Индивидуальные сообщения

СОВРЕМЕННАЯ РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК НАУКА. ЯЗЫК И РЕЧЬ.

 

Цели практического занятия

¾ систематизировать и обобщить сведения о языке и речи;

¾ познакомиться с понятиями «культура речи как наука», «речевая ситуация»;

¾ выявить особенности современной речевой ситуации;

 

Ключевые понятия: культура речи, речевая ситуация, речь, русский литературный язык, русский язык как часть национальной культуры русского народа, язык.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение культуры речи как науки.

2. Как вы понимаете выражение: язык — хранитель духовного богатства нации?

3. Расскажите о русском языке как языке межнационального общения. Что вы знаете о международном статусе русского языка?

4. В чем состоит отличие между понятиями «язык» и «речь»?

5. Что входит в понятие «речевая ситуация»? Назовите особенности современной речевой ситуации.

 

Практические задания

1. Прочитай материалы учебника, посвященные особенностям современной речевой ситуации. (см.: Русский язык и культура речи: Учеб. для вуза / Под. ред. В. Д. Черняк — М.: Высшая школа, 2006 — с. 6-11). Составьте конспект, в котором будут перечислены явления современной речевой ситуации, вызывающие беспокойство лингвистов.

 

2. Каждый год наш лексикон пополняется новыми словами. Появление новых слов фиксируется учеными-лексикографами. В 2006 г. в словарный состав нашего языка официально были включены следующие слова: антиглобалист, ваххабизм, инаугурация, кетчуп, ксерить, нелегал, силовик, узи, чипсы. Объясните значение этих слов, составьте с ними словосочетания.

 

3. Прочитайте приведенные ниже отрывки из статей и ответьте на вопрос: есть ли основания говорить, что русский язык гибнет?

«Чтобы оценить состояние русского языка, может быть, является целесообразным различать два аспекта, плохо дифференцирующиеся в русской лингвистической терминологии: структура языка (langue) и умение пользоваться им, языковая способность (language). Что касается структуры языка, то тут русскому языку ничего не угрожает. Отмечается некоторое расшатывание нормы. Но это свойственно всем современным языкам, тем более «большим» языкам, на которых говорит все более этнически пестрое население…»

В.Г. Гак

«Мне кажется, главное – плохая «языковая компетенция» большинства наших русских современников. Прежде всего иной должна стать повседневная устная речь тех, кто обучает, - учителей, преподавателей, а этого не достичь не только без изменений в духовной культурной жизни общества в целом, но и отдельного человека».

Л.П. Крысин

 

4. Прочитайте высказывание великих людей о языке и речи. Прокомментируете эти высказывания.

а) Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся. (Гораций)

б) Слово – самый сильный наркотик, который использует человечество. (Р. Киплинг)

в) Совершенствовать свой язык — огромное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое (Д.С. Лихачев)

г) Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А.Толстой)

 

 

5. Проверьте написание следующих слов по словарю. Объясните значения выделенных слов.

А…к…мулировать кап…таловл…жения, филосо…ский термин, коэ…фиц…нт, а…сорт…мент, инфл…ц…онные процессы, г…н…ратор, ди…гра…ма, интерпр…тация, пр…ор…тет, экв…в…лентный, к…мп…тенция, ко…муникация, пр…в…легия, ко…мерция, ра…считывать на д…в…ден…ы, инд…ксац…я, ди…п…зон, м…н…стерство ф…нансов.

 

6. Какие функции языка реализуются в следующих высказываниях?

1) Здравствуйте, меня зовут Марина Витальевна (преподаватель на первом занятии). 2) Какое было дождливое лето. — Да, осень, говорят, еще хуже будет. 3) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной (И.Бунин) 4) Закройте, пожалуйста, дверь! 5) Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (Русский язык. Энциклопедия)

 

 

Индивидуальные сообщения

1. Граудина Л. К. Мы, мода и язык // Русская речь. 1992. № 1.

2. Караулов Ю. Н. О состоянии современного русского языка // Русская речь. 2001. № 3.

3. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. 1991. № 4-5.

4. Александрова И.В. О некоторых особенностях моблогов и блогов // Русская речь. 2007. №4.

5. Попова Е.А. Об особенностях речи мужчин и женщин // Русская речь. 2007. №3.

6. Лазуткина Е.М. «И мы сохрани тебя, русская речь» // Русская речь. 2014. № 2

7. Маринова Е.В. Вечный вопрос о заимствованиях // Русская речь. 2014. №2

8. Клушина Н.И. Обогащение языка или пополнение лексикона // Русская речь. 2016. №6 (о заимствованиях)

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: