 

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: «А вдруг что-нибудь случится?» Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что в свою очередь приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе («У меня не получится»).

Кроме тревожности, являющейся стабильным свойством личности человека, существует и ситуативная тревожность, вызванная стрессовой ситуацией (например, болезнь, потеря близкого человека). Она всегда имеет конкретную причину, это состояние не бывает длительным.

Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Они часто испытывают чувство страха перед неизвестным и поэтому редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимания окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду или школе, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носит защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Знакомясь с новыми людьми, тревожный ребенок ведет себя очень робко, не сразу идет на контакт, постоянно оглядывается на родителей. Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сенситивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным.

Если общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, если родители устанавливают большое количество ограничений и запретов, постоянно одергивают и контролируют ребенка по мелочам, то он теряет уверенность в себе и в собственных силах, постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он сделает что-нибудь не так, то есть испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

Если у ребенка сложились близкие отношения с одним из родителей, обычно матерью, и общение носит демократический характер (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением), но родители – тревожные, мнительные, неуверенные в себе люди, то, установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т. е. способствует формированию тревожности.

Завышенные требования со стороны родителей и воспитателей вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Формированию тревожности способствуют частые упреки, вызывающие чувство вины («Ты так плохо себя вел, что у мамы заболела голова», «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Чем больше «грузить» ребенка – тем чаще формируется из него «загруженный» и «тормозной» молодой человек. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта «вытекает» первое напряжение, с которым ребенок подчас не может справиться. Возможны два варианта решения ребенком этой проблемы:

– либо он приспособится под непомерные требования взрослых и спрячет свои личные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного «я» доступными для него способами.

– либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов в родителями.

И то, и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою «воспитательную политику», то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много научных версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника, о готовности к бою.

Психологический словарь дает термину «тревожность» следующее: это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.

Тревожность – одно из самых тягостных переживаний. Тревогу определяет состояние неконтролируемой неопределенной угрозы, неясное чувство опасности. В отличие от страха у тревоги нет определенного источника, она охватывает человека со всех сторон. Тревога – страх неизвестно чего. Тревожность бывает ситуативной (проявляется только при определенных обстоятельствах, например, когда ребенок выступает перед зрителями на празднике или когда подходит к кабинету врача) или общей (проявляется во многих различных ситуациях).

Тревога у ребенка вызывается внутренним конфликтом, столкновением в его душе двух противоречивых стремлений, когда что-то важное для него одновременно и притягивает, и отталкивает. Именно внутренний конфликт вызывает тревогу.

 

Причины тревоги

 

До настоящего времени еще не выработано единой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

– Чрезмерно высокие и жесткие требования родителей, не учитывающие обязанности, возможности ребенка.

– Отрицательное отношение к ребенку, эмоциональное отторжение близкими, значимыми для него людьми (неласковая, строгая мама, постоянно занятый делами отец).

– Отношения среди сверстников (ребенка не принимает, отвергает группа сверстников).

– Плохие отношения между родителями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: