double arrow

Тревожность трансформируется по трем направлениям


 

1). Уход в фантазии – ребенок разрешает неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение всем потребностям. 2). Агрессия. 3). Апатия, безынициативность.

Если ребенок, выполняя определенное задание, работу, рассматривает один вариант, другой, ищет лучший, сравнивает, решает – это конструктивная тревожность. Если ребенок хватается за одно, бросает, берется за другое и снова бросает – это деструктивная тревожность. Если ребенок вообще не берется за дело – это апатия.

Задача родителей и педагогов не изгнать тревожность, а помочь, чтобы тревожность не поднималась выше определенного уровня; дать ребенку средство для конструктивного преодоления тревожности.

Ребенок может справиться с тревогой, если у него есть глубинная уверенность в мире и в себе (в глубине души); если есть определенная сумма умений и навыков, необходимых для выполнения данного дела.

Тревожность – реакция на угрозу небытия.

Пауль Тиллих (нем. философ)

Необходимо помнить: тревожное детство – болезненная юность.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, ??? или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонации голоса и т. д.




С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать в культурно-принятую форму, но и осознательно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

Но дошкольники еще остаются непоследовательными и импульсивными.

Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон, который может быть положительным и отрицательным.



Отрицательный фон ребенка характеризуется:

– подавленностью;

– плохим настроением;

– растерянностью.

Настроение: мне плохо и нехорошо потому, что никто меня не любит.

«Злая» мама – залог плохого самочувствия ребенка. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Под тревожностью понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Ситуации:

– неопределенная опасность ситуации:

– ожидание неблагополучного развития событий;

– тревога, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Что же означает безусловно принимать ребенка?

Безусловно принимать ребенка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Есть семьи, в которых ребенок получает любовь родителей как награду только тогда, когда родители им довольны. Если ребенок поступает не так, как ожидали родители, это вызывает у них раздражение. Съел манную кашу до конца – «Молодец, я тебя люблю», не съел – «Ты очень плохой, я тебя не люблю».

Ценность личности ребенка здесь не принимается во внимание. Если же ребенок окружен постоянной любовью вне зависимости от того, какой он в данный момент – «хороший» или «плохой», то такие проявления родительской любви вызывают ощущение ценности собственного «я». Ребенок чувствует, что он значим и важен, способен на многое. Результатом безусловной любви, безусловного приятия является возникновение у ребенка чувства собственного достоинства, выраженное чувство принадлежности к семье, когда дети дорожат и гордятся тем, что они живут с мамой и папой; они во многом подражают родителям и с гордостью рассказывают о них окружающим; став взрослыми, они способны любить преданно и глубоко, так как для того чтобы любить других, необходимо в какой-то мере любить себя. И сама способность любить, как и способы выражения любви, в немалой степени зависит от соответствующего опыта, приобретенного в детстве.



Напротив, человек, лишенный любви (и часто уважения других), чувствует себя неудовлетворенным, недостойным и униженным. Самооценка в этом случае настолько невысока, что такие люби позволяют себе быть агрессивно-недружелюбными, поскольку думают, что таким образом могут вызвать у других хоть какое-то «уважение» к себе, к своей силе. Другой вариант: они проявляют агрессивное недружелюбие к самим себе, считая себя виновными и ответственными за отсутствии любви и уважения к ним у других.

Подводя итог, можно сказать, что родительская любовь, безусловное понятие, как ничто другое, способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства у человека и служит основой счастливой и плодотворной жизни.

 







Сейчас читают про: