Музыкально-шумовая партитура

Музыкальная шумовая партитура спектакля «Умная баба» по пьесе Ирины Антоновой в переводе У.Крукка.

Успех спектакля напрямую зависит и от правильно подобранной музыкально шумовой партитуры. Хорошо подобранная сюжетная музыка в спектакле в зависимости от того, где и как ее применяют, может выполнять разнообразные назначения и придавать различные эмоциональные оттенки восприятия спектакля зрителем. В одних случаях она помогает придать только - эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сцены, не вторгаясь непосредственно в драматургическое развитие пьесы, но бывает и так, что нередко она становится важнейшим драматургическим компонентом спектакля.

Существует два основных способа решения проблемы музыкального оформления спектакля - подбор музыки и заказ композитору. Режиссер при постановке спектакля всегда должен учитывать то, что музыка в спектакле связана с его стилевым решением и жанром. Пьеса «Умная жена» написана Ириной Антоновой по мотивам русских народных сказок, но при переводе У. Крукка удалось привнести в нее определенный национальный чувашский колорит, поэтому использование чувашских народных песен и наигрышей в исполнении персонажей, а также фольклорного ансамбля, стало своеобразной народной стилизацией. Но, безусловно, всё зависит от режиссёрского замысла.

В начале спектакля, в прологе, использована сюжетная музыка, которая играет весьма значительную роль в характеристике места и времени действия. В данном случае это мелодия чувашской народной песни, записанной в нашей местности. В этом слу­чае музыка является принадлежностью, атрибутом собы­тия, бытовой или исторической обстановки, ситуации, она позволяет создать определенный национальный чувашский колорит, а также воссоздать на сцене ощущение того или иного временного отрезка. Основная сущность таких музыкальных номеров заключается в том, что все они являются составной, а иногда неотъемлемой частью того или иного события или ситуации. Так, сюжетная музыка использована в финале спектакля – здесь исполняются песни и наигрыши, характерные для свадьбы, веселая народная песня или пляска.

Режиссером учтено соотношение состава ансамбля и размера спектакля. Ансамбль органично и ненавязчиво вплетается в основную нить сюжета, формируя целостный образ восприятия зрителем сцен сельской жизни. Решая принцип использования музыки, режиссёр должен спланировать и использование необходимых звуковых эффектов. Здесь в качестве звуковых эффектов использованы лай собак, мычание коров и звук ночных светлячков.

Народные песни в исполнении фольклорного ансамбля «Сурпан» в спектакле используются для самохарактеристики группы людей: ведь известно, что песня, исполненная группой - яркий тому пример. Выразительный смысл в этом случае при­обретает не только исконно народная мелодия (чувашская пентатоника) и сама песня, но и манера исполнения, в данном случае местные песни средненизовой группы чувашей, которыми мы являемся. Эти песни и мелодии близки и знакомы местному жителю, хранятся в потаенных уголках души, передаются из поколения в поколения и связывают их невидимой нитью, Подчеркиваются, а подчас и раскрываются те или иные черты человеческой натуры и в характере исполнения музыкального произведения. В данном случае мелодии веселые, исполняются гостевые песни, которые наводят тоску и зависть на главных героев, и в финале звучат веселые и озорные свадебные частушки. Все песни в исполнении фольклорного ансамбля «Сурпан» еще и сопровождаются музыкальными и шумовыми народными инструментами: гармошкой, трещотками, барабаном и т. д., что привносит национальный колорит и делает музыкальное сопровождение ярким и зрелищным. Помимо этого, в театре издавна существует не менее наглядный прием характеристики — через реакцию дей­ствующих лиц и персонажей на звучащую музыку. Исходя из отно­шения героев к музыке можно узнать о многих сторонах их натуры: о склонностях, симпатиях, вкусах, настроении, и в данном случае выступление фольклорного ансамбля «Сурпан» помогает выявить определен­ный сатирический образ главных героев – Деда и Бабы.

Главные герои – Дед и Баба - самовлюбленные обыватели. Они далеки от музыки, им чуждо выражение своих чувств посредством музыки и песни. Свои чувства они выражают бранью и обидами друг на друга. Но их души все-таки не так далеки от музыки, как нам кажется по ходу развития сюжета. Каждый раз проходящая по улице группа сельских жителей, исполняющих народные песни, будоражит их сердца и в них вспыхивают заложенные природой в каждом чуваше и любовь к музыке и любовь к танцам. Хоть своим видом они выражают и деланное равнодушие, но и им, как далеким от всех развлечений и приятного времяпрепровождения людям, хочется выпустить душу на волю и разойтись во всю мощь, но это сделать не позволяют жадность, лень и скупость. Как и всем, им хочется пройтись с разудалой песней по улице и зайти к кому-нибудь в гости, но они ни с кем не общаются, их никто не зовет в гости и им не с кем это сделать. А дома они тратят время лишь на споры друг с другом.

Зачастую музыка помогает охарактеризовать героев пьесы, и в характеристике персонажа пьесы выявляется не только при сопровождении определенных действий и состояний характера и души, но и тогда, когда музыкальная пьеса или отрывок из нее (чаще всего песня) исполняется самим героем. Посредством музыки персонаж может выражать не только внешние признаки и настроение, но и свои скрытые внутренние качества: склад души, склонности, черты характера, темперамент, уровень культурного развития, менталитет, национальные, социальные признаки и отличительные черты, моральную сущность и т. д. Любая песня, любая инструментальная пьеса и даже короткий наигрыш, исполняемый действующим лицом, в той или иной степени неизбежно делается его характеристикой. Вот и Умная Матрена исполняет лирическую песню, в которой посредством метафоры и сравнений иносказательно выражается грусть по чистой и светлой любви. Эту песню внезапно подхватывает и солдат, и здесь песня становится показателем родства душ этих двух персонажей и они даже сами не замечая того, что поют ее вместе, витают в своих мечтах о любви и выражают свою тоску по своей желаемой второй половине. Зритель, который видит Матрену умной, мудрой и сильной женщиной, здесь понимает, что вся ее мужественность и стойкость – лишь необходимое средство для выживания одинокой женщины в реалиях настоящей деревенской жизни, что она, как никто¸ нуждается в сильном мужском плече, опоре и в любви. Взволнованный зритель видит перед собой совер­шенно другого человека. Музыкальное произведение – народная чувашская песня «Ҫӗмӗртӗм», открывает потаенные струны души Умной Матрены, которая в разговорах с Бабой сперва предстает совершенно иным человеком. Музыкальное сопровождение спектакля, как правило, много­значно. Зачастую эта многозначность проявляется в том, что музыка может характеризовать не только героя, но и ситуацию, а также отношения, возникающие между героями. Примеры характеристики подобного рода мож­но встретить во многих классических и советских пьесах. Вот и в случае с Матреной и Солдатом мы можем видеть, что когда исполняемую Матреной песню подхватывает Солдат, то этим показано зарождение между ними чувств, и предвидится их дальнейшее развитие, потому что песня близка им обоим.

Таким образом, в нашем спектакле выражены несколько из возможностей использования сюжетной музыки — характеристика действующих лиц через то, как они играют и что играют, поют, танцуют, и также через то, что и как слушают.



действие картиныявления. Аппаратура Музыкальный фрагмент Реплика введения Прием введения Звуковой план Прием выведения Реплика выведения Примечания
  Пролог. Народная Музыкальная аппаратура Чувашская, наигрышная - Плавно Зал Плавно - -
  Песня Гармошка, живое исполнение фольклорного коллектива «Сурпан» «Кукаҫипе куками» Начало первой действии Плавно Зал, сцена Плавно Фольклорный коллектив уходит за сцену, появляются дедка с бабкой  
  Лай собак Муз. аппаратура Лай собак Бабка возвращается Громко сцена Плавно Бабка заходит домой.   -
  Песня Гармошка живое исполнение фольклорного коллектива «Сурпан» «Хӑна юрри» Скушно бабка Плавно Зал, сцена Плавно Фольклорный коллектив уходит за сцену, бабка «Давай мы тоже позовем в гости» -
  Лай собак Муз. аппаратура Лай собак Проходи, сват, проходи, гостем будешь! Громко Зал, сцена Громко «Ох! Караул! Хватай скорей!» -
  Лай собак Муз. аппаратура Лай собак Конец первой части Громко Зал, сцена Тихо «Что ты притащил, Шарик, гуся» -
  песня Матрена поет вживую «Ҫӗмӗртӗм» Начало второй части тихо Зал, сцена Тихо Раздается стук в дверь. «Кто там?» -
  Ночь   Муз. аппаратура Звук светлячков Солдат, а солдат. (Нет ответа.) Доскажи. (Молчание.) Слышь, солдатик...   Тихо Зал, сцена Тихо «Вот досада-то» -
  Звук деревни Муз. аппаратура Мычание коров Начало третей части Громко Зал, сцена тихо «Пора корову в стадо выгонять» -
  Песня свадебная Гармошка живое исполнение фольклорного коллектива «Сурпан» «свадебные песни» Конец четвертой части Громко Зал, сцена Громко «А мы со стариком будем тебе не свадьбе посажеными отцом и матерью.» -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: