Матрена
Матрена– молодая умная баба, мудрая женщина, которая велит Бабке и Деду сделать такой уговор: кто первый промолвит слово, тот и отнесет сковороду. Несмотря на то, что Матрене очень умная и сильная женщина, она живет одна, и, ей тоже хочется мужской заботы и ласки, ведь в деревне много забот, и одной очень трудно справляться со всеми жизненными проблемами. В этот самый момент и мудрой женщине Бог посылает утешение. Внезапно у дверей его дома оказывается солдат, возвращающийся домой после долгой службы и ищущий временного ночлега. Матрена соглашается оставить его на ночлег. Добрая душа Матрены верит в чудеса, несмотря на кажущуюся силу, здесь она предстает перед зрителем наивной и доброй молодой женщиной, верящей в сказки и ждущей свою половинку.
Баба –
Жадная, скупая, не слишком умная, но считает себя умной. Бабка не хочет починяться Деду, поэтому они ругаются и спорят без конца. В ходе спектакля старуха то и дело обращается к Матрене, по поводу и без повода, все время обещая ей награду за помощь, которую она никогда не исполняет: «Я тебе яблочков принесу, принесу! Как поспеют, так и принесу», «Так я тебе яичек-то принесу! Как куры нанесут, так и принесу», «Вода и правда волшебная. Надо Матрену отблагодарить. Снесу-ка я ей крынку сметаны. Нет, сметану жалко. Пойду просто скажу "спасибо"».
(Редкий, можно сказать, случай - повезло Деду с Бабой)
|
|
Дед
Дед ленивый, хитрый, под стать своей супруге. Он валяется на печи, ожидая, пока его жена придет с базара с гусем. Наконец, решившись встать, он спускается с печи, но, услышав лай собаки, быстро ложится обратно, сообразив, что возвращается жена. Он, как и полагается главе семьи, любит командовать: «Ты себя умной считаешь, вот и придумай!», велит сковородку отнести к Матрене. Любит вкусно поесть: «Хочу гуся жареного».
Степанида соседка
Степанида женщина любопытная и пронырливая. Несмотря на свою безалаберность, ищет себе выгоду. Бесплатно не любит работать, когда Матрена просит присмотреть за соседями, то дает дельный совет Степаниде – зная, что жадная старуха не выдержит, когда без разрешения берут ее вещи – присматривать за стариками, взяв в награду себе все, что захочется, из их вещей. Степанида также не упустит шанса поживиться чужим добром, не приложив никаких стараний и труда. Она присматривает себе вещи в чужой избе.
Солдат
Солдат добрый, влюбчивый, находчивый, любит красиво говорить. Добивается своей цели. Солдат, на самом деле не имеющий своего собственного жилья и смысла будущей жизни. Солдат при помощи басен пытается сказать Матрене то, что не может сказать напрямую.
|
|
2.2 Образное решения спектакля «Ӑслӑ арӑм» («Умная баба» по пьесе Ирины Антоновой
Замысел пьесы –это переход литературной произведении в драматургии.
Образ спектакля это авторское внутреннее ощущение всего будущего спектакля на образно-эмоциональном уровне. Знакомства с пьесой сразу рождает чувства. что сам спектакль должен быть в народном бытовом стиле. Старинные народные песни, танцы. стилистику речи. Свойственная чувашской деревням. Все это видится не только речи и в музыкальном оформлении, народность мы видим декорациях и костюмах. При зарождения образа спектакля Умная баба» акцентом становятся сурпан (женский головной убор). Он являет собой и женскую мудрость и жизненный опыт и чистоту помыслов. Это своеобразное предвидение спектакля, обобщающее на чувственном уровне всё его решение.
Выявление сверхзадачи спектакля - главная цель режиссера. Это то, ради чего, режиссер, ставит спектакль, что изменить в сознании зрителя, какие чувства и мысли хочется вызвать в нем.
Сверхзадача пьесы всегда находит свое выражение мысли и чувства автора по отношению к истории, выраженной в пьесе. Можно сказать, что сверхзадача спектакля идентична идеи пьесы.
Атмосфера спектакля
Среда пьесы: время действия, быт, характеры, ритмы, события - все это и рождает атмосферу спектакля, создаваемую и художником, и композитором, и режиссером и актёрами. У каждого из них свои выразительные средства. Но главным носителем атмосферы, конечно, является актер. Поскольку сценическая атмосфера неразрывно связана с событиями спектакля, с его конфликтами, именно актер создает и поддерживает атмосферу этих событий и конфликтов через отношение к ним, физическое самочувствие, ритм, взаимоотношения с окружающим бытом и т.д.
Такие необходимые для создания атмосферы элементы, как музыка, шумы, освещение, бытовые детали превращаются в сценические украшательства, если они не связаны с психологической жизнью персонажей, и только если они неразрывно соединены с ней, спектакль может эмоционально увлечь и захватить зрителя. А. Бармак в своей книге «Художественная атмосфера» справедливо отмечает, что «без атмосферы спектакля невозможно добиться сопереживания зрителя.[8]
Воплощение спектакля
Любой спектакль начинается с читки пьесы, характеристики героев, выбора актеров, распределения ролей и т.д., то есть это - совокупность режиссерской деятельности по созданию спектакля. В процессе осуществления режиссерского замысла определяют несколько периодов: первое –застольный период; репетиция в выгородках;
Третье - репетиция на сцене;
Четвертое –премьера.
На первых застольных репетициях режиссер знакомится актерским составом театрального коллектива. Зачитывается пьеса. Согласно характеристикам распределяются роли и затем переходят к чтения к ролям. Застольный период режиссер знакомит актеров со своим видением сюжетной линии, образов героев. После того, как актер начинает чувствовать свою роль, и старается во время читки продемонстрировать свои действия, можно уже переходить к репетициям в выгородках.
Репетиция на выгородках - это репетиция с условными предметами декорации на сценической площадке. Здесь выстраиваются мизансцены и формируются действия актеров. Затем репетиции на сцене можно разложить по видам, монтажные, прогонные, сборные, монтировочные и генеральные репетиция.
Таблица № 1 График репетиций | ||||||
№п/п | Дата репетиции | Время репетиции | Вид репетиции | Место проведения | Техническое обеспечение | Примечание |
11. | 18.01.2017 | 13.00 | Застольная репетиция | кабинет РДК | - | Встреча с потенциальными участниками спектакля. Обсуждение идеи и темы спектакля. Знакомство с текстом пьесы. |
22. | 20.01.2017 | 13.00 | Застольная репетиция | кабинет РДК | - | Встреча с участниками спектакля. Выбор функциональных ролей участников спектакля. |
33. | 25.01.20017 | 13.00 | Застольная репетиция | кабинет РДК | - | Работа над песнями к спектаклю. |
44. | 28.01.2017 | 13.00 | Застольная репетиция | кабинет РДК | - | Чтение для актеров пьесы вслух режиссером. Разбор основных событий пьесы. Работа с песнями. |
5. | 01.02.2017 | 13.00 | Застольная репетиция | кабинет РДК | - | Чтение пьесы по ролям. Обсуждение характеров персонажей. |
6. | 03.02.2017 | 13.00 | Застольная репетиция | кабинет РДК | - | Чтение пьесы по ролям. Обсуждение конфликтов между персонажами в каждой сцене. Тренинг по достижению своей задачи исполнителями ролей словесными действиями. |
7. | 08.02.2017 | 13.00 | Репетиция в «выгородке» | Сцена РДК | Скамейки, стол, стулья. | Чтение пьесы по ролям. Этюды (по действию) по картинам 1-й, 2-й картин. |
8. | 10.02.2017 | 13.00 | Репетиция в «выгородке» | Сцена РДК | Скамейки, стол, стулья. | Чтение пьесы по ролям. Этюды (по действию) по сценам 3-й, 4-й картин. Работа над костюмами |
9. | 15.02.2017 | 13.00 | Репетиция монтировочная | Сцена РДК | Скамейки, стол, стулья. | Репетиция 1-й, 2-й картин. Работа над логикой действий персонажей и их конфликтами друг с другом. |
10. | 17.02.2017 | 13.00 | Репетиция монтировочная | Сцена РДК | Скамейки, стол, стулья, баян. | Репетиция 3-й, 4-й картин Выстраивание мизансцен. Вокальная репетиция. |
11. | 22.02.2017 | 13.00 | Репетиция монтировочная | Сцена РДК | Скамейки, стол, стулья, баян. | Репетиция всех картин. Работа над логикой действий персонажей и их конфликтами друг с другом. Вокальная репетиция. |
12. | 01.03.2017 | 13.00 | Репетиция монтировочная, световая | Сцена РДК | Скамейки, стол, стулья, прожектора. | Репетиция 1-й, 2-й картин Работа с реквизитом. Вокальная репетиция. Обсуждение светового решения спектакля |
13. | 13.00 | Репетиция монтировочная | Сцена РДК | Скамейки, стол, стулья. | Репетиция 3-й, 4-й картин Выстраивание мизансцен. Актеры работают с выученными словами. | |
14. | 03.03.2017 | 13.00 | Репетиция монтировочная | Сцена РДК | Скамейки, стол, стулья, сундук, баян. | Прогон драматической части спектакля. Выстраивание событийного ряда. Обсуждение светового решения спектакля. |
15. | 09.03.2017 | 13.00 | Репетиция монтировочная | Сцена РДК | Скамейки, стол, стулья, сундук, баян. | Репетиция1-й, 2-й картин с музыкой и светом. Монтировка декораций. |
16. | 15.03.2017 | 13.00 | Репетиция монтировочная | Сцена РДК | Скамейки, стол, стулья, сундук, баян, декорации. | Репетиция музыкальной части спектакля (песен и звуками). Монтировка декораций. |
17. | 17..03.2017 | 13.00 | Репетиция монтировочная | Сцена РДК | Скамейки, стол, стулья, сундук, баян, декорации. | Технический прогон. |
19. | 22.03.2017 | 13.00 | Репетиция прогонная | Сцена РДК | Скамейки, стол, стулья, сундук, баян, декорации, прожектора. | Полный прогон спектакля в костюмах. |
20. | 24.03.2017 | 14.00 | Генеральная репетиция | Сцена РДК | Скамейки, стол, стулья, сундук, баян, декорации, прожектора. | Генеральная репетиция спектакля. |
14.02.2017 | 18.00 | Показ спектакля. | Сцена РДК | Скамейки, стол, стулья, сундук, баян, декорации, прожектора. | Премьера спектакля |
|
|
|
|
Мизансценирование
Мизансцена буквально означает расположение на сцене. Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде.