Характеристика действующих лиц

Матрена

Матрена– молодая умная баба, мудрая женщина, которая велит Бабке и Деду сделать такой уговор: кто первый промолвит слово, тот и отнесет сковороду. Несмотря на то, что Матрене очень умная и сильная женщина, она живет одна, и, ей тоже хочется мужской заботы и ласки, ведь в деревне много забот, и одной очень трудно справляться со всеми жизненными проблемами. В этот самый момент и мудрой женщине Бог посылает утешение. Внезапно у дверей его дома оказывается солдат, возвращающийся домой после долгой службы и ищущий временного ночлега. Матрена соглашается оставить его на ночлег. Добрая душа Матрены верит в чудеса, несмотря на кажущуюся силу, здесь она предстает перед зрителем наивной и доброй молодой женщиной, верящей в сказки и ждущей свою половинку.

Баба –

Жадная, скупая, не слишком умная, но считает себя умной. Бабка не хочет починяться Деду, поэтому они ругаются и спорят без конца. В ходе спектакля старуха то и дело обращается к Матрене, по поводу и без повода, все время обещая ей награду за помощь, которую она никогда не исполняет: «Я тебе яблочков принесу, принесу! Как поспеют, так и принесу», «Так я тебе яичек-то принесу! Как куры нанесут, так и принесу», «Вода и правда волшебная. Надо Матрену отблагодарить. Снесу-ка я ей крынку сметаны. Нет, сметану жалко. Пойду просто скажу "спасибо"».
(Редкий, можно сказать, случай - повезло Деду с Бабой)

Дед

Дед ленивый, хитрый, под стать своей супруге. Он валяется на печи, ожидая, пока его жена придет с базара с гусем. Наконец, решившись встать, он спускается с печи, но, услышав лай собаки, быстро ложится обратно, сообразив, что возвращается жена. Он, как и полагается главе семьи, любит командовать: «Ты себя умной считаешь, вот и придумай!», велит сковородку отнести к Матрене. Любит вкусно поесть: «Хочу гуся жареного».

Степанида соседка

Степанида женщина любопытная и пронырливая. Несмотря на свою безалаберность, ищет себе выгоду. Бесплатно не любит работать, когда Матрена просит присмотреть за соседями, то дает дельный совет Степаниде – зная, что жадная старуха не выдержит, когда без разрешения берут ее вещи – присматривать за стариками, взяв в награду себе все, что захочется, из их вещей. Степанида также не упустит шанса поживиться чужим добром, не приложив никаких стараний и труда. Она присматривает себе вещи в чужой избе.

Солдат

Солдат добрый, влюбчивый, находчивый, любит красиво говорить. Добивается своей цели. Солдат, на самом деле не имеющий своего собственного жилья и смысла будущей жизни. Солдат при помощи басен пытается сказать Матрене то, что не может сказать напрямую.

2.2 Образное решения спектакля «Ӑслӑ арӑм» («Умная баба» по пьесе Ирины Антоновой

Замысел пьесы –это переход литературной произведении в драматургии.

Образ спектакля это авторское внутреннее ощущение всего будущего спектакля на образно-эмоциональном уровне. Знакомства с пьесой сразу рождает чувства. что сам спектакль должен быть в народном бытовом стиле. Старинные народные песни, танцы. стилистику речи. Свойственная чувашской деревням. Все это видится не только речи и в музыкальном оформлении, народность мы видим декорациях и костюмах. При зарождения образа спектакля Умная баба» акцентом становятся сурпан (женский головной убор). Он являет собой и женскую мудрость и жизненный опыт и чистоту помыслов. Это своеобразное предвидение спектакля, обобщающее на чувственном уровне всё его решение.

Выявление сверхзадачи спектакля - главная цель режиссера. Это то, ради чего, режиссер, ставит спектакль, что изменить в сознании зрителя, какие чувства и мысли хочется вызвать в нем.

Сверхзадача пьесы всегда находит свое выражение мысли и чувства автора по отношению к истории, выраженной в пьесе. Можно сказать, что сверхзадача спектакля идентична идеи пьесы.

Атмосфера спектакля

Среда пьесы: время действия, быт, характеры, ритмы, события - все это и рождает атмосферу спектакля, создаваемую и художником, и композитором, и режиссером и актёрами. У каждого из них свои выразительные средства. Но главным носителем атмосферы, конечно, является актер. Поскольку сценическая атмосфера неразрывно связана с событиями спектакля, с его конфликтами, именно актер создает и поддерживает атмосферу этих событий и конфликтов через отношение к ним, физическое самочувствие, ритм, взаимоотношения с окружающим бытом и т.д.

Такие необходимые для создания атмосферы элементы, как музыка, шумы, освещение, бытовые детали превращаются в сценические украшательства, если они не связаны с психологической жизнью персонажей, и только если они неразрывно сое­динены с ней, спектакль может эмоционально увлечь и захватить зрителя. А. Бармак в своей книге «Художественная атмосфера» справедливо отмечает, что «без атмосферы спектакля невозможно добиться сопереживания зрителя.[8]

Воплощение спектакля

Любой спектакль начинается с читки пьесы, характеристики героев, выбора актеров, распределения ролей и т.д., то есть это - совокупность режиссерской деятельности по созданию спектакля. В процессе осуществления режиссерского замысла определяют несколько периодов: первое –застольный период; репетиция в выгородках;

Третье - репетиция на сцене;

Четвертое –премьера.

На первых застольных репетициях режиссер знакомится актерским составом театрального коллектива. Зачитывается пьеса. Согласно характеристикам распределяются роли и затем переходят к чтения к ролям. Застольный период режиссер знакомит актеров со своим видением сюжетной линии, образов героев. После того, как актер начинает чувствовать свою роль, и старается во время читки продемонстрировать свои действия, можно уже переходить к репетициям в выгородках.

Репетиция на выгородках - это репетиция с условными предметами декорации на сценической площадке. Здесь выстраиваются мизансцены и формируются действия актеров. Затем репетиции на сцене можно разложить по видам, монтажные, прогонные, сборные, монтировочные и генеральные репетиция.

 

 


            Таблица № 1 График репетиций
№п/п Дата репетиции Время репетиции Вид репетиции Место проведения Техническое обеспечение Примечание
11. 18.01.2017 13.00 Застольная репетиция кабинет РДК - Встреча с потенциальными участниками спектакля. Обсуждение идеи и темы спектакля. Знакомство с текстом пьесы.
22. 20.01.2017 13.00 Застольная репетиция кабинет РДК - Встреча с участниками спектакля. Выбор функциональных ролей участников спектакля.
33. 25.01.20017 13.00 Застольная репетиция кабинет РДК - Работа над песнями к спектаклю.
44. 28.01.2017 13.00 Застольная репетиция кабинет РДК - Чтение для актеров пьесы вслух режиссером. Разбор основных событий пьесы. Работа с песнями.
5. 01.02.2017 13.00 Застольная репетиция кабинет РДК - Чтение пьесы по ролям. Обсуждение характеров персонажей.
6. 03.02.2017 13.00 Застольная репетиция кабинет РДК - Чтение пьесы по ролям. Обсуждение конфликтов между персонажами в каждой сцене. Тренинг по достижению своей задачи исполнителями ролей словесными действиями.
7. 08.02.2017 13.00 Репетиция в «выгородке» Сцена РДК Скамейки, стол, стулья. Чтение пьесы по ролям. Этюды (по действию) по картинам 1-й, 2-й картин.
8. 10.02.2017 13.00 Репетиция в «выгородке» Сцена РДК Скамейки, стол, стулья. Чтение пьесы по ролям. Этюды (по действию) по сценам 3-й, 4-й картин. Работа над костюмами
9. 15.02.2017 13.00 Репетиция монтировочная Сцена РДК Скамейки, стол, стулья. Репетиция 1-й, 2-й картин. Работа над логикой действий персонажей и их конфликтами друг с другом.
10. 17.02.2017 13.00 Репетиция монтировочная Сцена РДК Скамейки, стол, стулья, баян. Репетиция 3-й, 4-й картин Выстраивание мизансцен. Вокальная репетиция.
11. 22.02.2017 13.00 Репетиция монтировочная Сцена РДК Скамейки, стол, стулья, баян. Репетиция всех картин. Работа над логикой действий персонажей и их конфликтами друг с другом. Вокальная репетиция.
12. 01.03.2017 13.00 Репетиция монтировочная, световая Сцена РДК Скамейки, стол, стулья, прожектора. Репетиция 1-й, 2-й картин Работа с реквизитом. Вокальная репетиция. Обсуждение светового решения спектакля
13.   13.00 Репетиция монтировочная Сцена РДК Скамейки, стол, стулья. Репетиция 3-й, 4-й картин Выстраивание мизансцен. Актеры работают с выученными словами.
14. 03.03.2017 13.00 Репетиция монтировочная Сцена РДК Скамейки, стол, стулья, сундук, баян. Прогон драматической части спектакля. Выстраивание событийного ряда. Обсуждение светового решения спектакля.
15. 09.03.2017 13.00 Репетиция монтировочная Сцена РДК Скамейки, стол, стулья, сундук, баян. Репетиция1-й, 2-й картин с музыкой и светом. Монтировка декораций.
16. 15.03.2017 13.00 Репетиция монтировочная Сцена РДК Скамейки, стол, стулья, сундук, баян, декорации. Репетиция музыкальной части спектакля (песен и звуками). Монтировка декораций.
17. 17..03.2017 13.00 Репетиция монтировочная Сцена РДК Скамейки, стол, стулья, сундук, баян, декорации. Технический прогон.
19. 22.03.2017 13.00 Репетиция прогонная Сцена РДК Скамейки, стол, стулья, сундук, баян, декорации, прожектора. Полный прогон спектакля в костюмах.
20. 24.03.2017 14.00 Генеральная репетиция Сцена РДК Скамейки, стол, стулья, сундук, баян, декорации, прожектора. Генеральная репетиция спектакля.
  14.02.2017 18.00 Показ спектакля. Сцена РДК Скамейки, стол, стулья, сундук, баян, декорации, прожектора. Премьера спектакля

 

Мизансценирование

Мизансцена буквально означает расположение на сцене. Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: